Россия за свою долгую историю имела тесные отношения с исламским миром. В принципе, за близость русских к ареалу распространения исламской культуры (сначала с Татарией, затем с Кавказом) Запад высокомерно клеил на нас ярлык «азиатчины» и «варварства». В сплочении русских с мусульманскими народами азиатской части России Запад видел угрозу собственной гегемонии. Поэтому прилагал все усилия, чтобы русские и мусульмане обескровливали друг друга в напрасных битвах. Та же тактика применяется и сегодня.
На Западе предпочитают не вспоминать, что мусульмане с Россией не только воевали, но и служили ей. Причём вторые часто были прямыми потомками первых.
Примеров тому тьма. Самый распространённый – имам Шамиль. Попав в плен к русским, он был окружён почётом и заботой. В Петербурге его принял сам император, а спустя 3 года Высочайшим Указом Шамиль был возведен в потомственное дворянство. Он поселился в Калуге, но, когда император прослышал о том, что калужский климат вреден для здоровья Шамиля, ему разрешили выехать в Киев. Видимо, такое благородное отношение русских к своим бывшим противникам заставило Шамиля изменить свои взгляды, произнести знаменитую фразу «Если бы я раньше знал, какова Россия, я бы ни за что с ней не воевал» , и отдать своего сына в кадетский корпус.
Кстати, для справки. В тяжкую годину Великой Отечественной войны дагестанцы объявили сбор средств на создание танковой колонны «Шамиль». В 1942 году колонна была создана и действовала в составе 1-й танковой армии, а Сталин поблагодарил жителей Дагестана за патриотизм и инициативу.
Была в истории России ещё одна выдающаяся личность – Чокан Валиханов, приятель Ф. М. Достоевского, П.П. Семёнова-Тянь-Шанского, А.Н. Майкова, общался с семьёй Я.С. Капустина, чьей супругой была дочь Д.И. Менделеева.
Валиханов – национальный герой казахского народа, историк, путешественник, этнограф и чингизид (прямой потомок Чингисхана) в одном лице.
Так вышло, что всю свою жизнь он посвятил служению России. Уже в 12-летнем возрасте он был отдан в Омский кадетский корпус, а в 15-летнем возрасте руководство корпуса пророчило казахскому пареньку большое научное будущее.
В 1853 году в чине корнета Чокан Валиханов закончил кадетский корпус, и стал адъютантом генерал-губернатора Западной Сибири Г. Х. Гасфорда. На этой должности Валиханов глубоко изучил экономику и историю тюркоязычных стран, совершив ряд поездок в Кокандское ханство и иные места, куда европейцам путь был закрыт.
Так Валиханов неуклонно двигался к карьере российского разведчика. Уже будучи поручиком, в 1856 году он отправляется в Кульджу (сейчас – город в Синьцзян-Уйгурском АО Китая). Инструкция министерства иностранных дел гласила: «Главная цель наша добиться решения дела с Китаем дружелюбным путём и скорее восстановить прерванные торговые отношения» .
За время путешествия поручик Чокан Валиханов записывал свои наблюдения, делал рисунки, составлял подробные отчёты. Его всерьёз заинтересовала Кашгария (сейчас входит в состав того же Синьцзян-Уйгурского АО). Будучи избран действительным членом Русского географического общества в 1857 г., Валиханов приступил к планированию путешествия в Кашгарию.
Эта территория была местом столкновения интересов Китая, Британии и России. Китайцы захватили Кашгарию в 1760 году. Британцы покорили Индию. В состав России вошли казахские степи. Продвижения России дальше вглубь материка Лондон не хотел. Обстановка была нервозной. Главное управление Генштаба Российской армии стало готовить разведывательную экспедицию под видом торгового каравана для изучения ситуации в регионе. Но европейцам въезд в Кашгарию был запрещён. Сунувшийся туда немецкий исследователь Адольф Шлагинтвейн был пойман и обезглавлен у городской стены. Поэтому возглавить экспедицию поручили Чокану Валиханову – человеку восточной внешности.
Это путешествие было очень изнурительным. Перевалив за отроги Тянь-Шаня, отряд Валиханова сумел отбиться от нескольких разбойничьих шаек, а после был подвергнут обыску китайскими властями. Не возбудив подозрений, путешественники смогли остаться в Кашгарии на целых полгода!
Раскрой китайцы их замысел, все они были бы безжалостно казнены. Но чутьё разведчика Валиханова не обмануло, и операция прошла гладко. Её итогом стал «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малой Бухарии) (1858-1859)» , который позже был оценён также иностранными востоковедами и переиздан на английском языке.
По возвращении Валиханов работает в Азиатском департаменте МИД, читает лекции по востоковедению в Русском географическом обществе в Петербурге. Однако уже в 1864 году он участвует в походе полковника М. Черняева в Западный Туркестан. В чине штабс-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, поскольку эти земли были населены преимущественно казахами и киргизами, знатоком быта и верований которых был Чокан Валиханов.
После похода он возвращается к работе в Азиатском департаменте. В те годы в Восточном Туркестане (сейчас – территория Китая) разгорелось восстание дунган и уйгуров. Ситуация осложнялась взаимными распрями дунган и уйгуров, что вылилось в ожесточённый дунгано-уйгурский конфликт. Поэтому богатый опыт Валиханова при анализе обстановки в Восточном Туркестане был в самый раз.
Некоторые исследователи утверждают, что главной причиной отъезда Валиханова обратно в Петербург было не дунгано-уйгурское восстание, а его несогласие с тем, как царская армия повела себя с жителями захваченной крепости Аулие-Ата. Как правило, этой версии придерживается националистическое крыло историков.
В любом случае, Валиханов так и остался офицером Российского Генштаба, от званий и наград не отказывался, как и от своего понимания исторической миссии России, продолжал дружить со своими армейскими приятелями, с которыми прошёл не одну сотню вёрст по Средней Азии. Он поселился в отдалённом ауле, где занялся сбором казахских народных преданий, но застарелая болезнь (чахотка) вскоре свела его в могилу.
Ему было всего 30 лет. На его могиле стараниями его боевых побратимов появилась мраморная плита с надписью на казахском и русском языках: «Здесь покоится прах штабс-ротмистра Чокана Чингисовича Валиханова, скончавшегося в 1865 году. По желанию Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана 1-го, во внимание ученых заслуг Валиханова, положен сей памятник генерал-лейтенантом Колпаковским в 1881».
Плиту доставляли из Екатеринбурга через Семипалатинск. Путь был долгий, но друзья покойного считали себя обязанными увековечить память достойного сына казахского народа и потомка Чингисхана, посвятившего свою жизнь служению России, а, значит, судьбам и русских, и казахов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+