У полярного круга в России найдены следы неизвестной культуры.
В нижнем течении Оби в районе устья реки
Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым
неизвестны, а их прототипы археологи лишь несколько раз находили только в
женских погребениях V-III в. до н.э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном
Урале.
Казымский клад содержал несколько круглых литых
бронзовых дисков, очень похожих на оборотную сторону золоченых
зеркал-погремушек, которые производились в VI-III в. до н.э. в Индии и
поставлялись на современные территории Южного Урала, Алтая и юга
Новосибирской области.
Зеркала были совершенно круглые и
состояли из двух частей – задней (рельефной) и передней – гладкой,
нашлифованной до зеркальности. Между собой эти бронзовые диски
соединялись семью аккуратными клепками, а внутри мастера помещали
кусочки олова или свинца, которые приятно побрякивали.
В Сибири, на Алтае, Урале было найдено всего 6 зеркал-погремушек. В самой Индии и других странах – пока ни одной.
О
культовом характере этих редких изделий говорит целый ряд фактов – их
нахождение только в женских погребениях, их расположение (у головы
лицевой стороной к земле), наконец, тот факт, что при ограблении в
древности могил эти зеркала никогда не брали, к ним даже не прикасались.
По-видимому, они наводили ужас на древних грабителей. Вероятно, такие
зеркала принадлежали только служительницам культа – жрицам.
Первое
зеркало-погремушка было найдено в пазырыкском кургане на Алтае
знаменитым ученым Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас
находится в Эрмитаже.
Характер изображений и способ их
расположения не позволяет ученым усомниться, что эти вещи производились в
Индии или Бактрии и имели сугубо культовый характер. Оттуда в V-III вв.
до н.э. они попадали к кочевникам Горного Алтая, Верхней Оби и Южного
Урала. А с конца III и во II в. до н.э., аналогичным путем попадали на
север, к охотникам средней и нижней Оби, цельнолитые, так называемые
сарматские зеркала, которые изготавливались в Индии и в Передней Азии.
Как
показали исследования, «золочение» зеркал-погремушек мастера
производили без использования золота. Яркий золотой блеск достигался
особой технологией шлифовки.
Сцены на тыльной стороне
зеркал-погремушек изображали жриц с поднятой рукой, в окружении лотосов и
культовых животных – благого индийского слона, ланей или антилоп. Центр
диска неизменно украшал полый конус – вершина Мира. Вокруг центрального
выступа искусные мастера ковали выпуклые полые шестигранные валики,
отделяющие друг от друга разные миры. Зеркала-погремушки могли быть
атрибутом жриц, служивших культу Мировой горы, находившейся на Севере, а
сами зеркала являлись объёмной моделью страны блаженных (гипербореев),
расположенной вокруг Мировой горы за кольцевым неприступным хребтом
Рипейских гор – внешний валик.
Орнамент располагался симметрично между валиками, но
без полного подобия. Все изображения были украшены солярными знаками –
символами солнца, что означало принадлежность всех участников сцены к
небожителям. Многие из вышеперечисленных приемов были заимствованы при
изготовлении дисков, которые были обнаружены в найденном кладе. Однако
они сделаны уже в традициях другой культуры, ранее неизвестной и в
научной литературе пока не описанной.
– Диски практически копируют
тыльную часть зеркал-погремушек, но при этом не имеют никаких следов
клепок, отверстий, петель или крючков, – рассказал старший научный
сотрудник Института археологии и этнографии Петр Шульга. – Диски с
конусом, как и зеркала-погремушки, могли толковаться в индо-иранской
среде как схема мироздания, подобная объёмной буддийской мандале. У
кочевников Алтая и Южного Урала в V-III вв. до н. э. культура была иной,
но верования сохранялись. Два грубых отверстия в дисках были пробиты
позже: видимо, древние северные охотники, не имевшие подобных
представлений о мироздании, использовали эти диски более утилитарно: как
поясные бляхи.
Несмотря на внешнюю идентичность с тыльной стороной
зеркал-погремушек, найденные бронзовые диски, в отличие от своих
прототипов, оказались литыми, а не коваными и рисунок на них был
выгравирован, а не отчеканен. Это, по мнению ученого, говорит о том, что
произвели их другие мастера и в чуть более позднее время. Изменился и
сам характер изображений.
На дисках казымского клада рисунок
нанесен не симметрично, а по кругу. На одной из них, например,
изображены брачные сцены мифических рогатых лошадей с разветвленными
хвостами. Сначала битва жеребцов за кобылу, затем воссоединение пары у
цветка-алтаря и, наконец, финальная сцена любви двух жеребцов и кобыл.
На другом диске мифические лошади напоминают головы хищных птиц, а на
третьем – водоплавающих. Художественный стиль, в котором исполнены эти
изображения, в литературе не описан.
– Эти диски могли
производиться, начиная с середины III в. до н. э. в переднеазиатских
ремесленных центрах, копировавших индийские зеркала-погремушки, но уже в
своей традиции, – полагает Петр Шульга. – А во II-I вв. до н. э.
своеобразный рельеф дисков с конусами и валиками был уже воспринят
культурой населения Нижней Оби и потом ещё несколько столетий
воспроизводился на различных бляхах и пряжках.
Об этом говорят
остальные диски того же казымского клада – они практически без
орнамента, повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в
сибирский стиль – вместо цепочки солярных знаков по краю можно видеть
обычный венчик, словно из бусин. Круглые бронзовые поясные бляхи с
головами медведей в период с I в. до н.э. по III-Vв. н.э. были широко
распространены на северных территориях и подробно описаны в научной
литературе.
Однако после исследований казымского клада резонно
возникает мысль о том, что таким образом заимствованная индийская
культура трансформировалась и пустила местные корни.
Резюмируя уникальную находку, ученый подчеркнул, что
диски из казымского клада позволяют последить удивительную живучесть
объёмной схемы мироздания Ариев: с центральным конусом, окружённым
валиками и мифическими сценами. Похоже, что культ мировой горы в V-III
вв. до н. э. был распространён на огромной территории от Индии до
Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. Но в III в. до н. э. на всей
этой территории происходит глобальная смена культур и заложенный в
зеркалах-погремушках образ Мировой Горы, окружённый кольцевым хребтом,
полностью исчезает.
– Существенные изменения происходят в Индии и
Передней Азии после завоеваний Александра Македонского и формирования
эллинских государств на пространстве до Индии и севера Афганистана, –
поясняет Петр Шульга. – К началу III в. до н. э. зеркала-погремушки
перестают производить. Но совсем в других мастерских, возможно, в
эллинской среде, их начинают копировать в соответствии с иными
традициями, делая совершенно нефункциональные диски. Находка их в
Казымском кладе показывает, что подобно зеркалам эти диски также были
востребованы на огромной территории, очевидно, включавшей и лесостепь
Западной Сибири, где к III в. до н. э. формируется саргатская культура.
Однако никаких подобных дисков на данной территории или их копий не
найдено. Тем более удивительно, что их богатый набор найден в
единственном месте у самого полярного круга.
Источник - сайт Института Археологии и Этнографии Сибирского отделения Российской академии наук:http://www.archaeology.nsc.ru/... У полярного круга найдены следы неизвестной культуры.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+