У берегов Сицилии опять нашли "золото Атлантиды"
Подводные археологи исследуют останки древнего корабля у берегов Сицилии. Фото с сайта blogsicilia.it
Два коринфских шлема, архаические амфоры, фляга из Массалии и 47
слитков орихалка – очередной «улов» итальянских морских археологов,
работающих на месте крушения древнего корабля у южных берегов Сицилии, в
районе бывшей греческой колонии Гела.
Корабль и его груз привлекли всеобщее внимание еще в декабре 2014
года, когда археологи подняли со дна первые 39 слитков металла, который
сочли легендарным орихалком – в Атлантиде, по описанию Платона, этот
сплав «по ценности своей уступал только золоту».
«Золото Атлантиды» затмило все остальные находки. О самом корабле и
его грузе информации мало: 2600 лет назад некое торговое судно затонуло у
самого берега, в непосредственной близости от пункта назначения –
древнегреческого города Гела. Сейчас корабль покоится на глубине всего
3-5 метров. Корабельное дерево частично сохранилось, но его изучение еще
не завершено.
Все находки датируются концом VII – началом VI века до нашей эры.
Коринфские шлемы как часть воинской экипировки были распространены в VI –
V веках до н.э., но производились не только в Коринфе. Об их ценности в
наше время говорит тот факт, что на одном из недавних аукционов
подобный шлем был продан за 174 тысячи долларов.
Коринфские шлемы и слитки орихалка, найденные у берегов
древнегреческой колонии Гела (Сицилия). Фото с сайта
corrieredelmezzogiorno.corriere.it
О найденных амфорах не сообщается ничего, кроме того что они
«архаические», то есть относятся к архаическому периоду в истории
Греции, 750 — 480 года до нашей эры, что соответствует датировке
остальных находок. Массалийская фляга больше говорит о торговых
маршрутах корабля – Массалией называлась другая средиземноморская
колония Греции, современный город Марсель на юге Франции.
По имеющейся информации можно сделать вывод, что именно орихалк был
наиболее ценной частью груза, а Гела – процветающей колонией с развитым
производством товаров класса «люкс» и наличием платежеспособных
покупателей.
На сегодняшний день итальянские археологи подняли со дна 86 слитков
орихалка. Слитки разнятся по форме, размеру и весу: от самого маленького
весом 254 грамма и 17 см в длину до самого крупного весом 1340 граммов и
32 см в длину, сообщает итальянское издание Corriere del Mezzogiorno.
Возможно, это первое физическое доказательство существования металла,
прочно связанного с легендами, мифами, мистикой и, конечно, Атлантидой.
Орихалк (от греческого ὀρείχαλκος где ὅρος — «гора» и χαλκός — «медь»,
то есть «горная медь») давно интригует историков и специалистов по
металлам – таинственный сплав слишком часто упоминается в древних
текстах, чтобы оказаться плодом воображения их авторов.
Первое известное упоминание орихалка относится к VII веку до нашей
эры – Гесиод в поэме «Щит Геракла» наделяет героя поножами из орихалка
(в переводе О.П.Цыбенко – из горной меди):
Так промолвив, поножи из горной сияющей меди —
Дар преславный Гефеста — вокруг наложил на голени…
К тому же VII веку до н.э. относится и другое раннее упоминание
орихалка – в одном из Гомеровых гимнов, посвященных Афродите. В переводе
В.В.Вересаева орихалк превратился в «золотомедь»:
Голову вечную ей увенчали сработанным тонко,
Чудно прекрасным венцом золотым и в проколы ушные
Серьги из золотомеди и ценного золота вдели…
Об орихалке писали и менее известные древнегреческие авторы –
Стесихор (конец VII века до н.э.) и Ибик (VI век до н.э.). Несмотря на
то, что все произведения поэтические, авторы явно имеют в виду некий
реально существовавший металл, известный современникам.
Любопытно при этом, что в произведениях Гомера – ни в «Илиаде», ни в
«Одиссее» – орихалк ни разу не упоминается, что странно в отношении
металла, ценимого наравне с золотом. Возможно ли, что во времена Гомера
орихалк еще не существовал или не был известен грекам?
Самым знаменитым «промоутером» орихалка оказался философ Платон
благодаря описаниям Атлантиды в диалогах «Тимей» и «Критий». Все
упоминания орихалка содержатся в диалоге «Критий», и все они прямо или
косвенно говорят о ценности этого металла, испускавшего «огнистое
блистание».
«Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили
серебром, акротерии же – золотом; внутри взгляду являлся потолок из
слоновой кости, весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь были выложены орихалком».
«Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве
имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и
казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле
правления устроялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел
закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова – внутри храма Посейдона».
«Многое ввозилось к ним из подвластных стран, но большую часть
потребного для жизни давал сам остров, прежде всего любые виды
ископаемых твердых и плавких металлов, и в их числе то, что ныне
известно лишь по названию, а тогда существовало на деле: самородный орихалк, извлекавшийся из недр земли в различных местах острова и по ценности своей уступавший тогда только золоту».
Восторг журналистов, мистиков и искателей Атлантиды понятен: если
найден древний металл, наиболее подходящий под описание орихалка и
достаточно ценный для перевозки в слитках, следовательно, доказано чуть
ли не существование самой Атлантиды.
При этом легко забыть, что корабль с грузом слитков затонул около 600
года до н.э., тогда как события в Атлантиде – по словам Платона,
вложенным в уста Крития – происходили за 9000 лет до крушения судна у
берегов Сицилии.
Слитки орихалка, поднятые со дна в конце 2014 года. Фото с сайта epochtimes.it
Без связи с Атлантидой орихалк оставался бы одним из
умеренно-загадочных металлов древности. Историки и специалисты по
древним текстам различают две его «разновидности» – мифическую и
реальную, причем это разграничение начинает оформляться примерно в IV
веке до нашей эры: в эту эпоху появляются сообщения об орихалке как
вполне бытовом сплаве меди с другим веществом.
Платон (V – IV век до н.э.) сетует, что в его время от орихалка
сохранилось одно только название. Аристотель (IV век до н.э.) говорит об
орихалке как о несуществующей вещи.
Драгоценный, мифический, божественный орихалк «всплывает» и у более
поздних авторов – зеркало из орихалка у Каллимаха (III век до н.э.,
«Гимн на купанье Паллады»; панцирь, покрытый золотом и белым орихалком у
Вергилия (I век до н.э., «Энеида»).
Часто цитируются «Иудейские древности» Иосифа Флавия (I век нашей
эры), главы с описанием убранства храма Соломона, в которых упоминается
орихалк – в переводе бронза и медь:
«Тут ему попалось в руки огромное количество золота и серебра, а также бронзы, которая считалась дороже золота;
из этой-то бронзы Соломон соорудил большой сосуд, принятый называть
"морем", и другую ценнейшую утварь, когда строил храм Предвечному».
«Вместе с тем Хирам вылил из меди также все приборы к нему, лопаты и ведра, кочерги, вилы и всю прочую утварь, которая красивым блеском своим напоминала золото».
Что из себя представлял древний, мифический орихалк – неизвестно: в
Европе примерно с IV тысячелетия до нашей эры никто бы не назвал сплавы
меди «несуществующей вещью», от которой ко временам Платона сохранилось
«одно только название».
Возможно, подсказка содержится в «Естественной истории» Плиния
Старшего: «Получается она [медь] и из другого камня, который называют
халкитис, на Кипре, где медь была открыта впервые, затем чрезвычайно
подешевела, так как в других землях была найдена медь еще лучше, и в
особенности орихалк, который долго славился своим чрезвычайно высоким качеством, но вот уже давно его не находят вследствие истощения земли».
Некоторые историки – в частности, известный «разрушитель исторических мифов» Джейсон Колавито (Jason Colavito)
– считают, что орихалк начал проникать в древние тексты по мере
освоения греками Ближнего Востока, где навыки работы с металлами и, в
частности, с медью совершенствовались тысячелетиями. Возможно, один из
сплавов поначалу казался грекам редким и драгоценным, а позже его
название перешло к другому, более распространенному сплаву.
Основную путаницу с названиями создали римляне: у Плиния, Плавта,
Светония встречается латинская форма aurichalcum, от слова aurum —
«золото», в буквальном переводе – золотомедь. Это дало некоторым
историкам основания полагать, что древний орихалк был сплавом меди и
золота, но эта точка зрения давно не имеет поддержки у серьезных
специалистов.
По мере роста римского влияния в регионе греческое слово ορείχαλκος,
«горная медь», встречается все реже и практически исчезает из
средиземноморского словаря. Ему на смену пришел латинский аналог,
cuprum. Остров Кипр (Κύπρος по-гречески) продолжал снабжать медью все
Средиземноморье, поэтому медную руду так и называли – металл «с Кипра»,
aes Cyprium. Cyprium превратился в cuprum, а из латинского перешел в
другие европейские языки: по-английски медь называется copper,
по-немецки – Kupfer, по-французски – cuivre и так далее.
На самом Кипре, однако, медь местного производства до сих пор называют орихалком, oreichalkos.
Что же подняли итальянские археологи с 2600-летнего корабля? Дарио
Панетта, специалист компании Technology for Quality, провел
рентгенофлуоресцентный анализ слитков для выяснения их элементного
состава. По данным анализа, слитки представляют собой сплав меди (80%) и
цинка (20%), с незначительными примесями свинца и никеля. «Золото
Атлантиды» оказалось обыкновенной латунью.
По мнению современных ученых, реальный орихалк, в отличие от
мифического, был именно латунью – возможно, самородной латунью. Еще
предстоит выяснить происхождение слитков, но с большой долей вероятности
их везли на Сицилию с Кипра.
Одна загадка, тем не менее, остается: кораблекрушение у берегов
Сицилии произошло на рубеже VII и VI веков до нашей эры, что
соответствует эпохе упоминаний мифического орихалка у Гесиода,
Стесихора, Ибика и в Гомеровых гимнах. Поднятые со дна слитки на пару
столетий старше Платона и Аристотеля, считавших орихалк исчезнувшим
металлом.
У древних моряков уже не спросишь, что именно, по их мнению, они
перевозили – редчайший сплав, «по ценности своей уступавший только
золоту», или обычный промышленный груз. У древних поэтов уже не
спросишь, какой именно металл они имели в виду. Ответы опять придется
искать современным ученым – но за такие загадки они и любят свою работу.
http://www.vesti.ru/doc.ht...
Рейтинг публикации:
|