Как бы это не удивительно звучало, но до сих пор на нашей Планете мы находим следи цивилизаций, о которых раньше и не знали. Хотя большинство из этого лежит практически под ногами, но труднодоступных мест на Земле еще предостаточно.
Жителям округа Ранбан, давно было известно, что в горах Пир-Панджал стоят бесчисленные удивительные скульптуры коней с всадниками, встречающиеся в самых неожиданных местах, но никто не знает, когда они были созданы. Одно такое местонахождение было превращено в своего рода музей под открытым небом, поскольку каменные скульптуры находятся в окрестностях деревни Гул (Gool), и часть этих скульптур и плит были принесены сюда с окрестных полей. Многие статуи разбиты и лежат на земле – они являются частью дорожек или сложены вместе с камнями в ограды вокруг домов и полей. Их можно увидеть даже в ручьях, где их используют для стирки. Местное население, исповедующее ислам, ничего не знает об их происхождении. Большинству из них эти статуи совершенно чужды и непонятны. Те же, кто хоть как-то интересовался ими, считают их навигационными указателями для караванов, которые проходили через эти места во времена «Махабхараты».
Но это очень далеко от истины
Общий вид на местонахождение Гул (в горах Пир-Панджал, Малые Гималаи
Первой и совершенно необходимой задачей по изучению этих необычных памятников являлась их точная фиксация и описание. Выполнение этой части исследований было поручено сотрудникам ООО «Триметари Консалтинг» под руководством Михаила Аникушкина, которые провели работы по наземному лазерному сканированию объектов. Другого, столь же точного способа фиксации многочисленных объектов в настоящее время не существует. Работы выполнялись в двух кластерах, в которых были сосредоточены многочисленные каменные изваяния. Первый кластер расположен на высоте 1890 м над уровнем моря, второй – 2030 м. Площадь каждого кластера составляет около одного гектара
Рядом с каменными конями и безголовыми всадниками выросло не одно поколение детей (слева). Заброшенные и заросшие травой древние бассейны. В некоторые из них все еще поступает вода из горных источников (справа)
Лазерное сканирование было выполнено с помощью сканера Leica ScanStation P20; для создания съемочного геодезического планово-высотного обоснования использовался GNSS-приемник Leica GS14, работающий в режиме RTK c передачей поправок по радиоканалу. Помимо лазерного сканирования была выполнена аэрофотосъемка с помощью БПЛА DJI Phantom 3 и обзорное фотографирование объектов с помощью цифровой зеркальной фотокамеры
Самая оригинальная часть этих разрушенных временем и людьми памятников – это высеченные из камня изображения коней с двумя, тремя и даже четырьмя всадниками. Этот необычный и не имеющий отношения к реальности способ «группового» передвижения указывает на мифологичность происходящего – перед нами изображения героев, предков, направляющихся в ту далекую страну, которую каждый народ представляет по-своему, и в которой каждый завершает свой земной путь. Это памятники погибшим воинам. И кони, и всадники изображены с большими подробностями, с тщательно «выписанными» деталями конского снаряжения, одежды, украшений и вооружения. При этом перед нами то, что можно назвать стилизацией или примитивистской манерой изображения – все пропорции человеческого тела искажены, так же, как и пропорции предметов вооружения, упряжи. Спина коней, как восточный диван, покрыта ковром с мелкими кистями. На ней свободно помещаются два, три, четыре человека. Эти похожие друг на друга всадники на могучих конях кажутся сказочными фантастическими существами, пришедшими из неведомого нам мира. Во всем присутствует некоторая избыточность деталей, которая, кто знает, может отражать и реальную картину. Каждый конь заслуживает отдельного описания, поскольку при явном типологическом сходстве всех увиденных и зафиксированных нами фигур (а их более 200 только на двух местонахождениях), указывающих на определенный канон, каждое каменное изваяние имеет свои особенности. Удивительно, что у всех всадников одно лицо. Для передачи образа воина был создан персонаж, который являлся воплощением всего воинства. Бросаются в глаза плоско срезанные затылки, что, как нам представляется, было призвано отразить характерную антропологическую особенность населения – кольцевую или лобно-затылочную деформацию. Этот вид деформации черепа был характерен для народов Средней Азии в начале 1 в. н. э. В этом регионе эта традиция была воспринята кочевниками, известными под общим названием гунны, и распространена ими в Европу и Индию. На монетах эфталитских правителей можно увидеть такие же плоско срезанные затылки и особую форму черепа, которые антропологи объясняют искусственной деформацией (Трофимова Т.А. Изображения эфталитских правителей на монетах и обычай искусственной деформации черепа у населения Средней Азии в древности \\ История, археология и этнография Средней Азии. М. 1968, с. 189).
Этот же тип деформации мы можем увидеть и на изображениях гималайских всадников. К наиболее характерным особенностям их лиц, которые сближают их с изображениями на монетах, относятся большие, прямые, треугольной формы носы и закрученные вверх усы, показанные тонкими параллельными линиями. Большие круглые серьги в ушах каждого всадника подобны тем, что мы видим на монетах некоторых эфталитских правителей.
Почти все всадники на местонахождении Гул давно лишились головы (слева). Изображение всадников, полученное из облака точек (справа)
Перед нами совершенно оригинальный культурный пласт, который, как нам представляется, относится к одному из «темных» периодов истории Индии, связанному с завоеванием и господством эфталитов (5–7 вв. н. э.) – народа настолько же загадочного, насколько и могущественного. Известно три эфталитских племени, которые сумели вписаться в экологическую и социальную среду Северной Индии, что обеспечило их процветание. Это раджапуты, гуджары и джаты (Успенская Е.Н. Раджапуты. Рыцари средневековой Индии. 2000). От воинственных раджапутов ведут свое происхождение столь же воинственные догра – народ и сейчас населяющий Джамму и соседние области Пенджаба, Химачал-Прадеша и северо-восточный Пакистан. Вероятно, в этих горных районах были «спрятаны» и забыты их древние погребальные и культовые комплексы, к которым относится и обнаруженное в горах Пир-Панджал молчаливое каменное воинство
Всадники без головы
Удивительно, но в облике современного населения этого района Джамму можно увидеть несомненные черты сходства с древними всадниками. И глядя на лица мужчин, женщин и детей округа Ранбан, можно предположить, как в реальности мог выглядеть народ, оставивший свои неподписанные портреты в камне.
Народ, создавший эти оригинальные памятники, не исчез бесследно и потомки этих племен и сейчас живут в этих местах, не зная, что те изваяния, которые так мешают им на их маленьких полях – следы их былой славы и память их предков.