ЛОВЕРОВ Игорь Анатольевич, участник боевых действий на территории Республики Афганистан в 1985 – 1987 годах
.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В АФГАНИСТАНЕ НАКАНУНЕ ВВОДА ОГРАНИЧЕННОГО КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК.
Накануне апрельской революции (27 апреля 1978 г.) Афганистан оставался одной из самых отсталых стран мира. Жизнь его многонационального афганского народа была полна многочисленными очень сложными и запутанными политическими, социальными и экономическими противоречиями. По данным ООН Афганистан находился на 108 месте из 129 развивающихся стран по доходу на душу населения. На 15,5 млн. жителей приходилась только 71 больница с 3600 койками, 84 процента врачей из 1027, имевшихся в стране, жили в Кабуле. Крестьяне, составлявшие 80 процентов населения, в большинстве своем не имели своей земли и находились в долговой кабале у помещиков и сельских ростовщиков. Урожайность основных сельскохозяйственных культур была одной их наиболее низких в мире. Страна постоянно испытывала нужду в продовольствии. Крайне слабо была развита промышленность. Всего насчитывалось около 300 промышленных предприятий. Общая численность рабочих не превышала 100 тыс. человек. Но даже при таком ограниченном количестве рабочих в стране существовала хроническая безработица. Национальная промышленность обеспечивала потребности страны всего на 20 процентов. Полностью отсутствовало производство средств производства. Экономика страны существовала главным образом за счёт внешних источников финансирования: иностранные займы, кредиты, безвозмездная помощь. В городе и деревне царила страшная нищета, более 2,5 млн. афганцев вели кочевой образ жизни. Коррупция, хищения и другие злоупотребления государственных чиновников в центре и на местах, отсутствие элементарных социально-экономических и политических прав вызывало большое недовольство населения. Все это усугублялось племенными, национальными и религиозными притеснениями, почти 90 процентов населения было неграмотным. Значительная часть афганцев не была вовлечена в политическую жизнь. Многие люди не знали даже имени короля, который ими правил. Для них авторитетом были местные муллы и старейшины. В стране сложилась ситуация, когда назревшие социально-политические, экономические и национальные проблемы необходимо было срочно решать. В этих условиях для проведения реформ сверху была необходима сильная государственная власть, которой в Афганистане никогда не было. Следует отметить, что ни король Захир-шах, с 1933 года, в течение сорока лет, представлявший феодально-монархическую власть, ни М. Дауд, свергнувший в 1973 году королевскую власть и установивший республиканский строй, каких-либо радикальных реформ для разрешения назревших нужд народа не предпринимали. Попытки правительства установить сильную централизованную власть встречали сопротивление со стороны племенных вождей, других местных правителей и основной массы народа. Военно-политическая обстановка в Афганистане дестабилизировалась задолго до прихода на его территорию советских войск. В Афганистане всегда были крупные оппозиционные силы, выступавшие против любой власти. Необходимо отметить, прежде всего, неоднородность оппозиционного движения на территории Афганистана. Все вооружённые отряды можно разделить на три группы. Первую вооружённую группу составляли банды феодалов, которые существовали и действовали на протяжении всей истории страны. Они занимались грабежами, с их помощью феодалы решали все спорные вопросы между собой и с жителями кишлаков. Пользуясь слабостью властей, они активизировали свою деятельность, занимаясь главным образом грабежами на дорогах, причём стали нападать и на правительственные транспорты с грузами. Вторую группу вооружённых отрядов в Афганистане представляли торговцы наркотиками. Афганские крестьяне издавна выращивали опиумный мак и продавали опиум-сырец перекупщикам. Не изменилось это положение и после Апрельской революции (1978 г.). Перекупщики опиума с боем прорывались в районы выращивания мака, а затем в районы на афганско-пакистанской и афганско-иранской границах, где с выгодой перепродавали опиум международным торговцам. К третьей, самой многочисленной и разнообразной группе, относятся политические партии и организации, активность которых усилилась в середине 60-х годов. Заслуживают внимания следующие организации: "Караван" - либерально-буржуазная партия; "Афганская нация" ("Афган меллат") – партия, выступавшая за "великий Афганистан"; "Нация" - националистическая группа; "Демократия и равенство" ("Демократи э мотераки") – партия, выдвигавшая буржуазно-демократические требования; "Вечное пламя" ("Шоале-э Джавид") - левоэкстремистская организация, апеллировавшая к анархистским кругам; "Национальный гнет" ("Сетам-э Мели") - партия представителей национальных меньшинств; "Братья-мусульмане" - партия добивавшаяся консервативной исламистской направленности в развитии страны. Под эгидой "Братьев-мусульман", обеспечивающих влияние среди молодежи и студентов, объединились исламские фундаменталисты, выступавшие против модернизации ислама и светского характера общества и государства. Они образовали союз "мусульманская молодежь" ("Джаван-э мусульман"), организовавший ряд массовых акций протеста и вооруженных выступлений с целью свержения королевского режима. Важную роль, как показали события апреля 1978 года, играл Объединенный коммунистический фронт ("Джабба мотахед-э коммуниста"). Всё большее ухудшение материального благосостояния народных масс и неспособность правящих кругов устранить причины острейших социальных противоречий, обострение борьбы между различными общественно-политическими группировками породили неразрешимый кризис власти. К 1978 году в стране сложились такие условия, что наиболее активной политической силой в национально-освободительном движении, имеющей наибольшее влияние в армии, оказалась народно-демократическая партия Афганистана. НДПА была нелегально основана в Кабуле 1 января 1965 г. В апреле 1966 года была опубликована программа партии, провозглашавшая необходимость перехода всей власти в руки народа и установление национальной демократии. В конце 1967 года партия распалась на две фракции - "Парчам", в переводе «Знамя», возглавляемую Б. Кармалем и "Хальк", в переводе «Народ», возглавляемую Н. Тараки. "Парчам", состоявшая из зажиточных горожан, отстаивала умеренный курс. "Хальк" была более радикальной, имела тесные связи с демократическими слоями общества. Несмотря на основание народно-демократической партии и существование двух ее фракций, отношения между правительствами СССР и Афганистана были в начале 60-х годов очень хорошими. Определенное значение имеет тот факт, что, хотя НДПА при М. Дауде действовала в подполье, КПСС информировала ее о развитии отношений между советскими руководителями и М. Даудом. В 1968 году Б. Кармаль и Н. Тараки обратились через представителя КГБ к советскому послу в Кабуле, с которым они поддерживали доверительные отношения, с просьбой о посредничестве ЦК КПСС во фракционном споре. Все эти посреднические усилия должны были быть строго конфиденциальными, так как до 1977 года в стране существование политических партий официально не допускалось. Репрессии, проводимые М. Даудом в отношении партийных деятелей, достигли кульминации в марте 1977 года. Политбюро ЦК КПСС считало, что НДПА не способна руководить страной, поэтому она не рассматривалась как полноценный партнер среди коммунистических партий и не приглашалась на официальные приёмы в Москву. Точно также она не получала трибуны в официальных советских изданиях, о ней не знала общественность, и советское руководство не оказывало ей официального уважения как братской партии. Однако существовали регулярные неофициальные контакты между ЦК КПСС и фракциями "Парчам" и "Хальк", как и между советскими представителями в Кабуле и обеими фракциями. ЦК КПСС вёл постоянную работу, направленную на примирение друг с другом обеих фракций. 4 июля 1977 года состоялась объединительная конференция. Генеральным секретарем был избран Н. Тараки. Принятая на конференции резолюция ставила цель: создание Демократической Республики Афганистан. Несмотря на объединение, группировки на низовом уровне оставались разъединенными. До сентября 1978 года никто из сотрудников Международного отдела ЦК КПСС, КГБ, Главного разведывательного управления Генерального штаба (ГРУ), экспертов по Афганистану из других подразделений не знали подлинных причин раскола НДПА на две фракции. Только в 1978 году в печати появилось сообщение, о том, что между фракциями "Парчам" и "Хальк" имеются существенные идеологические различия. Фракция халькистов в своей деятельности опиралась на рабочий класс и крестьянство. Парчамисты особое внимание сосредоточили на демократической части интеллигенции и патриотически настроенных офицерах. Они пытались привлечь в свои ряды в первую очередь студентов, журналистов, работников средств массовой информации и чиновников. Важнейшей задачей на первом этапе революции халькисты считали установление диктатуры пролетариата. Парчамисты говорили о том, что первый этап революции должен быть национально-демократическим. Халькисты объявляли духовенству беспощадную войну, в то время как парчамисты считали необходимым поиск компромисса. Несмотря на внутреннюю разобщённость, политическая агитационная работа НДПА нарастала. В начале 1978 года её численность составляла уже 20 тысяч членов. В это время формировались женская и молодежная организации партии. Велась активная работа в армии, где создавались партийные ячейки, привлекавшие в свои ряды военных. В этом процессе центральную роль принял на себя Объединенный коммунистический фронт Афганистана во главе с Абдул Кадыром, активно участвовавший в перевороте 1973 года и включавший примерно 600 членов и 2 тыс. сочувствующих. Эта работа не нашла отклика среди представителей полиции и органов безопасности, проходивших подготовку в Федеративной Республике Германии. Условия жизни народа ухудшались на глазах. Нарастало недовольство населения. В обществе наблюдалась тенденция к радикализации. В армии росла оппозиция. Страна находилась в состоянии высокой задолженности и жила в основном благодаря иностранной помощи. Увеличилось количество террористических актов. 16 ноября 1977 года был убит прогрессивный министр планирования А. Хуррам. В этом убийстве подозревали организацию "Братьев-мусульман". В декабре прокатилась волна арестов членов НДПА. Стремление действующего правительства расправиться с этой наиболее опасной частью оппозиции и начавшиеся аресты руководителей НДПА дали толчок и ускорили революционное выступление этой партии. Влиятельные приверженцы М. Дауда устанавливали контакт с "Братьями-мусульманами". Прогрессировавшее объединение НДПА и нарастание активности левых сил поставили режим М. Дауда под угрозу. Накануне переворота партия насчитывала около 18 тыс. членов, из них 5 тыс. - в рядах вооруженных сил. Партия была разделена на маленькие ячейки, так как была вынуждена работать в подполье. Руководители НДПА всячески скрывали от Советского Союза планы переворота, заведомо зная, что Москва не одобрит такие намерения. В ночь с 17 на 18 апреля 1978 г. был убит профсоюзный лидер М. Хайбар. Вскоре стал распространяться слух о том, что его убийство произошло по приказу министра внутренних дел. В похоронах М. Хайбара участвовало 20 тыс. человек. Придя в 1979 году к власти, Б. Кармаль заявил, что ответственность за убийство М. Хайбара несет Х. Амин, который таким способом хотел спровоцировать быстрое свержение режима М. Дауда. Под лозунгами "Смерть империализму!" и "США, руки прочь от Афганистана!", после убийства, состоялся митинг против режима М. Дауда. Целую неделю М. Дауд не принимал никаких мер против руководства НДПА, консультируясь с представителями западных посольств. 24 апреля он встретился с послом США для конфиденциальной беседы. Последний посоветовал М. Дауду принять меры против беспорядков и их зачинщиков – Н. Тараки, Х. Амина и Б. Кармаля. 25 и в ночь на 26 апреля были арестованы Н. Тараки и Б. Кармаль, Х. Амин был взят под домашний арест, из армии были уволены 200 офицеров, всё это усиливало взрывоопасность ситуации. В мемуарной литературе ход переворота описывается по-разному. 26 апреля армия отмечала праздник, что дало офицерам-халькистам дополнительные преимущества. Руководство армии не имело никакой информации о перевороте. Утром 27 апреля в Кабуле начался переворот. На этот вечер была объявлена церемония награждения высших офицеров и чиновников в президентском дворце. Планировался большой прием и концерт афганских и иранских артистов. В 6 часов утра собрались несколько членов ЦК НДПА и командиры воинских частей. Они решили, что в 8 часов все члены партии должны объявить в подчиненных им подразделениях боеготовность и приступить к координации действий ВВС и сухопутных частей. Договорились о пароле. В 7 часов утра танки были приведены в боевую готовность и двинуты маршем на Кабул. Совет министров под председательством М. Дауда заседал с 9 часов. На повестке дня стоял вопрос о судьбе арестованных руководителей НДПА. Участники заседания предлагали их казнить. В 9 часов утра того же дня в военном лагере Пули-Чархи, расположенном в 25 км от Кабула, начальник штаба танкового батальона майор Аслам Ватаньяр, ввиду напряженного положения в стране, убедил командира 4-й танковой бригады объявить боевую готовность и выдать на каждый танк по 60 снарядов. В11 часов 30 минут танковый батальон, под руководством А. Ватаньяра занял позицию перед президентским дворцом. С помощью других танковых частей был взят под контроль кабульский аэропорт. А. Кадыр, со своим подразделением, взял под контроль авиабазу Баграм. Халькисты обладали абсолютным большинством в ВВС. В 11 утра в городе появились бронетранспортеры и грузовики с солдатами. Около 12 часов в воздух поднялись самолеты и стали облетать город и президентский дворец, это был сигнал к восстанию. Над президентским дворцом появились вертолеты, сбрасывавшие листовки с призывом к М. Дауду и президентской гвардии сложить оружие и открыть ворота дворца. В полдень у президентского дворца появилось и командование танкового соединения. К этому времени М. Дауд все еще вел заседание кабинета. В 12 часов дворец был окружен танками. М. Дауда поставили в известность о событиях, после чего он приказал министру обороны и начальнику президентской гвардии выяснить, что происходит. Танкам было приказано вернуться в свое расположение, но прибывали все новые машины. Прозвучал первый выстрел. После того как заседание было отменено и члены кабинета бежали через запасные выходы, министр внутренних дел и министр обороны организовали сопротивление восставшим, которое оказалось безуспешным. М. Дауда призвали сдаться, но он отверг это предложение. Бомбардировщики, поднявшиеся с аэродрома Баграм, начали бомбить окрестности дворца. Президентский дворец был хорошо укреплён, поэтому 24-ём танкам Т-54 не удалось быстро овладеть им. Президентская гвардия оказывала ожесточенное сопротивление. В итоге основная часть сопротивлявшихся была расстреляна, остальные арестованы. Сообщение о перевороте распространялось быстро, и халькисты начали повсюду брать власть. В провинциях сторонники М. Дауда оказались изолированными. В отдельных гарнизонах состоялись митинги в поддержку революции и были приняты соответствующие меры. Части 7-й и 8-й дивизий, а также 88-я артиллерийская бригада, вызванные министром обороны, были нейтрализованы. Около 16 часов по приказу полковника А. Кадыра авиация нанесла по дворцу ракетный удар. В 17.30 арестованные руководители партии были освобождены майором А. Таруном. Н. Тараки, Б. Кармаль и другие руководители НДПА приехали прямо на радиостанцию. Затем по радио, оказавшемуся с 17 до 17.30 в руках НДПА, было объявлено о победе революции. В 19 часов А. Кадыр и А. Ватаньяр зачитали по радио коммюнике Революционного совета о падении режима М. Дауда. К 18 часам руководство армией полностью перешло в руки А. Кадыра. Группы "коммандос" ворвались в апартаменты М. Дауда и разоружили гвардию. На вопрос Дауда о том, кто организовал путч, капитан Имамуддин, посланный его арестовать, ответил, что это сделала НДПА. М. Дауд начал стрелять в него, это вызвало ответную стрельбу, в результате которой М. Дауд был смертельно ранен. Точно так же были убиты его брат Наим, многочисленные члены семьи и телохранители. Существуют предположения, что Х. Амин отдал приказ сразу же при задержании расстрелять М. Дауда и его семью. В 9 часов 15 минут 28 апреля по радио было объявлено о смерти М. Дауда. В 12.33 последовало сообщение об окончательной победе революции. Власть была передана вновь созданному Революционному совету. Вечером 28 апреля Политбюро ЦК НДПА провело свое первое после взятия власти заседание. 35 человек во главе с H. Тараки и Б. Кармалем сформировали временное правительство страны. Были приняты первые декреты. Положение быстро нормализовалось. 29 апреля возобновились занятия в учебных заведениях, работа предприятий и учреждений. День спустя была провозглашена Демократическая Республика Афганистан (ДРА) и режим М. Дауда осужден как деспотический. Состоялось создание правительства из 21 человека. По предложению Н. Тараки министром иностранных дел и первым заместителем премьера стал Х. Амин. Целью революции провозглашалось социалистическое преобразование общества. В первых заявлениях Революционный совет декларировал приверженность принципам Устава ООН и исламу. Одновременно Н. Тараки заявил, что страна останется нейтральной и не будет участвовать ни в каком военном союзе. На протяжении длительного времени было непонятно, как оценивать апрельские события 1978 года, как революцию или военный путч. Один из ведущих советских специалистов по Афганистану генерал-майор К. Цаголов считал, что это был путч. В 1988 году он одним из первых начал на страницах журнала "Огонек" анализировать реальную ситуацию в Афганистане. В своих публикациях он показывал, что решающую роль играла не НДПА, а Объединенный коммунистический фронт Афганистана во главе с А. Кадыром. Разложение армии явилось заслугой прежде всего фронта, а не НДПА с ее фракциями. А. Кадыр был очень популярен в вооруженных силах. Эти соображения подтверждались тем фактом, что А. Кадыр возглавлял Революционный совет. Вместе с А. Ватаньяром он часто выступал по радио с пропагандистскими речами. Лишь позже руководство Революционным советом было передано НДПА. Впоследствии А. Кадыр оценивал это как тяжелую ошибку. Смена власти в Афганистане была сменой элит. Взятие власти НДПА в апреле 1978 года оказалось неслучайным. При поддержке армии она явилась единственной более или менее организованной партией, сумевшей осуществить свои намерения. Переворот рассматривался как оправданный, причем не только с коммунистической точки зрения, но и потому, что режим М. Дауда не мог больше существовать. В городах смена власти оценивалась положительно. НДПА была не подготовлена к такому развитию событий. Большую роль в политической жизни Афганистана, которую не следует недооценивать, играл Объединенный коммунистический фронт. О нем никогда не писали много. Название этой организации появлялось только в работах о закулисной стороне событий апреля 1978 года. Он принимал решающее участие в путче, уже обладая к тому времени развитой системой контактов и своих сторонников в армии, что в конечном счёте благоприятствовало свержению М. Дауда. Военный путч, был позже представлен в виде революции и взятия власти НДПА. Новое руководство в лице Н. Тараки и Б. Кармаля, как и М. Дауд, стремилось наладить дружественные связи с Советским Союзом, правда, не называя себя советским или коммунистическим. В отличие от М. Дауда, Н. Тараки твердо опирался на советскую систему в том, что касалось построения государственных органов и общественных организаций. Силы, свергшие М. Дауда, были отчасти теми же, что и приведшие его к власти пятью годами ранее. Первая реакция в западной литературе заключалась в утверждении, что переворот 1978 года инсценировали и возглавляли Х. Амин и А. Кадыр. Действительно, Х. Амин, в решающий момент был не арестован, а взят только под домашний арест. Однако он сумел организовать офицеров на восстание против М. Дауда. Парчамистов обвиняли в пассивном поведении во время переворота. По мнению советских и зарубежных исследователей, Х. Амин был одним из основных организаторов Апрельской революции 1978 года. В конце 1976 года Х. Амин сообщал Н. Тараки о готовности офицеров-халькистов к восстанию. Эта информация поступила к начальнику Первого главного управления В. Крючкову, который предложил ЦК КПСС организовать встречу главного агента КГБ в Кабуле и Н. Тараки и сообщить последнему о нежелательности вооруженных авантюр. Во время переговоров Н. Тараки ни словом не обмолвился о военном перевороте, но сообщил о пропагандистской работе Х. Амина среди офицеров. Вскоре после этого начались регулярные встречи между агентами КГБ и Х. Амином. Хотя "Парчам" накануне апрельского путча поддерживала более тесные отношения с Москвой, "Хальк" имела более широкую опору в армии. Без помощи военной организации парчамистов во главе с М. Хайбаром Х. Амину было не обойтись. Об этом, очевидно, местная резидентура КГБ была не осведомлена. Х. Амин не информировал "Парчам" о предстоявшем перевороте. Фракция "Парчам" поддержала выступление, о чем Х. Амин впоследствии хранил полное молчание, чтобы иметь возможность бросить офицеров-парчамистов в тюрьму. Для Советского Союза переворот был полной неожиданностью. 27 апреля в 11 часов заместитель начальника Генерального штаба С. Ахромеев позвонил начальнику Южного направления Генерального штаба Н. Богданову, но тот не имел никакой информации о революции в Афганистане. На следующий день, 28 апреля 1978 года, состоялось заседание комиссии по Афганистану, на котором присутствовали: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Комитета государственной безопасности СССР, начальник Генерального штаба Н.А. Огарков, заместитель министра иностранных дел Г.М. Корниенко, заведующий Международным отделом ЦК КПСС Б. Н. Пономарев и его заместитель Р.Н. Ульяновский. Совет Министров представлял И.В. Архипов. Председательствовал министр иностранных дел СССР А.А. Громыко. На этом заседании было принято решение признать новое правительство ДРА во главе с Н. Тараки. Об этом 30 апреля посол СССР в Афганистане А.М. Пузанов официально известил Н. Тараки. 3 мая Л.И. Брежнев и А.Н. Косыгин поздравили Н. Тараки и выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество. После апрельского путча резко возрос интерес Америки к внутриполитическим событиям в Афганистане. При президенте Д. Картере наблюдались два политических лагеря. Первый возглавлял государственный секретарь США С. Вэнс, который выступал за то, чтобы занять выжидательную позицию наблюдая за развитием событий. Приверженцы второго лагеря концентрировались вокруг советника по национальной безопасности З. Бжезинского, сторонника жесткого курса. Он рекомендовал президенту ни в коем случае не мириться с ситуацией в Афганистане. Д. Картер избрал компромиссное решение, что позволило Бжезинскому через ЦРУ поддерживать афганскую оппозицию. С другой стороны, госдепартамент мог сохранять свои контакты с режимом Н. Тараки. Уже вскоре сотрудники генерального консульства США стали встречаться с представителями оппозиции в Пешаваре, а тем временем в Пакистан хлынул мощный поток афганских беженцев. 10 мая 1978 года правительство Афганистана опубликовало программу «Основные направления революционных задач», состоящую из 20 пунктов. Она включала следующие задачи: создание независимой экономики; ускорение экономического роста; повышение уровня жизни; продолжение аграрной реформы; ликвидацию остатков феодализма и господства иностранных торговцев; расширение государственного сектора экономики; помощь мелким ремесленникам, крестьянам-беднякам и середнякам; демократизацию политической жизни и государственного аппарата; обеспечение развития национальных языков и культур всех народов; проведение культурной революции и ликвидацию остатков колониализма, неоколониализма и империализма во всех сферах жизни. Эта программа не учитывала специфические условия Афганистана, особенности влияния ислама и религиозности народа. Поэтому основная часть населения с самого начала не поддержала идеи Апрельской революции. Это была по существу программа установления диктатуры не существовавшего в стране пролетариата и дальнейших социалистических преобразований. Руководство НДПА пыталось осуществить революционные преобразования насильственными методами. Начались острые разногласия и непримиримая борьба между фракциями "Хальк" и "Парчам" внутри НДПА. Массовые репрессии против духовенства и широких слоев населения только дискредитировали в глазах народа революционные идеи. Военный путч мог перерасти в социальную революцию и изменить к лучшему жизнь афганского общества лишь в том случае, если бы реформы и необходимые социально-политические, экономические и идеологические преобразования осуществлялись не только сверху, но и, главным образом, снизу, по мере того, как само население созревало для этого и начинало их поддерживать. Важнейшей задачей, стоящей перед НДПА было создание нового государственного аппарата. В первые недели после переворота, на всех постах, представителей верхних и средних эшелонов власти, сменили члены НДПА. Среди партийцев практически не было людей, подготовленных для административной и государственной деятельности. Вместо того, чтобы постепенно изменять сложившуюся десятилетиями систему, более широко использовать на всех уровнях джирговые традиции, новые представители государственного аппарата стали слепо копировать опыт СССР. Политические свободы были провозглашены формально. В отношении старых специалистов, в том числе и патриотов, проводились жёсткие меры. Правление новых властных структур осуществлялось тоталитарными методами, что вызывало протест даже со стороны тех групп населения, которые первоначально поддерживали идеи апрельской революции. Так как сельское хозяйство было важнейшей отраслью экономики, то здесь была предпринята попытка наиболее серьезных изменений. 30 ноября 1978 г. был издан декрет "О земле", призванный начать аграрную реформу. Но её надо было подготовить снизу, добившись определенной поддержки духовенства (хотя бы в низовом звене) и самих крестьян. 11 млн. крестьян, составлявших более 80 процентов сельского населения, в одночасье были освобождены от долгов. Предполагалось изъять у 3,5 тыс. землевладельцев 740 тыс. га земли, в том числе 655 тыс. га для бесплатной передачи 296 тыс. семей, 40 тыс. га - государственным фермам и 33,5 тыс. га - общинам. Земельная реформа свелась к тому, что землю начали отбирать у одних и отдавать другим. При этом не учитывалось, что ислам запрещает отнимать то, что Аллах дал во владение другому и многие бедные крестьяне отказывались брать передаваемые им земельные участки. Никакой охраны и государственной гарантии обеспечения принадлежности новой собственности не было организовано. Взявших землю крестьян местные богачи убивали, всячески противодействовали обработке земли. Во время земельной реформы были допущены ошибки принципиального характера. Так, оказался непродуманным вопрос о водопользовании. Сопротивление встречало, и переселение некоторых крестьян в другие части страны. Политические и психологические последствия этого не принимались во внимание. План, направленный на расширение социальной базы революции посредством быстрых реформ, потерпел неудачу. Первое место для НДПА занял этнический вопрос. Все проводившиеся реформы преподносились правительством как прогрессивные преобразования, но традиции не поддавались ломке. Крупных землевладельцев, против которых, в конечном счете, и были направлены преобразования, крестьяне считали их защитниками от государственной власти. Новое руководство страны не смогло решить и национальные проблемы. Афганистан населяют свыше 30 народностей, говорящих более чем на 20 языках. После переворота НДПА провозгласила своей задачей добиться полного национального равноправия и положить конец приниженному положению малочисленных народностей. Большинство населения — пуштуны, занимавшие всегда привилегированное положение. Национальные меньшинства (таджики, узбеки, хазарейцы, чарайнаки, туркмены, нурйстанцы, белуджи и др.) всячески притеснялись и находились в неравноправном положении. Можно было привлечь их на сторону революции, предоставив этим народам определенную национальную автономию, но на практике пуштуны не отказались от своих привилегий и главенствующей роли. Они продолжали господствовать и в новых властных структурах, так как не хотели расставаться со своим особым положением в государстве. Х. Амин, будучи пуштунским националистом, ставил даже цель пуштунизации всех меньшинств. Пуштунские кочевые племена никогда не признавали государственных и иных административных границ. Территории, по которым они перемещались, им казались такими же естественными, как принадлежащие всем солнце, луна и небо. Поэтому попытки жестко перекрыть границы с Пакистаном и Ираном обострили отношения кабульских властей и с кочевыми племенами. Попытки ограничить ислам и насадить атеизм встречали враждебное отношение всего населения. Деятельность религиозных руководителей подвергалась все более жесткому контролю со стороны правительства. Исламизм НДПА характеризовала как анахронизм, хотя религия представляла собой основу культуры для большинства населения. 22 сентября 1978 года Н. Тараки публично объявил "Братьев-мусульман" врагами государства. Духовенство развернуло широкую антиправительственную кампанию, прежде всего среди пуштунских племен вдоль границы с Пакистаном и в вооруженных силах. Летом 1978 года в Кабуле, представителями оппозиции, распространялись листовки с призывом вступить на путь войны, чтобы очистить страну от коммунистов и русских. Афганскую правительственную армию охватила волна дезертирства. Не были учтены и многие другие обстоятельства, составляющие традиционно сложившиеся особенности Афганистана. Например, в этой стране никогда не было рабочего класса в его европейском понимании. "Средний" афганец всегда был одновременно немного крестьянин, немного торговец, немного ремесленник. Различия между городом и деревней всегда были условны. Низкая производительность труда в промышленности и в строительстве, низкая зарплата приводили к тому, что большинство рабочих были не в состоянии содержать семью и оставляли ее в кишлаках, постоянно сохраняя связи с сельской местностью, что препятствовало выработке пролетарской идеологии у рабочих. Несмотря на прилагавшиеся правительством усилия, реформы не удавалось провести в жизнь. У НДПА было мало информации о положении на местах, не имелось и практического опыта в осуществлении такого рода мероприятий. Таким образом, отсутствие серьезной социальной базы, которую новые власти пытались компенсировать насильственными действиями во всех сферах общественной жизни, явилось причиной того, что вокруг Афганистана начала накаляться обстановка. На Политбюро ЦК КПСС было принято решение, в сложившейся ситуации, оказывать «братскую помощь» новому правительству во главе с Н. Тараки. После переворота к советскому правительству обратился первый заместитель премьер-министра Афганистана, министр иностранных дел Х. Амин с просьбой о присылке советников и помощников для создания партийного и государственного аппарата. По советскому образцу начала перестраиваться армия. Советники создавали службу государственной безопасности, милицию (полицию), общественные организации и газеты. Экономическая помощь со стороны СССР непрерывно нарастала. Советский Союз взял на себя поставки основных энергоносителей, которые были прекращены Ираном. Таким образом, Советскому Союзу пришлось покрывать около 62 процентов ежегодной потребности Афганистана в нефтепродуктах. Кроме того, на выгодных условиях и с длительным сроком погашения, были предоставлены кредиты в сумме 1,5 млрд. руб. на пятилетний срок, для реализации текущих проектов правительства Афганистана, в рамках первого пятилетнего плана. Оказавшись у власти, сторонники Н. Тараки, объединённые во фракцию "Хальк", были вынуждены вести борьбу на два фронта. С одной стороны, нельзя было допустить провокаций со стороны своих соратников по НДПА, а с другой – падения революционного правительства под натиском сформировавшейся оппозиции. Спустя два месяца после прихода к власти Н. Тараки восемь консервативных религиозных группировок объявили о начале сопротивления установившемуся режиму. Этот альянс назывался "Джабба Неджат-э Мели" (Национальный фронт спасения) и базировался в Исламабаде. Сопротивление власти, возникшее в мае 1978 года, сначала было бесплановым и нескоординированным. По всей стране восставали разрозненные группы. В середине 1978 года начало активизироваться сопротивление в Нуристане, затем последовали локальные мятежи в Панджшерской долине. Правительство было вынуждено бомбить восставшие районы используя при этом фосфорное оружие, а по некоторым данным и напалм. Представители американского генерального консульства в Пешаваре располагая контактами с исламскими оппозиционными группировками пытались объединить их. В результате в июне 1978 года был основан так называемый фронт национального освобождения Афганистана, просуществовавший лишь шесть недель. Повышенный интерес к событиям в Афганистане проявили Пакистан, Саудовская Аравия, Египет и Израиль. В Пакистане исламские фундаменталисты получили полную свободу и вступили в тесное взаимодействие со спецслужбами, которые были заинтересованы в установлении с ними контактов с целью расширения своей агентуры в Афганистане. Администрация Пакистана установила не только тесный контакт с национальным фронтом спасения, но и предоставило свою территорию для создания вооружённых формирований. Египет и Израиль поставляли оружие вооружённым формированиям в Афганистане. Саудовская Аравия обеспечивала финансирование, Пакистан стал главной базой поддержки сопротивления. Невозможность надлежащим образом контролировать общую границу, протяжённостью около 2260 км, фактически открыла свободный доступ в Афганистан оружия и боеприпасов. Предоставлявшиеся военное имущество и материалы с максимально возможной быстротой переправлялись через афганскую границу и распределялись среди сил афганского сопротивления. К маю 1978 года в Пакистане были созданы первые базы по подготовке вооруженных формирований. Уже тогда силы афганского сопротивления оценивались в десятки тысяч вооруженных и отчасти обученных мятежников. Диверсионные акты осуществлялись в Кандагаре и Герате. Советские руководители быстро поняли, что Апрельская революция сталкивается с серьезными трудностями. В начале декабря 1978 года между Афганистаном и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве. В нем фиксировалось, в частности, оказание государствами друг другу взаимной помощи. Договор о дружбе включал 15 статей и регулировал отношения между странами-соседями. Он опирался на договоры 1921 и 1931 годов и был заключен сроком на 20 лет. В статье 1 ставилась цель углубления и укрепления нерушимой дружбы между двумя странами. В статье 2 шла речь об экономическом и техническом сотрудничестве. В статье 3 - о сотрудничестве в сферах культуры и искусства, образования и науки, здравоохранения, печати, радио, телевидения и кино, туризма, спорта и т.д. Центральное значение имела статья 4, фактически закреплявшая за СССР обязательство по оказанию всесторонней помощи. В ней говорилось о взаимных консультациях в области обеспечения безопасности, независимости и территориальной целостности обеих стран и о принятии в этих целях соответствующих мер. Был поставлен вопрос и о сотрудничестве в военной сфере. Статья 6 содержала запрет на вступление в военные или иные пакты, направленные против другой договаривающейся стороны. Статья 9 касалась борьбы против агрессивных сил с целью искоренения колониализма и расизма во всех формах их проявления. 28 декабря 1978 г. Х. Амин, через советского посла в Афганистане А.М. Пузанова, потребовал предоставить 20 млн. руб. для обеспечения мер безопасности. Председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин предложил Афганистану расширенную военную и экономическую помощь. В конце февраля 1979 года заместитель Председателя Совета Министров И. Архипов посетил Кабул и обещал крупномасштабные меры помощи, что побудило Н. Тараки потребовать еще больше. Все расходы по консультациям и оказанию помощи взял на себя Советский Союз. Афганистан должен был взять на себя только расходы по размещению, предоставлению рабочих помещений, служебного транспорта и медицинской помощи. Следует заметить, что афганское руководство не имело боеспособной армии и не пользовалось всеобщей поддержкой народных масс. В начале 1979 года во многих провинциях Афганистана начались массовые вооружённые восстания. Весной этого же года с иранской стороны на территорию Афганистана было заброшено около четырёх тысяч военнослужащих в гражданской одежде, из Пакистана направлено около трёх тысяч религиозных фанатов из народа, которые сосредоточились в провинции Герат. Местное население и воинские части Гератского гарнизона практически полностью оказались под влиянием шиитских лозунгов. 15 марта начались антиправительственные выступления в провинции Герат. Самое активное участие в них приняли выходцы из пуштунских племен. На стороне мятежников выступили военнослужащие артиллерийского полка и зенитного дивизиона, дислоцированные в Гератском гарнизоне. В это же время, для усиления волнений, производилась переброска беженцев с территории Ирана. Мятеж был подавлен лишь 20 марта. На следующий день был раскрыт заговор в Джелалабадском гарнизоне. Более двухсот тридцати солдат и офицеров было арестовано по обвинению в антиправительственных действиях. Эти события фактически поставили под угрозу само существование революционного режима в Кабуле. 17, 18, 19 марта 1979 года Н. Тараки и Х. Амин обращались к Советскому Союзу с просьбой ввести свои войска через город Кушку (территория СССР), в направлении провинции Герат, а в Кабул доставить войска на самолётах. 19 марта на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение войска не вводить, помощь оказать вооружением и техникой. В апреле 1979 года после волнений в Герате, положение НДПА стало критическим. Восставшие контролировали провинции Пактия, Кунар, Герат, Уруэган, Мазари-Шариф, Тахар, Бадахшан, Парван и Фарах. В качестве контрмеры кабульское правительство пыталось усилить собственную базу, создавая массовые организации. В число общественных организаций в Афганистане входили тогда молодежная организация, насчитывавшая 55 тысяч членов, организация армейской молодежи - 31 тысяча и рабочая организация – 70 тысяч членов. Трудящиеся, включая крестьян и мелких самостоятельных производителей, насчитывали около 3133 миллионов человек. В первой половине 1979 года Советским Союзом было безвозмездно выделено Афганистану: 10 миллионов рублей в валюте для охраны границы; 100 тысяч тонн пшеницы; 1500 автомобилей; 33 боевые машины пехоты; 50 бронетранспортёров; 25 боевых вертолётов, обеспеченных 5-10 комплектами боеприпасов, из них 6 с пуленепробиваемой бронёй; 25 бронированных разведавтомобилей; 50 противосамолётных установок на подвижных средствах; зенитная установка «Стрела». Для обслуживания вооружения и техники, а также с целью выяснения обстановки, сложившейся в Афганистане, было направлено около 500 человек советников и специалистов. 24 мая советское правительство приняло решение о строительстве радиостанции мощностью в 1000 кВт, а также в 1979—1981 годах безвозмездно поставить Афганистану специмущество на сумму 53 млн. рублей, в том числе 140 орудий и минометов, 90 бронетранспортеров, 48 тысяч единиц стрелкового оружия, около 1000 гранатометов, 680 авиационных бомб, а также в июне—июле 1979 г. направить медикаменты и медицинское оборудование на сумму 50 тыс. рублей. В порядке первоочередной помощи в мае этого года были поставлены 100 зажигательных баков и 160 разовых бомбовых кассет. Однако ситуация в Афганистане оставалась нестабильной, продолжались беспорядки и волнения, росла напряжённость. Кроме того, возникли серьёзные разногласия между Н. Тараки и Х. Амином. Х. Амин был человеком непредсказуемым и советское руководство относилось к нему с недоверием. В сентябре 1979 года, в Москве, Л. И. Брежнев и члены Политбюро ЦК КПСС встретились с руководителями обоих фракций Н. Тараки и Б. Кармалем, между которыми было заключено соглашение о сотрудничестве. Х. Амин был крайне возмущён тем, что это мероприятие произошло без его участия. Поэтому сразу после возвращения Н. Тараки он перешёл к действию. 13 сентября из кабинета министров были выведены четыре «просоветских» министра: государственной безопасности, МВД, связи и по делам границ. Это возмутило Н. Тараки. По настоянию советского посла А.М. Пузанова Н. Тараки пригласил 14 сентября Х. Амина на встречу в присутствии посла СССР. Однако встреча не состоялась. Когда Х. Амин и сопровождающие его лица прибыли к резиденции Н. Тараки, охранниками была спровоцирована перестрелка, в результате которой погиб адъютант Х. Амина. 15 сентября состоялось заседание Революционного совета и пленум ЦК НДПА. На этих заседаниях Н. Тараки был снят со всех руководящих постов и исключен из партии. Х. Амин был избран генеральным секретарем ЦК НДПА и назначен председателем Революционного совета. С приходом к власти X. Амина начались репрессии против тех, кто выражал недовольство его деятельностью. Репрессии коснулись и армии, что привело к падению ее морального и боевого духа, вызвало массовое дезертирство и даже переход целых подразделений на сторону оппозиции. В этих условиях советское руководство не могло пойти на полный разрыв с афганским режимом, так как были серьезные опасения, что без нашего влияния он повернется лицом к США. Было принято решение не отказываться от сотрудничества с X. Амином и возглавляемым им правительством, советским советникам и специалистам продолжать выполнять свои обязанности в вооруженных силах ДРА, но ни под каким предлогом не принимать участия в репрессивных действиях диктатора против неугодных ему лиц. Афганское руководство неоднократно обращалось к советскому правительству с просьбой направить в Афганистан советские войска. До сведения советского руководства эти просьбы доводились через наших представителей в Кабуле. Просьбы высказывались и тем советским руководителям, которые посещали Кабул. Это в первую очередь объяснялось нарастанием агрессивности оппозиции, которая уже развернула базы по подготовке вооружённых формирований на территории Пакистана. Х. Амин настойчиво проводил мысль о необходимости непосредственного участия Советского Союза в сдерживании боевых действий бандформирований в северных районах ДРА. Всего таких обращений более двадцати, семь из них X. Амин направил уже после устранения Н. Тараки. Следует признать, что высшее советское руководство одновременно с подготовкой решения о вводе советских войск в Афганистан предпринимало попытки мирно урегулировать вопросы, связанные с нормализацией отношений в афганском руководстве. Длительное время оно воздерживалось от ввода воинского контингента в Афганистан, полагая, что вооружённые силы этой страны сами смогут справиться с внешней и внутренней контрреволюцией. Окончательное политическое решение на ввод советских войск было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС. В заключение необходимо отметить, что события, развернувшиеся вокруг Афганистана и непосредственно внутри страны, требовали кардинальных перемен и конкретных решений со стороны правительства Афганистана и руководства СССР. Вопрос о вводе советских войск рассматривался долго и тщательно. Основными факторами, оказавшими решающее влияние на положительное решение, являются: во-первых, в связи с американской интервенцией Ирана, Советскому Союзу необходимо было укрепить своё стратегическое положение, при возможности изменить соотношение сил в регионе в свою пользу; во-вторых, вмешательство в политику Запада по отношению к странам третьего мира; в-третьих, в связи с возвышением исламского фундаментализма в Средней Азии необходимо было не допустить распространения и усиления этой идеологии в южных республиках СССР; в-четвёртых, для сохранения в Кабуле дружественного правительства, поддерживающего социалистическую идеологию, необходимо было сместить Х. Амина и его приближённых из числа халькистов с руководящих постов.
МАДИ (ГТУ), Институт гуманитарных исследований. Гуманитарные науки. Сборник статей. Выпуск четырнадцатый. Москва. 2001. С. 135-153.
Источник: 278-odkbr.ru.
Рейтинг публикации:
|