Названный в честь знаменитого норвежского авантюриста, антрополога и путешественника фрегат военно-морских сил Норвегии потерпел крушение при столкновении с танкером у западного побережья этой страны, считающейся одной из «родин викингов».
Об этом человеке в России знают немногое. Хотя он мало того, что прожил длинную (в 102 года!) и насыщенную жизнь, так еще и сумел вписать свое имя в мировую историю. Например, господин Ингстад совершил самый настоящий археологический подвиг, найдя в начале 60-х годов прошлого века буквально иголку в стоге сена — поселение древних норманнов X-XI веков нашей эры на побережье Ньюфаундленда в местечке Ланс-о-Мидоуз. Тем самым доказав, что древние викинги совершали трансатлантические путешествия и за 500 лет до Колумба побывали в Новом Свете. Благодаря этой находке в США в 1964 году, например, был введен как праздник день Лейфа Эриссона (еще одно торжество открытия Америки), который празднуется 9 октября каждый год. В СССР в 1969 году вышла книга Хельге Ингстада «По следам Лейфа Счастливого», в которой в увлекательной манере матерый норвежский авантюрист рассказывал о том, как же удалось найти на огромном атлантическом побережье Северной Америки крохотный поселок викингов.
Утонувший фрегат «Хельге Ингстад» не так знаменит, конечно, как его белковый прототип. Он вошел в состав флота Норвегии спустя 8 лет после смерти норвежского писателя и путешественника и считался достаточно мощным и современным кораблем. Одна только его стоимость (около 500 миллионов долларов) может внушать уважение — это примерно столько же, сколько стоит последняя яхта одного известного российского олигарха.
В любом случае, пребывание древних скандинавов в Северной Америке считается как бы доказанным фактом. Однако, есть деталь, которая всегда бросается в глаза при внимательном изучении этой темы. Во-первых, ни до, ни после открытия Ингстада в Северной Америке не находили следов пребывания норманнов (викингов), которые официальная историческая наука признала бы. Если с находками «до» Ингстада как бы понятно: процент откровенных фейков или достаточно «странных» артефактов (навроде Кенсингтонского камня или Карты Винланда, которая внезапно «появилась» в 1965 году) был весьма велик. То вот с последующими выглядит все немного по-иному: Ингстад доказал, что документальные свидетельства походов викингов в Северную Америку («Сага о гренландцах» и «Сага об Эрике Рыжем») являются вроде бы как достоверными. Ведь свои находки он базировал по большей части именно на их информации. А в этих сагах черным по белому написано, что норманны предприняли в Винланд (так они называли открытую ими часть Нового Света) не одну, а несколько экспедиций, как минимум. И жили в новых землях по нескольку лет. Однако, в 70-е годы экспедиция Национальных парков Канады перекопала еще раз найденный Хельге Ингстадом «поселок норманнов» в Ланс-о-Мидоуз и… не нашла вообще ничего связанного с древними скандинавами. Но и это только частность.
Во-вторых, что вообще нашла экспедиция под руководством Хельге Ингстада и его жены, датчанки Анны Стин, являвшейся профессиональным археологом за 7 сезонов (1961−1967 годы) скандинавского на месте раскопок? Удивительно, но лишь две вещи, однозначно атрибутированные как норманские: крошечное стеатитовое пряслице и небольшую бронзовую булавку… И это все. Все остальные находки на месте раскопок — а речь идет о нескольких тысячах предметов — принадлежали эскимосам и индейцам. Некоторые находки — остатки железных гвоздей и заклепок, а также древесины и куски шлака — свидетельствовали о том, что здесь, по всей вероятности, ремонтировали свои суда европейские рыбаки (сам залив Эпавен известен европейцам с 1503 года).
При всем этом экспедиция Инсгтада не была частным предприятием. Это была тщательно организованная и продуманная межгосударственная акция. Участие в ней принимали США, Канада, Великобритания, Швеция, Исландия и Норвегия. Экспедицию финансировали Национальное Географическое Общество США, Британское королевское научное общество, университет Осло, ряд университетов США и т. п. организации. Военно-морской флот и ВВС Канады совершенно бесплатно предоставляли экспедиции самолеты (на которых Ингстад облетел по нескольку раз весь Ньюфаундленд и заодно Лабрадор), суда и строительные материалы. В распоряжение экспедиции одно время был даже передан эсминец ВМС Канады. В военно-морском ведомстве Канады курировал экспедицию лично контр-адмирал К.Л. Дайер. Авиация Канады по запросам Инсгада и Анны Стин проводила аэрофотосъемку огромных площадей. Сами раскопки регулярно посещали сенаторы и конгрессмены США, члены британского парламента, на них наведывался губернатор Ньюфаундленда Джозеф Смолвуд и т. п. персоны. В состав экспедиции университеты США, Канады, Швеции, Норвегии, Исландии и Великобритании каждый год отправляли наиболее видных специалистов уровня докторов наук, которые регулярно ротировались.
Однако, результаты их работ оказались до того скромными, что за последующие полвека на теме исследования «древних норманнов в Северной Америке» по сути поставлен если не крест, то на пути к ней точно маячит шлагбаум. Во всяком случае, отношение историков к любым «находкам викингов» заранее скептично. Хотя, повторить успех Ингстада хочется многим. Попытки археологической службы Национальных парков Канады во главе с Бригиттой Уоллес (она принимала участие в раскопках вместе с Ингстад и Стин в 60-е годы) в 1974—1977 годах что-то еще найти в Ланс-о-Мидоуз, оказались безуспешными. Остатки раскопок снесли бульдозером, территорию завалили песком, на котором выстроили туристическую «деревню викингов»…