Что называется "на грязи прямо в князи" :о))) Дошла очередь до алхимии и всяких волшебных травок :о)))
Каменная кладка инков
Со времени её открытия испанскими завоевателями каменная кладка королевских зданий инков, которая часто является мегалитической и с такой точной подгонкой, что тонкое лезвие редко может быть вставлено в трещину между соседними каменными блоками, поражает воображение посетителей и учёных. Искусство инков подгонять камни широко признаётся одним из самых удивительных технических эстетических достижений каменного мастерства, которое заслуживает большего внимания, поскольку железные орудия не были известны цивилизации Инков.
Большая часть уважения к культуре инков произтекает из её впечатляющей архитектуры, и, по-видимому, мотивацией для развития этой техники кладки также было побуждение к уважению. Со времени завоевания инков испанцами высокоразвитая каменная кладка вызывала восхищение и стимулировала многочисленные попытки понять методы, которые были применены (например, Сьеса де Леон, 1553) (Гарсиласо де ла Вега, 1609) (Уоткинс,1990)). Тем не менее, сегодня многие изследователи, занимающиеся древним Перу, сходятся во мнении, что нет никакой секретной формулы, кроме примитивной рабочей техники, основанной на каменных орудиях для обстукивания, полировки мелким песком и невероятном количестве терпения и усердия.
При более детальном анализе каменной кладки необходимо учитывать, что её характер и качество сильно варьируются. Существует полигональная каменная кладка с более мелкими блоками, циклопическая полигональная каменная кладка с большими блоками, каменная кладка с оболочкой и осадочным слоем. В последних двух случаях камни либо не выровнены, либо выложены горизонтальными рядами.
Кроме того, уровень совершенства может существенно варьироваться в зависимости от местоположения и политической и духовной значимости зданий. Кладка важных памятников инков хорошо известна совершенным соединением камней различной формы.
Многоугольные камни часто имеют выпуклые, похожие на подушки грани и впалые стыки, причём углы краёв, как правило, превышают 90°. Строители Инков, по-видимому, наслаждались эффектом нерегулярности, а также игрой света и тени на своих стенах. Но также нет никаких сомнений, что такие согласованные каменные стены гораздо лучше противостоят землетрясениям.
Каменная кладка инков также известна изготовлением и транспортировкой каменных блоков весом до 100 тонн. Стены инков иногда создают впечатление, что камни были обработаны с помощью необъяснимых методов транспортировки и размягчения породы, что уже породило нетрадиционные интерпретации. Однако Дж. Протцен (Protzen,) провёл тщательное экспериментальное изследование и пришёл к выводу, что технология обработки и транспортировки камней была не очень сложной.
Протцен вытёсывает блок с помощью долерита
Большинство работ было выполнено каменными молотками из кварцита разного размера и с большим терпением. На хорошо обработанных камнях более крупные ямки-шрамы обнаруживаются внутри граней, а мелкие - ближе к краю. Согласно экспериментальным изследованиям, Инки иногда также изпользовали методы полировки. Однако их применяли не на лицевой поверхности, а во швах для улучшения прилегания. По-видимому, для этого применяли плоские камни, двигая из линейно или вращательными движениями с изпользованием суспензии воды и почвы, богатой глиной.
Было высказано предположение, что в новых возведённых стенах верхние каменные грани первоначально оставались необработанными. Затем новые камни отёсывали по их постельной поверхности и одной боковой грани. Форму этих граней затем вытёсывали на уже установленном камне, на который затем укладывался новый, вписывающийся в созданные вогнутые углубления. Требуемые трехмерные контуры были отшлифованы и адаптированы путём обстукивания молотком в ходе многих примерок. Следы камней, которые когда-то занимали это место, можно узнать на демонтированных стенах инков (см. ниже).
Однако установка большого камня в нестандартный каменный зазор, тем не менее, является серьезной проблемой. Для её решения была предложена интересная техника с изпользованием шаблонов (Andrea). Другое объяснение состояло в том, что каменщики подвешивали второй валун на лесах рядом с первым и чертили на нём с помощью шаблона форму первого.
Стены инков обычно наклонены внутрь здания или участка на 3°-5°, что делает их, вместе с их рельефным сопряжением поверхностей соседних камней, очень стабильными и сейсмостойкими.
На многих камнях видны следы ударов (от каменных молотков), более явные и грубые в центре лицевой поверхности, более тонкие и мелкие у края и соединения с соседним камнем. Они согласовываются с экспериментально подтверждённой стратегией формообразования камней путём их обстукивания (перкуссии), начиная с крупных и завершая всё более мелкими каменными молотками.
Возможно, что идеальное расположение неровных скальных граней в выбранных местах было направлено не только на демонстрацию превосходства, но и на обезпечение долговечности на сейсмоопасной территории. Во время более сильного землетрясения примыкающие камни вибрируют и танцуют относительно друг друга, но большинство из них затем снова находит своё первоначальное место, потому что гравитация благоприятствует их положению с идеально подобранными сочленениями. Подобные углублённые каменные кладки для защиты от землетрясений изпользовались и другими цивилизациями, например египтянами (Гиза), греками (Дельфия), иранцами (Персеполь). Однако строители Инков, в основном полагаясь на гравитацию и трение, достигли впечатляющего технического стандарта.
Строители Инков изпользовали различные каменные материалы. Качество минеральной породы, которую инки изпользовали для изготовления своих стен, варьировалось от места к месту, в зависимости от наличия подходящих каменоломен. Самым мягким камнем был известняк (CaCO3). Он применялся, например, для фундаментов крепости Саксайуаман, но не для её впечатляющих фасадов, которые были из андезита - магматических камней, полученных из карьера, находящегося на расстоянии 35 км.
Андезит
Андезит - богатая и превосходная вулканическая порода этого региона, часто изпользовался строителями Инков. Помимо смеси Na-и Ca- (натриевого и калиевого) полевых шпатов (NaAlSi3O8, CaAl2Si2O8) и дополнительных минералов, он содержит 57-63% кварца (SiO2) . Его, например, также изпользовали в Куско и Ракки.
Диорит
Диорит
Диориты (магматического происхождения), которые также изпользовались строителями инков, в значительной степени эквивалентны андезиту (вулканического происхождения), но формировались медленнее и имеют более крупные кристаллы. Стена из знаменитого камня с 12 гранями в Куско, принадлежащая скальному дворцу Инки, была построена из диорита.
Гранит, который изпользовали в Мачу-Пикчу, также содержит главным образом кварц и калиевый полевой шпат (KAlSi3O8) с некоторыми дополнительными минералами.
Гранит
Риолит (порфир) является вулканическим эквивалентом гранита и имеет более мелкие кристаллы. Он был главным образом изпользован строителями Инков для возведения Ольянтайтамбо (кроме андезита и диорита).
Сложив всё вместе, можно сказать, что горные минералы, которые строители Инков изпользовали для своих наиболее выдающихся стен, были магматического и вулканического происхождения, и их состав характеризуется высоким содержанием полевых шпатов и кварца.
Детальные наблюдения за подогнанными каменными блоками
Из исследований установленных в стенах Инков каменных блоков можно узнать многие интересные детали. Во-первых, следует отметить, что при взгляде на поперечное сечение такой стены, идеальную посадку часто демонстрируют только передние (видимые) каменные соединения. В каменной кладке по большей части несущие поверхности (постели) плотно прилегают друг к другу. Вертикальные соединения обычно подгоняются только на глубину нескольких сантиметров.
Оставшееся пространство заполнено мелкими камнями. На задней стороне стены подгонка в этих случаях не совершенна и часто выполняется с помощью заполняющего материала. Однако есть также места, где идеальная посадка простирается внутрь, а в некоторых случаях и до противоположной стороны (например, Саксайуаман, Священная площадь в Мачу-Пичу, Писак). Во многих других случаях стыки находятся только на ободе камней, но проходят насквозь по нижней поверхности опирания. Соседние камни внутри почти не соприкасаются. В хорошо построенных стенах, таких как в Оллантайтамбо, можно увидеть отпечаток всей неправильной верхней грани верхнего камня, совпадающий с контуром грани нижнего камня. Ещё одним памятником Инков, где это наблюдается, является Писак.
Гарсиласо де ла Вега (слева) и Сьеса де Леон (справа)
Что говорили ранние летописцы о чистовой обработке камня?
Есть два ранних хрониста Империи Инков и её падения, которые дали комментарии о том, как работали строители Инков и совершенствовали свою сложную каменную кладку: Гарсиласо де ла Вега (1609) и Сьеса де Леон (1553).
У первого был испанский отец, но его мать была принцессой инков, племянницей правителя инков Уайны Капака. Хотя он родился нелегально, он получил очень хорошее образование как на кечуа, так и на испанском языке и постоянно контактировал с ранее влиятельными личностями инков, пока не эмигрировал в Испанию в возрасте 20 лет. Там он писал свою историю инков по памяти, из испанских документов и переписки с перуанскими адресатами. Сьеса де Леон был испанским "конкистадором", который ввязался в войны между испанцами за господство в Перу. Несмотря на скромное образование, он очень увлёкся историей и оказался вполне надёжным летописцем.
Оба летописца восхищаются зданиями инков и каменной кладкой, а также большими усилиями, предпринятыми для изготовления и транспортировки камней. Они подтверждают, что изпользовали твердые каменные орудия для дробления и измельчения камней. Иезуитский священник Барнабе Кобо (1653) сообщает, что инки изпользовали обсидиановые рабочие инструменты для обработки камней и применяли большие строительные бригады для резки и шлифовки. В дополнение к этим ныне хорошо изученным методам Гарсиласо де ла Вега написал в своей 6-й книге, Глава 1:
«... они были из красиво вырезанной каменной кладки, и каждый камень был так идеально приспособлен к своим соседям, что не было места для раствора. Это правда, что изпользовался раствор, и он был сделан из красноватой глины, которую они называют на своем языке «llàncac allpa», липкой глины, которая была превращена в пасту. Между камнями не осталось и следа раствора, и поэтому испанцы утверждают, что работали без раствора ... ».
В книге 7 он продолжает: «… Многие из них (камни) расположены так близко, что шов едва заметен. Чтобы разместить их таким образом, необходимо было поднимать каждый камень и опускать его много раз, поскольку у них не было установленного квадрата или даже линейки, чтобы помочь им поставить его на место и посмотреть, подходит ли он. Они также не знали, как изготавливать краны или шкивы, или любое другое устройство, чтобы помочь им поднимать и опускать каменную кладку, хотя куски, с которыми они работали, ужасно велики… ».
Позже он продолжил: «Они действительно не изпользовали раствор из песка и извести, потому что они не были знакомы с известью. Тем не менее, они изпользовали раствор, состоящий из пасты из липкой красноватой глины, которая изпользовалась для заполнения выбоин и ям, возникающих при обработке камней… ».
(Гарсиласо де ла Вега описывает цвет грязи как «колорадо», а я перевожу его как «красноватый». Другие переводчики (например, Ливермор, 1966) переводят его как «красный»). Однако настоящее испанское слово «красный» - «rojo» Выражение «колорадо», фактически означает «окрашенный» (цветной), но показывает направленность к красному цвету. На испанском языке оно изпользуется в контексте «меняться на красный», «становиться красным» или «краснея», где настоящий «красный» не получен. Есть убедительный пример: испанцы назвали реку Колорадо в США в честь цвета столовых гор вокруг. Их цвет определенно не красный, а "красноватый ").
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+