Найдены следы пропавшей в 1914 году полярной экспедиции Г.Л. Брусилова?!
На сайте Google Earth нашел любопытный
снимок. Фотография сделана спутниками НАСА в 2006 году. Возможно то,что
есть на снимке,впрямую, связано с пропавшей в 1914 году экспедицией.
Историческая
справка, цитаты: «Святая Анна» — парусно-паровая баркентина типа
«Филомель» (англ. «Philomel»), использовалась несколькими британскими
путешественниками, затем российской полярной экспедицией под
руководством Г. Л. Брусилова при попытке прохождения Северного морского
пути (1912—1914); пропала без вести в 1914 году. Судно было спущено на
воду в Великобритании 20 июля 1867 году на верфи в Пембрук-Док как
четырёхпушечный военный корабль для военно-морского флота под названием
«Ньюпорт» (англ. HMS Newport). 31 марта 1868 года «Ньюпорт» был
переквалифицирован в исследовательское судно. Яхту приобрёл английский
судовладелец Либурн Пофам (англ. F. W. Leybourne Popham) и переименовал в
«Бленкатра» (англ. Blencathra). Для нужд экспедиции в Великобритании
Брусилов за 20 тысяч рублей приобрёл «Бленкатру», несмотря на 45-летний
возраст остававшуюся в хорошем состоянии. Морской офицер Георгий Львович
Брусилов решил предпринять собственную арктическую экспедицию с целью
первого прохода Северным морским путём под российским флагом. Судно было
переименовано в честь основного инвестора экспедиции, Анны Николаевны
Брусиловой (жены его дяди, московского землевладельца Бориса Алексеевича
Брусилова). На роль медика экспедиции по собственной инициативе
вызвалась Е. А. Жданко (дочь генерала А. Е. Жданко и племянница
начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М.
Е. Жданко), имевшая квалификацию сестры милосердия. Единственным
штурманом экспедиции остался Валериан Альбанов, до этого имевший опыт
лоцмейстерского плавания в Енисейской губе и работы старшим помощником
капитана на рейсовом пароходе в Баренцевом море. В окончательно
сформированном экипаже из 24 человек было всего семь профессиональных
моряков, включая Брусилова и Альбанова. 28 августа (10 сентября) 1912
года шхуна отправилась в дальнейший путь, имея запас продовольствия на
18 месяцев. Дополнительное снабжение предполагалось добывать охотой. 4
(17) сентября 1912 года шхуна прошла в Карское море, но уже на следующий
день проход во льдах, по которому они шли, оказался закрыт. Шхуна с
переменным успехом пробивалась во льдах от полыньи к полынье, но уже 27
сентября (10 октября) 1912 года стал последним днём, когда она двигалась
самостоятельно. Шхуна оказалось зажатой льдами у западного побережья
Ямала на широте 71°45', и под сильным южным ветром начался дрейф
ледового поля с вмёрзшим судном; вместо намеченного курса на восток,
судно начало продвигаться в северном и северо-западном направлении. К
лету 1913 года «Святую Анну» вынесло севернее Новой Земли. Попытки
пропилить в ледяном поле канал до ближайшей полыньи оказались
неудачными, и судну пришлось готовиться ко второй зимовке.
Неопределённость положения усиливала разногласия среди экипажа. В
сентябре 1913 года произошел конфликт между Брусиловым и Альбановым, в
результате которого Альбанов сложил с себя полномочия штурмана. К началу
1914 года шхуну вынесло уже севернее Земли Франца-Иосифа. Несмотря на
удачную охоту во время первого года плавания, стала ощущаться нехватка
многих продуктов и топлива, ожидался голод. 10 (23) апреля 1914 года в
точке с координатами 82°55′ с. ш. 60°45′ в. д. Валериан Альбанов
покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь
обитаемой земли. Поскольку план экспедиции Брусилова не предполагал
пеших походов, то всё оборудование и снаряжение пешей группы — семь
байдарок, закреплённых на санях и меховая одежда — было самодельным,
изготовленным людьми без опыта полярных переходов в кустарных условиях
на борту «Святой Анны». Питание состояло в основном из сухарей и не
соответствовало уровню физической нагрузки. На судне осталось десять
членов экипажа. Через некоторое время матросы Пономарев, Шабатура и
Шахнин сочли путь непосильным для себя и вернулись обратно на судно. В
итоге последний экипаж «Святой Анны» состоял из 13 человек. Г. Л.
Брусилов, начальник экспедиции и капитан
Е. А. Жданко, медик
Иван Потапов, боцман
Яков Фрейберг, машинист
Вячеслав Шленский, гарпунер, внештатный корреспондент архангельской газеты
Михаил Денисов, гарпунер (норвежский подданный)
Густав Мельбард, матрос, ученик рижских мореходных классов
Иоган Параприц, матрос, ученик рижских мореходных классов
Г. Анисимов, матрос
И. Пономарев, матрос
А. Шахнин, матрос
Максим Шабатура, кочегар
Игнат Калмыков, повар.
Дальнейший путь на лыжах, санях и байдарках продолжили:
Валериан Альбанов, штурман
Петр Максимов, старший рулевой
Луняев, матрос
Архиреев, матрос
Шпаковский, матрос
Баев, матрос
Владимир Губанов, машинист
Александр Конрад, матрос
Ольгерд Нильсен, матрос (датчанин, из прежнего британского экипажа судна)
Павел Смиренников, матрос
Ян Регальд, стюард
Альбанов
планировал добраться до архипелага Земля Франца-Иосифа, где, как он
знал из книги Нансена, располагалась база арктических экспедиций
Джексона, и там дождаться проходящего судна. Предстояло преодолеть около
160 километров.
3 мая матрос Баев ушел на разведку и не вернулся, поиски не дали результата.
Проводимые
Альбановым по пути астрономические наблюдения и вычисление координат
неожиданно показали, что полярников вместе со льдом быстро уносит в
сторону от цели. Это было ранее неизвестное Восточно-Шпицбергенское
течение.
29 июня члены экспедиции вышли на южный берег мыса Мэри
Хармсуорт (остров Земля Александры), где увидели свободное ото льда
море. На десять человек оставалось лишь две байдарки и отряд вынужденно
разделился две партии, одна из которых пошла на байдарках, а другая — на
лыжах вдоль берега. За время пути в береговой партии заболел и умер
матрос Архиреев. Воссоединились обе группы на мысе Ниль (остров Земля
Георга). Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта (остров Земля
Георга). Пять человек на байдарках прибыли в условное место и ожидали
береговую партию, но безуспешно.
Далее байдарки пошли к острову
Белл и достигли его 5 июля. В пути заболел и умер матрос Нильсен. 7 июля
обе байдарки направились к мысу Флора. Поднявшийся сильный северный
ветер унес в море байдарку с матросами Луняевым и Шпаковским, об их
дальнейшей судьбе неизвестно. Второй байдарке удалось вернуться к
острову Белл.
Наконец, 9 июля байдарке Альбанова и матроса
Александра Конрада удалось добраться до старой базы Джексона на мысе
Флора (остров Нортбрук, Земля Франца-Иосифа). В результате сноса льдов
Восточно-Шпицбергенским течением, с момента оставления «Святой Анны» они
прошли более четырёхсот километров за почти три месяца.
15 июля
Конрад в одиночку (Альбанов был к тому времени тяжело болен) отправился
на мыс Гранта для поисков пропавшей береговой партии. Никаких следов ему
обнаружить не удалось.
20 июля к мысу Флора подошла шхуна «Святой
Фока» (экспедиции Седова) под командованием Н. М. Сахарова и спасла
Альбанова и Конрада, единственных выживших в экспедиции Брусилова.
Судно
и его экипаж пропали без вести. Не одна попытка найти шхуну не
увенчалась успехом. Предположительно судно было раздавлено льдом у
побережья Земля императора Франца-Иосифа. Экипаж или погиб от голода,или
же просто замерз во льдах неприветливого северного моря. Земля
Франца-Иосифа—архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы.
Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района
Архангельской области. Состоит из 192 островов, общая площадь 16 134
км². На архипелаге отсутствует постоянное население. Нет ни одного
муниципального образования и населённого пункта. Временное население
составляют учёные на исследовательских станциях, метеорологи и
пограничники ФСБ. Западнее предположительных останков шхуны находится
посёлок Нагурское. Это 5 километров к западу от шхуны. Нагурское-
посёлок-погранзастава ФСБ, это место расположения базы пограничной
службы ФСБ России,это самый северный аэродром России. До 1980 год тут
была станция полярников "Нагурская".
Эпилог. Я специально не
делаю никаких выводов. То,что вмерзло в лёд у побережья одного из
островов земли Франца Иосифа, очевидно принадлежит небольшому (возможно)
судну. Очертания форштевня заметны даже сейчас. Характерно, что место
обнаружение артефакта находится рядом с тем местом (место ледового плена
шхуны), что указали выжившие участники экспедиции. Судно затонуло и
поэтому видна только его носовая часть. Какие трагедии разыгрались там в
1914 году известно только Богу. Но, как бы это не было, это часть
истории нашей страны. А так как рядом есть погранзастава,то проверить
это место никакого труда не составляет. Нужно только желание и свободное
время. Обломки шхуны Святая Анна координаты 80°47'55.42"N,48° 0'16.63"E Спутниковый снимок от 18 апреля 2006 года.
Дополнение:
в 2010 году на острове Земля Георга (один из необитаемых островов
архипелага) 80.486944°, 49.328611° были найдены останки человека и
некоторые предметы, предположительно принадлежащие пропавшей береговой
партии группы Альбанова. Среди них были: карманные часы, ложка с
инициалами «П. С.» (возможно, принадлежавшая матросу Павлу Смиренникову —
в таком случае останки, вероятно, тоже его), самодельные тёмные очки из
бутылочных стёкол, три винтовочных патрона 1910—1911 годов выпуска и т.
д. Многие из найденных вещей упоминаются в дневнике Альбанова (это
дословная цитата из статьи людей нашедших эти артефакты). От места где
лежат предположительные обломки шхуны всего 42 километра в направление
на юго-восток. Впрочем пройти,почти, 50 километров это уже подвиг.
Жаль,что люди там погибли. Все это только усиливает предположение, что
обломки шхуны возможно могут быть найдены уже очень скоро.
Пропавшая шхуна "Святая Анна".
Капитан шхуны Г.Л. Брусилов.
Штурман шхуны Валериан Альбанов.
Судовой медик Е. А. Жданко.
Схема шхуны.
Обломки шхуны у земли Франца Иосифа?
Общий вид форштевня судна во льду у берега.
Фото с высоты.
Крупный план артефакта.
Сравнительная фотография.
Находка лежит рядом с берегом.
Земля Франца Иосифа.
Погранзастава ФСБ " Нагурская"-самая северная точка России.
В 5 километрах на запад от обломков шхуны летают ИЛ-76 с аэродрома ФСБ.
Рейтинг публикации:
|