У полярного круга найдены следы неизвестной культуры
В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с
уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы
археологи лишь несколько раз находили только в женских погребениях V-III
в. до н.э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном Урале. Казымский клад
содержал несколько круглых литых бронзовых дисков, очень похожих на
оборотную сторону золоченых зеркал-погремушек, которые производились в
VI-III в. до н.э. в Индии и поставлялись на современные территории
Южного Урала, Алтая и юга Новосибирской области.
Зеркала были совершенно круглые и состояли из двух
частей – задней (рельефной) и передней – гладкой, нашлифованной до
зеркальности. Между собой эти бронзовые диски соединялись семью
аккуратными клепками, а внутри мастера помещали кусочки олова или
свинца, которые приятно побрякивали. В Сибири, на Алтае, Урале было
найдено всего 6 зеркал-погремушек. В самой Индии и других странах – пока
ни одной. О культовом характере этих редких изделий говорит целый ряд
фактов – их нахождение только в женских погребениях, их расположение (у
головы лицевой стороной к земле), наконец, тот факт, что при ограблении в
древности могил эти зеркала никогда не брали, к ним даже не
прикасались. По-видимому, они наводили ужас на древних грабителей.
Вероятно, такие зеркала принадлежали только служительницам культа –
жрицам.
Первое зеркало-погремушка было найдено в пазырыкском кургане на
Алтае знаменитым ученым Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас
находится в Эрмитаже. Характер изображений и способ их расположения не
позволяет ученым усомниться, что эти вещи производились в Индии или
Бактрии и имели сугубо культовый характер. Оттуда в V-III вв. до н.э.
они попадали к кочевникам Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. А с
конца III и во II в. до н.э., аналогичным путем попадали на север, к
охотникам средней и нижней Оби, цельнолитые, так называемые сарматские
зеркала, которые изготавливались в Индии и в Передней Азии. Как показали
исследования, «золочение» зеркал-погремушек мастера производили без
использования золота. Яркий золотой блеск достигался особой технологией
шлифовки.
Сцены на тыльной стороне зеркал-погремушек изображали
жриц с поднятой рукой, в окружении лотосов и культовых животных –
благого индийского слона, ланей или антилоп. Центр диска неизменно
украшал полый конус – вершина Мира. Вокруг центрального выступа искусные
мастера ковали выпуклые полые шестигранные валики, отделяющие друг от
друга разные миры. Зеркала-погремушки могли быть атрибутом жриц,
служивших культу Мировой горы, находившейся на Севере, а сами зеркала
являлись объёмной моделью страны блаженных (гипербореев), расположенной
вокруг Мировой горы за кольцевым неприступным хребтом Рипейских гор –
внешний валик.
Орнамент располагался симметрично между валиками, но
без полного подобия. Все изображения были украшены солярными знаками –
символами солнца, что означало принадлежность всех участников сцены к
небожителям. Многие из вышеперечисленных приемов были заимствованы при
изготовлении дисков, которые были обнаружены в найденном кладе. Однако
они сделаны уже в традициях другой культуры, ранее неизвестной и в
научной литературе пока не описанной.
– Диски практически
копируют тыльную часть зеркал-погремушек, но при этом не имеют никаких
следов клепок, отверстий, петель или крючков, – рассказал старший
научный сотрудник Института археологии и этнографии Петр Шульга. – Диски
с конусом, как и зеркала-погремушки, могли толковаться в индо-иранской
среде как схема мироздания, подобная объёмной буддийской мандале. У
кочевников Алтая и Южного Урала в V-III вв. до н. э. культура была иной,
но верования сохранялись. Два грубых отверстия в дисках были пробиты
позже: видимо, древние северные охотники, не имевшие подобных
представлений о мироздании, использовали эти диски более утилитарно: как
поясные бляхи.
Несмотря на внешнюю идентичность с тыльной стороной
зеркал-погремушек, найденные бронзовые диски, в отличие от своих
прототипов, оказались литыми, а не коваными и рисунок на них был
выгравирован, а не отчеканен. Это, по мнению ученого, говорит о том, что
произвели их другие мастера и в чуть более позднее время. Изменился и
сам характер изображений. На дисках казымского клада рисунок нанесен не
симметрично, а по кругу. На одной из них, например, изображены брачные
сцены мифических рогатых лошадей с разветвленными хвостами. Сначала
битва жеребцов за кобылу, затем воссоединение пары у цветка-алтаря и,
наконец, финальная сцена любви двух жеребцов и кобыл. На другом диске
мифические лошади напоминают головы хищных птиц, а на третьем –
водоплавающих. Художественный стиль, в котором исполнены эти
изображения, в литературе не описан.
– Эти диски могли
производиться, начиная с середины III в. до н. э. в переднеазиатских
ремесленных центрах, копировавших индийские зеркала-погремушки, но уже в
своей традиции, – полагает Петр Шульга. – А во II-I вв. до н. э.
своеобразный рельеф дисков с конусами и валиками был уже воспринят
культурой населения Нижней Оби и потом ещё несколько столетий
воспроизводился на различных бляхах и пряжках. Об этом говорят остальные
диски того же казымского клада – они практически без орнамента,
повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в сибирский
стиль – вместо цепочки солярных знаков по краю можно видеть обычный
венчик, словно из бусин. Круглые бронзовые поясные бляхи с головами
медведей в период с I в. до н.э. по III-Vв. н.э. были широко
распространены на северных территориях и подробно описаны в научной
литературе. Однако после исследований казымского клада резонно возникает
мысль о том, что таким образом заимствованная индийская культура трансформировалась и пустила местные корни.
Резюмируя уникальную находку, ученый подчеркнул, что
диски из казымского клада позволяют последить удивительную живучесть
объёмной схемы мироздания Ариев: с центральным конусом, окружённым
валиками и мифическими сценами. Похоже, что культ мировой горы в V-III
вв. до н. э. был распространён на огромной территории от Индии до
Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. Но в III в. до н. э. на всей
этой территории происходит глобальная смена культур и заложенный в
зеркалах-погремушках образ Мировой Горы, окружённый кольцевым хребтом,
полностью исчезает.
– Существенные изменения происходят в Индии и Передней Азии после
завоеваний Александра Македонского и формирования эллинских государств
на пространстве до Индии и севера Афганистана, – поясняет Петр Шульга. –
К началу III в. до н. э. зеркала-погремушки перестают производить. Но
совсем в других мастерских, возможно, в эллинской среде, их начинают
копировать в соответствии с иными традициями, делая совершенно
нефункциональные диски. Находка их в Казымском кладе показывает, что
подобно зеркалам эти диски также были востребованы на огромной
территории, очевидно, включавшей и лесостепь Западной Сибири, где к III
в. до н. э. формируется саргатская культура. Однако никаких подобных
дисков на данной территории или их копий не найдено. Тем более
удивительно, что их богатый набор найден в единственном месте у самого
полярного круга.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+