Почему застрелился Хемингуэй
«По ком звонит колокол», «Иметь или не иметь», «Праздник, который
всегда с тобой», «Пятая колонна»… И, конечно же, «Старик и море». Люди
не только зачитывались книгами Эрнеста Хемингуэя, занимая за ними
очередь в 4 утра, но и внешне становились на него похожими. В июле
исполнилось 40 лет со дня смерти американского классика.
Понять, как он пришёл к этому...
Мы попросили известного публициста Генриха Боровика, друга писателя, рассказать о нем…
Эрнеста
Хемингуэя все звали Папой. Когда мы возвращались с рыбалки,
американский мальчик лет 15 закричал своему отцу: «Смотри, супермен
приехал!» Хемингуэй всегда был большим для окружающих — и по росту, и по
духу. Он был Папой для очень многих. Думаю, Папой его начали звать еще
рыбаки в Кохимаре (место действия «Старика и море». — Ред.). Ну а как
еще? Мистер Хемингуэй? Так это еще выговорить надо. А Папа — это и
по-английски, и по-испански понятно.
С Хемингуэем мы
познакомились в 1960 году, когда у Микояна был официальный визит на
Кубу. Естественно, я мечтал побеседовать с Хемингуэем, хотя знал, что
интервью он давать не любит. И все же надеялся, что мне удастся задать
ему хотя бы два-три вопроса.
Хемингуэй на встрече с Микояном, 1960 г.
Микоян
привез Хемингуэю в подарок три бутылки водки — тот относился к «этому
делу» очень хорошо. Одна водка, помню, была «Горилка с перцем». Папа Хем
схватил ее и начал искать штопор — тогда водка в СССР закрывалась еще
настоящими пробками. Я взял из его рук бутылку и ударом ладони о дно
выбил пробку. Писатель восхитился и, чтобы произвести ответное
впечатление, встряхнул бутылку, запрокинув голову, влил в себя треть,
побулькал в горле, покосился на меня — мол, как? — и проглотил. Я
изобразил полный восторг, хотя студенты Института международных
отношений «проходят» это на втором курсе…
В конце вечера я
обратился к Эрнесту Хемингуэю с просьбой ответить на два-три вопроса, и
он сказал: «Да что такое два-три вопроса, Хенри! Вот океан немного
утихнет после шторма, и я приглашу вас на рыбалку на весь день».
Как-то
два французских журналиста написали, что писатель обворовал старого
лодочника, — тот якобы рассказал ему сюжет «Старика и моря», а Хемингуэй
переписал все в книжку и рыбаку ничего не заплатил…
Я не знал обо
всем этом и с чистой совестью сказал: «Я был в деревушке Кохимар, и мне
показали там старика, который говорит, что был прототипом вашего
героя». Писатель возмутился: «Я с него не писал ничего! Он и рыбак-то
никудышный! Просто, чтобы получить свои пять долларов от репортеров,
сказал, что это он Старик». Хемингуэй рассказал затем, что «Старик и
море» — это единственная книжка, которая писалась быстро и легко.
—
Не помню, сколько дней, но очень быстро, — сказал он. — Утром я
становился к конторке и с интересом ждал, как же дальше будет поступать
мой Старик. Но до этого обдумывал я вещь 13 лет. Сразу, как произошел
этот случай в Кохимаре, я решил написать рассказ. Однако понял, что не
получится, и принялся изучать деревню. Это как у вашего Станиславского:
актер, который произносит на сцене всего два слова, должен знать о своем
герое все. А прототип… Правда художественного произведения должна быть
сильнее правды жизни — художник соединяет все «правды», которые он
встречает в жизни, берет свои знания и наблюдения и создает свою правду.
Как-то
писатель показал мне листок бумаги, на котором были аккуратные колонки
цифр. Совершенно серьезно он объяснил, что это его учет, — в конце
каждого рабочего дня (Хемингуэй работал каждый день с 5 утра до часу
дня) он подсчитывает, сколько слов написано. В среднем Эрнест Хемингуэй
писал по 700–800 слов ежедневно. Но в какой-то день вышло только 208
слов. Рядом помечено: «Писал срочные деловые письма». Оправдывался перед
самим собой! Писатель давно «продал самого себя в рабство
самодисциплине», как он выразился. Ничто не могло заставить его не
работать. Во время войны в Испании он сидел в Мадриде один в пустом
отеле, под бомбами, и писал «Пятую колонну»…
На яхте он сказал: «Я
понимаю, вы слышали, что я пью… Я хочу объяснить, почему это делаю. С
утра пишу. Потом, чтоб перестать думать о том, что ты писал, выпиваю и
тогда немного отдыхаю. А иначе можно сойти с ума — ты не перестаешь
думать о том, что дальше герой будет делать, и что ответит она ему, а он
ей…»
Хемингуэй. Финка Вихия
В 1955 году Хемингуэй
сдал несколько готовых рукописей в банк и распорядился опубликовать их
только после его смерти. Из-за этого в печати высказывалось много
всякого рода догадок.
— Причина только одна, — объяснил мне
писатель. — Я не знаю, сколько мне осталось жить. Я должен думать о
своей семье, о том, чтобы обеспечить моих троих сыновей, родных после
моей смерти.
Честно говоря, когда я впервые увидел Хемингуэя с его
женой Мэри, этот брак показался мне, мягко говоря, очень странным. Она —
как птичечка маленькая, суетливая такая… Журналистка. А у него были
романы с Ингрид Бергман, с другими голливудскими звездами. Да и
предыдущие три жены у него были красотками. Но потом, когда я
познакомился с Мэри поближе, понял, что она — очень верный друг ему и
по-настоящему его любит.
Во время нашей с ней встречи в Нью-Йорке в
1966 году я обратил внимание, что она может сгибать левую руку, а ведь
тогда, в 1960-м, рука оставалась неподвижной — был раздроблен локоть во
время падения. Мэри заметила мой взгляд и улыбнулась: «Да, сгибается. А
врачи не надеялись». Руку ей спас Папа. Несколько лет подряд каждый день
утром и вечером он массировал ее. Он был точен и неотступен, не было
случая, чтобы пропустил хоть один сеанс. Хемингуэй говорил Мэри: «Будь
храброй и верь в победу. Мы победим». И они победили.
Хемингуэя
травили со всех сторон. Однажды он и Мэри сидели в баре, и вошел
кореспондент какого-то американского журнала, подошел к Эрнесту: «Как я
рад тебя видеть!» — и побежал к стойке купить бутылку… Но Хем сказал:
«Ты знаешь, я не пью. Я на диете». — «На какой диете? Когда я вошел, ты
держал стакан с выпивкой!» — «Нет, я на особой диете. Я не пью с
дерьмом». Он всегда говорил правду и не боялся этого. За это завистники
ненавидели его еще больше. Говорили, что он исписался, не платит налоги,
предает своих друзей, что вся его военная биография — а он воевал
против фашистов в Испании — выдумана и он просто сочиняет героические
небылицы…
Хемингуэй с женой Мэри
Он ведь
сильный был человек, и, казалось бы, можно было наплевать на эти укусы…
Но когда их так много и они так целенаправленны… Хемингуэй несколько раз
пытался покончить с собой. Однажды он хотел выброситься из самолета, но
не получилось — не открылась дверь. В 1961 году он застрелился. Его
отец тоже застрелился, когда ему было 40 лет. Наверное, это была
какая-то психологическая предрасположенность…
В конце жизни Эрнест
сильно болел, подозревали, что у него лейкемия, рак крови. Потом
диагноз вроде не оправдался, но чувствовал он себя все равно ужасно. На
одной щеке у него были болячки, он просил меня: «Не снимайте меня с
этого бока». Он облысел. Все думали, что у него роскошная шевелюра, а
это были зачесанные сзади волосы… После нашей встречи в 1960 году
Хемингуэй быстро уехал с Кубы. Он плохо себя чувствовал, переехав в
Испанию, попал в психиатрическую больницу.
Если перечитать книги
писателя, каждый герой его — это еще и физически крепкий человек, мачо.
Эрнест Хемингуэй не мог быть немощным. Он сказал мне однажды: «Настоящий
мужчина не может умереть в постели. Он должен либо погибнуть в бою,
либо пуля в лоб». Так сказал и так поступил.
Та наша совместная
рыбалка была последней в жизни писателя, как рассказала мне Мэри
Хемингуэй. Несколько раз я слышал от него «если успею», «если успею». Я
придавал тогда этой присказке чисто бытовое значение. А потом, в 1961
году, когда он покончил жизнь самоубийством, эта фраза зазвучала совсем
иначе.
http://www.aif.ru/archive/1723...
Рейтинг публикации:
|