Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Противовирусный препарат Виталанг-2. Приобрести.


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » » Монгольский ленд-лиз...

Монгольский ленд-лиз...


30-07-2012, 16:40 | Открываем историю / Изучаем историю | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 660)

Вторая мировая была не только первой на свете войной моторов, но и последней войной кавалерии и лошадей… Лошадь в буквальном смысле слова вытянула на себе ту войну, причём по обе стороны фронта.
Накануне войны на стрелковую дивизию РККА полагалось по штату 3039 лошадей. Но в германском «вермахте» еще больше - по штату в их пехотной дивизии было свыше 6000 (шести тысяч!) лошадей. Всего в «вермахте» к моменту вторжения в СССР использовалось более одного миллиона лошадей, 88% которых находилось в пехотных дивизиях.

В отличие от автомобилей лошади, как тягловая сила, имели тогда целый ряд преимуществ – лучше передвигались по бездорожью и условным дорогам, не зависели от поставок топлива (а это очень большая проблема в военных условиях), могли долгое время обходится подножным кормом, да и сами на худой конец были ещё каким кормом…

В общем мудрый Семён Михалыч Будённый был вполне прав, когда говорил в 30-е годы, что лошадь на войне себя ещё покажет. Тогда, в 40-е годы, на бездорожье Восточной Европы лошадь сыграла свою безальтернативную роль – время массовых гусеничных вездеходов-амфибий пришло куда позже…



К началу войны численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи. Но уже к 1 сентября 1941 года – в армии было 1 324 676 этих четвероногих копытных. Один миллион триста двадцать четыре тысячи шестьсот семьдесят шесть!
В дальнейшем число лошадей, обслуживающих войну людей, только увеличивалось – максимальное их единовременное количество в нашей армии превышало 1,9 миллиона.

Естественно, лошадей точно так же убивали в ходе боевых действий, они погибали от переутомления, голода и т.п. Если уж статистика людских потерь имеет разночтения, то статистика лошадиных потерь тем более в загоне… Считается, что за время Великой Отечественной войны на полях сражений погибло более миллиона лошадей. Потери немцев в лошадях, как минимум, не меньше.


Погибший красноармеец у убитой лошади, 1941 г.

За первый год войны СССР потерял почти половину своего лошадиного поголовья – если к июню 1941 г. в нашей стране насчитывалось 17,5 миллионов лошадей, то к сентябрю 1942 г. на территории, контролируемой СССР, осталось всего 9 миллионов лошадей, включая молодняк, т.е. жеребят, не способных работать, но способных только есть, и не только траву, а желательно и ещё что-то попитательнее…

Большая часть лошадей во время войны должна была оставаться в сельском хозяйстве – иначе бы оно окончательно встало – до его всеобщей механизации было ещё очень далеко, тем более трактора так же подлежали мобилизации, а человек то плуг далеко не утянет… Но что ещё хуже в военных условиях – экстренно нарастить поголовье рабочих лошадей это даже куда труднее, чем увеличить производство автомобилей. Ведь лошадь – живое живородящее существо, и чтобы жеребёнок стал способен хоть к какой-то работе требуется время, которое ну никак не сократить никакими денежными вложениями или технологиями. За любые деньги лошадь быстрее не родит, а жеребёнок быстрее не вырастет…

И вот с началом Великой отечественной войны у СССР оказался единственный сторонний источник лошадей – Монголия. Точнее Монгольская народная республика, МНР. Собственно большевики когда-то в 20-е годы по сути сами и создали эту «социалистическую» республику из глухой окраины бывшей Цинской империи, заодно вылечив монголов от почти поголовного сифилиса. Сифилисом там с начала ХХ века болело до половины населения: при помощи советских врачей «эпидемию» сифилиса остановили, а со временем и ликвидировали.

Помимо того что МНР была советским плацдармом против японского Маньчжоу-Го, она еще сыграла – без сомнения – важнейшую роль в сохранении необходимой подвижности советской армии в годы Второй мировой войны.

Монголия страна кочевая и лошадей, по сути диких, вольно пасущихся в степях, там было больше чем людей. Поставки лошадей из Монголии начались уже в 1941 году. А с марта 1942 г. монгольские власти, по решению местного аналога ЦК ВКП(б) - ЦК Монгольской народно-революционной партии, начали плановое «заготовление» лошадей для СССР.

За четыре года войны Советскому Союзу было поставлено около 485 тысяч лошадей-«монголок». По другим источникам – свыше 500 тысяч.

Не зря говориться: «Дорога ложка к обеду». В 1941-45 гг. СССР нигде ни за какие деньги не смог бы достать полмиллиона лошадей. Кроме Монголии лошади в таком товарном количестве были только в Северной и Южной Америке – не говоря уж о цене (закупка такого количестве в сжатые сроки взвинтила бы их ого-го!) доставить их в воюющий СССР было бы куда проблематичнее и сложнее, чем весь остальной «ленд-лиз»…

Из Монголии лошади поставлялись планово, по условной цене, в основном взаимозачетом за монгольские долги СССР. Таким образом, окупились все политические, военные и экономические вложения большевиков в Монголию. А монголы обеспечили нам лошадиный «ленд-лиз» - крайне своевременный и безальтернативный, закрыв дыру в данном виде военной «техники»…

При этом, полудикие, неприхотливые и выносливые монгольские лошади были куда лучше приспособлены для экстремальных условий Восточного фронта, чем их селекционированные европейские собратья.


Советские солдаты скармливают лошадям немецкие караульные боты из соломенных жгутов, 1942 г.

Не зря генерал Исса Плиев, провоевавший в конно-механизированных группах с 1941 по 1945, от Смоленска, через Сталинград до Будапешта и Маньчжурии, писал позднее: «…неприхотливая монгольская лошадка рядом с советским танком дошла до Берлина».

Советский обоз на улице Берлина, 1945 г.

Ещё 32 тысячи монгольских лошадей – т.е. на 6 кавдивизий военного времени - передали СССР в качестве подарков от монгольских крестьян-аратов. Так монгол Баву из Гоби-Алтайского аймака подарил Красной армии 55 своих лошадей. Спасибо ему. Были еще эскадрилья «Монгольский арат» и танковая колонна «Революционная Монголия», созданные на деньги, собранные в МНР. Были еще вполне огромные поставки иного скота, овчин, продуктов и т.п. Но речь тут не о них, а о лошадях для фронта…

Фактически, в 1943-45 гг. каждая пятая лошадь на фронте была «монголкой». У нас очень любят изучать вопросы насколько и как повлиял на победу и ход боевых действий американский «ленд-лиз». Но при этом никто практически не помнит его монгольский конный аналог… Да, в американских поставках мы получили тогда большую часть грузовых автомобилей и едва ли не все новые паровозы. Но чисто теоретически, уменьшив производство танков, СССР мог бы увеличить производство этого вида продукции. А вот «производство» лошадей за один-два года никаким перераспределением промышленных мощностей, никакими директивами Ставки и ЦК, никакими золотовалютными запасами было не обеспечить…

Так что за безальтернативный лошадиный «ленд-лиз», дошедший до Берлина, спасибо МНР, Монгольской народной республике, которую когда-то мимоходом, гоняя по степи немца Унгерна, сделали большевики.


Останки лошади на военной дороге…


Распутица у наших…

…и у немцев:





Кавалеристы 2-го гвардейского корпуса генерал-майора Доватора проходят через деревню в Подмосковье, 1941 г.


Советский конный разъезд ведет наблюдение...


Какая симпатичная санинструктор из 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, июнь 1942 г.


1945 г.



Источник: history-russia.livejournal.com.

Рейтинг публикации:

Нравится10




Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 



 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.






» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Уход Лукашенко




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Любимая Россия, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map