Грандиозность и загадочность культурных строений Санкт-Петербур восхищает, а с недавнего времени еще и задает очень много вопросов. Вроде есть доходчивая официальная историческая информация как строили Питер. Но нет, пытливые умы не желают мириться с этим и с все возрастающим энтузиазмом пытаются разобраться со всем этим наследием. Этот вопрос не покидает и меня.
Всем известно гранитное обрамление как фортовых сооружений в Финском заливе, так и зданий в самом городе.
Да, с гранитным обрамлением очень много вопросов. Но при строительстве (а может быть, при реконструкции) применялись и другие породы камня. И вот какую информацию я нашел про Пудостский камень.
Известно, что победителем в тендере того времени на строительство Казанского собора вышел малоизвестный в то время зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Родился он на Урале — крепостным графа А. С. Строганова и лишь немногим более десяти лет от даты 1801г., когда будущему строителю Казанского собора исполнилось уже двадцать шесть лет, подписал граф ему «отпускную».
Как мог крепостной крестьянин иметь огромный пласт знаний и опыта в строительстве зданий и обработке камня – пусть останется на совести историков. Единственное, что могу предположить – это он получил опыт при строительстве, допустим, имения графа из камня.
Казанский собор.
Собор Святого Петра в Риме
И вот что решил предложить Андрей Воронихин:
Он решил ставить внешние колонны из пудостьского камня. Его чуть ли не пилой пилить можно, ножом резать. Мягкий он. Но в том-то и дело, что мягок этот камень, лишь пока лежит в земле, возле деревни Пудость, под Гатчиной. А вынь его из земли — другое получается: чем больше на воздухе находится, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор.
Самсон Суханов (тоже каменных дел мастер) знал этот секрет пудостьского камня и потому архитектора всячески поддерживал. С наружной колоннадой Сухановская артель справилась быстро. Словно каменная роща вдоль проспекта выросла. Оставались колонны для внутренних сводов собора — 56 колонн, из гранита...
Внутренние колонны из полированного гранита
А дальше на грани фантастики даже для современного производства.
Внешние колонны из пудостского камня.
Пу́достский камень (устар. пудожский) — известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области.
Пудостский камень часто называют известняком, что неверно, а также путают с другими похожими породами, добываемыми в Гатчинском районе, например с парицким или черницким камнем.
Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ — облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов — меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными. Однако ещё в 1920-х годах этот камень использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн.
Обратите внимание на волнообразную поверхность камня. Может быть, и в самом деле – в земле он был пластичным (или около того), а после добычи и обработки – каменел на воздухе. Ну, как вариант – шла реакция компанентов камня с кислородом воздуха.
И вот эту красоту:
формовали в опалубке и резали обычными инструментами легче, чем дерево.
И формовали частями, ставя блок на блок через какие-то проставки:
В Гатчине встречаются вот такие строения из этой породы:
И в заключении, хочу предложить еще одну версию из информации.
Это внутри все того же Казанского собора. Отбили угол. Оказалось, что это штукатурка «под гранит». Остальные фотографии можно посмотреть внутри поста.
Как думаете, возможно ли такая технология: этот «пластилин» пудостьского камня смешивали с другими компанентами: толченым мрамором, гранитом, песком и наносили такую штукатурку. Получали, конечно, не гранит, но что-то подобное, что отбили с этого угла.
Могли ли применяться в Питере технологии, которые применяли в Перу в ту эпоху, когда эти массивы были пластичными: