Созданный Петром I офицерский корпус России прошел проверку в войнах со Швецией и Турцией, став надежным оплотом государства. Но жизнь не стоит на месте, естественно, что определенные изменения коснулись и офицерского корпуса. В основном они были связаны с унификацией офицерских чинов и сокращением их перечня в «Табели о рангах» – отделением чинов от конкретных должностей. Изменения коснулись всех категорий генералов и офицеров. Чин генерала от инфантерии (кавалерии) заменил чин генерал-аншефа, генерал-лейтенант стал генерал-поручиком, в полевых войсках был отменен чин бригадира, капитан-поручик превратился в штабс-капитана, в кавалерии введен младший чин корнета.
Портрет поручика Лейб-гвардии Конного полка М.Ф. Голицына. Неизвестный художник, 2-я четверть ХIХ века
Особенно много изменений было внесено в царствование Павла I. Были возвращены чины генералов от кавалерии (инфантерии, артиллерии) и генерал-лейтенантов, окончательно отменен чин бригадира, премьер-майор и секунд-майор превратились просто в майоров, а секунд-ротмистры – в ротмистров. Были упразднены чины: в гвардии – подполковника и майора, в артиллерии – прапорщика и штык-юнкера, в инженерных войсках – прапорщика. В казачьих войсках чины хорунжего, сотника, есаула и войскового старшины были приравнены к кавалерийским корнету, поручику, ротмистру и майору. Гвардейские полковники переведены из IV в VI класс. Ликвидировано преимущество в один чин артиллеристов над армейскими офицерами.
Изменения продолжались и в XIX веке. Было введено преимущество в один чин, по сравнению с «армейцами», для офицеров ряда специальных войск и ведомств, отдельные чины отменялись или переводились в другой класс. В 1845 и 1856 годах были значительно повышены требования к получению дворянства по чинам. Первый офицерский чин теперь давал личное дворянство, а потомственное дворянство мог получить только полковник (VI класс).
Юнкера. Неизвестный художник
Последние изменения в систему офицерских чинов были внесены в восьмидесятые годы XIX века. С упразднением в армии чина майора, преимущество в один чин осталось только в гвардии. Чин прапорщика был упразднен для мирного времени, а корнет приравнен к подпоручику. Многие аналогичные чины различных специальных войск и ведомств были уравнены в классе. В казачьих войсках введен чин подъесаула.
В военном ведомстве кроме офицеров служили и чиновники, имеющие статские чины. Они назывались военными чиновниками или классными чинами военного ведомства. К ним относились врачи, капельмейстеры, казначеи, квартирмистры, делопроизводители. Они имели оружие, носили форму офицерского образца, но с отличными от офицерских знаками различия. Например, чиновником военно-морского ведомства был художник Айвазовский, имевший статский чин, соответствующий чину адмирала. Практически на положении военных чиновников были и полковые священники, которые получали денежное содержание наравне с капитанами.
Слушатели Николаевской академии Генерального штаба. Фото рубежа XIX-ХХ веков
Необходимо отметить, что офицерские чины были не только в вооруженных силах. Кавалерийские чины имели офицеры Отдельного корпуса жандармов и Отдельного корпуса пограничной стражи, общеармейские чины – офицеры Корпуса горных инженеров, Корпуса инженеров путей сообщения и Корпуса лесничих.
После введения «Табели», в обществе сложилась система титулования при обращении к лицам, имеющим чины. Равные по чину или нижестоящие употребляли при обращении к ним следующие титулы: «Ваше высокопревосходительство» – к имеющим чины I и II классов, «Ваше превосходительство» (III и IV классы), «Ваше высокородие (V класс), «Ваше высокоблагородие» (VI и VIII классы), «Ваше благородие» (IX и XIV классы), а также ко всем дворянам, не имеющим чинов, и к почетным гражданам.
Банкет в полковом офицерском клубе
Офицерский корпус России всегда был чисто дворянским, т.к. получение первого офицерского чина автоматически вводило человека в дворянское сословие. Но по происхождению офицерский корпус не был однородным. Количество выходцев из не дворянских сословий в нем постоянно увеличивалось, вспомните капитана Тушина из «Войны и мира».
В начале XVIII века, когда все представители дворянства были обязаны состоять на государственной службе, большинство выбирало военную карьеру, как наиболее престижную и уважаемую. В этот период не только подавляющее большинство офицеров, но и значительное количество солдат и унтер-офицеров были выходцами из дворянских семей. Но уже в ходе Северной войны в некоторых полках до 40 процентов офицеров были произведены из не дворянских сословий, однако это не стало еще общей тенденцией, а было только следствием военной необходимости.
После принятия в 1762 году манифеста «О вольности дворянства», еще длительное время дворяне считали делом чести прослужить несколько лет офицером в армии или в гвардии. И даже в середине XIX века большинство помещиков были отставными поручиками или ротмистрами. В этот период офицерское звание оказывало значительное влияние на общественное положение дворянина. Так, по манифесту Екатерины II от 1775 года, офицерам разрешалось ездить по городу на лошадях, запряженных парой, остальным дворянам – только верхом или в одноколке. При выборах должностных лиц уездной и губернской дворянской администрации (предводителей дворянства, капитан-исправников, судей, заседателей дворянских судов и т.д.) не имеющие офицерского чина дворяне, вне зависимости от их имущественного ценза, лишались права голоса и могли только присутствовать на выборах.
Молодые русские офицеры накануне Первой мировой войны
Государство поставило офицерский корпус в особое привилегированное положение, но и требовало от него полной самоотдачи и самопожертвования. И не случайно, что выдающиеся победы русской армии, когда ее слава гремела по всей Европе, а границы России стремительно расширялись, приходятся на XVIII и первую половину XIX веков. В этот период статус офицеров в русском обществе был как никогда высок, а служба в армии считалась делом чести каждого дворянина.
Но к концу XIX века дворянство во многом утратило свои позиции в обществе, и престиж офицерской службы значительно пошатнулся, что сказалось и на составе офицерского корпуса. К началу первой мировой войны только 50 процентов офицеров были выходцами из дворянского сословия. В ходе войны потери кадровых офицеров были огромными. Восполнение офицерского корпуса шло за счет выпускников школ прапорщиков и производства непосредственно на фронте из солдат и унтер-офицеров. Причем 80 процентов молодых офицеров были выходцами из крестьян и только 4 процента – из дворянского сословия. Война оказала огромное влияние на офицерский корпус, влила в него живительные силы простого русского народа, теснее связала его с солдатами, но и привела к частичной утрате им многих качеств, которые воспитывались десятилетиями.
Созданный Петром I офицерский корпус просуществовал в России до 1917 года, когда офицерские чины (как и все другие) были упразднены декретами ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» и «Об уравнении всех военнослужащих в правах». Реально же он истаял в огне гражданской войны, в результате которой многие офицеры погибли или оказались в эмиграции, а оставшиеся в России – перешли служить в Красную Армию или навсегда оставили службу. Но лучшие традиции офицерского корпуса были сохранены и нашли свое продолжение и развитие в деятельности офицеров Советской, а затем – Российской Армии.
Источник: shkolazhizni.ru.
Рейтинг публикации:
|