Для начала небольшая историческая справка. К концу XIX века, более ста лет назад, губернский город Самара, с населением около сотни тысяч человек, был типичнейшим русским провинциальным городом. Частично застроенный кирпичными домами и местами мощёный центр, вокруг кривые, немощёные и очень грязные улицы из тесно жмущихся друг к другу деревянных домов и домишек. Почти полное отсутствие зелени и... вездесущая вонь.
Вопрос об устройстве канализации в Самаре обсуждался в Городской Думе ещё в сентябре 1895 года. Денег в городской казне не было. Не было и канализации. Городу помог владелец пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано. В 1906 году он предложил думе 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, и проект этот был заказан немецкому инженеру из Франкфурта на Майне В. Г. Линдлею. В начале июля 1907 года, после того как были собраны все данные и приготовлены планы и промеры, автор проекта провел в Самаре две недели, изучая местные условия. Весной 1908 года он представил проект, в апреле этого же года закончилось печатание пояснительной записки на русском языке, а в конце года - правил устройства домовых стоков. Канализация, по проекту Линдлея, должна была состоять из замкнутой системы водоводов и канав, отводящей сточные воды со всей центральной части города - до ул. Полевой включительно - в два главных коллектора, проходящих по Волжскому и Самарскому склонам.
Стены хоть и выглядят очень красиво, но покрыты слоем слизи, неясного происхождения. Скорее всего к этому причастны дрожжи с пивзавода, который находится совсем рядом и активно сбрасывает шлаки и отходы производства в каналью
Строительство пробной канализационной линии началось более ста лет назад - в середине 1909 года. Работы двигались медленно и с затруднениями, к числу последних нужно отнести неопытность рабочих и отсутствие достаточного числа опытных десятников. В марте 1911 при самарской городской управе был учреждён канализационный отдел, с этого акта началась официальная история самарской городской канализации. А на следующий год началось строительство основной канализационной сети Самары, не прекращавшееся даже в годы Первой Мировой войны.
К 1918 году в Самаре было построено 35,4 километра канализационной сети. Линии канализации прошли по улицам Николаевской (Чапаевской), Саратовской (Фрунзе), Дворянской (Куйбышевской), Панской (Ленинградской), Преображенской (Водников), Заводской (Венцека), Воскресенской (Пионерской). Волжский и Самарский коллекторы строились из кирпича, с глубиной залегания до 18 - 22 метров, и представляли собой подземные ходы шириной до метра и высотой около 1,75 метра. Некоторые участки этих коллекторов служат до сих пор.
Винтовая лестница на поверхность
Один из выходов - колодец со скобами, гораздо менее популярный, чем лестница.
Галерея не очень большая, но имеет весьма сложную архитектуру. Не возможно представить как все это строили в начале 20 века.
Основное русло
Парадный вход\выход
Строительство самарской канализации велось вплоть до 1918 года. Ввод в действие городской канализационной сети заметно улучшило
За 9 лет - 35 километров. Руками!! Я даже не говорю о том, где изготовляли кирпич в таких объёмах и такого качества, что служит и поныне! Знаете, как сделать современный кирпич? Ну, такой, чтоб без отделки лет пять простоял? Цикл производства дней девять! С обжигами и прочим. И это при современном уровне развития технологий! А ещё надо накопать и привезти на завод расходники. А потом с завода готовый кирпич! Вы представляете сколько нужно кирпича на 35 километров этих тоннелей? Сколько нужно заводов для производства этого кирпича? А сколько топлива для обжига? Полукруглые своды и полукруглые кирпичи. Да это и красиво ещё!!! И где провинциальный городок взял столько денег на всё вот это вот?? ( если только 15 тысяч рублей ушло на составление проекта канализации)
А теперь современное строительство метро. При всей современной технике, одна станция открытым типом 3-3,5 года а глубокого залегания 10-20 метров - 5 лет. Стоимость одного километра 5-10 миллиардов рублей! (Это в России конечно)
Ну? Крестьяне строили канализацию в Самаре? В лаптях? Из самопальных кирпичей на раствор с яичными желтками? На подводах привозили? 35 километров за 9 лет???
А теперь представьте, что минимум такое же есть практически под каждым крупным городом, не перестают удивлять масштабы производства кирпича, технологии кладки. И многое другое...
Однозначно была и промышленная разработка карьеров, и огромные заводы, где нагрев печей осуществлялся не углём и дровами.
***
Какое ваше мнение уважаемые читатели, ведь с одной стороны уверяют "Работы двигались медленно и с затруднениями, к числу последних нужно отнести неопытность рабочих и отсутствие достаточного числа опытных десятников." А с другой стороны результат - 35 километров за 9 лет, с филигранной кладкой кирпича, и чуть ли не в стиле "модерн". А ведь «Иллюстрированное урочное положение» графа де Рошфора уверяет, что не так много кирпича производилось в России.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+