Календарь майя похож на древнекитайский — ранние контакты?
Календарь майя. Фото: Flickr
Древний китайский календарь и календарь майя имеют так много
общего, что вряд ли они были созданы независимо друг от друга,
считает Дэвид Х. Келли. Статья Дэвида на эту тему опубликована в журнале
Pre-Columbiana. /epochtimes.ru/
Келли, археолог и эпиграфист, работал в Университете Калгари в
Канаде. Он получил известность в 1960-е годы за большой вклад в
расшифровку письмен майя. Его статья «Азиатские компоненты в изобретении
календаря майя» была написана 30 лет назад, но только недавно её
впервые опубликовали в журнале Pre-Columbiana.
Гипотезу, которую выдвинул Келли, многие считают спорной. Он
утверждал, что календари указывают на контакты между Евразией и
Мезоамерикой более 1 000 лет назад, что противоречит устоявшейся теории о
том, что такой контакт произошёл лишь несколько сотен лет назад.
Келли поддержал спорную теорию о ранних заокеанских контактах,
эта теория имеет много сторонников. Сходство календарей является лишь
частью доказательств ранних контактов индейцев майя и китайцев.
Другой исследователь, который по совпадению имеет почти такое же имя,
Дэвид Б. Келли, лингвист из Университета Showa в Токио, использовал
компьютерную программу для анализа сходства между этими двумя
календарными системами. Его доклад, озаглавленный «Сравнение дат
китайского и мезоамериканского календарей», опубликован в последнем
выпуске Pre-Columbiana.
Сходство
В обеих календарных системах дни связаны с различными элементами
(вода, огонь, земля и так далее) и животными. Возможно, одна и та же
календарная система была переделана каждой культурой по-своему.
Мы рассмотрим лишь несколько сходств, приведённых учёными в качестве примеров.
Китайский Зодиак. Фото: zh-tw.kankan.today
Календарь майя. Фото: ca.ntdtv.com
Животные
Одни и те же дни в обоих календарях связаны с оленем, собакой и
обезьяной. Животные других дней также похожи. Например, один день в
календаре майя связан с ягуаром, а этот же в китайском календаре — с
тигром. Другой день связан с крокодилом в календаре майя, а в китайском —
с драконом. Ассоциации, по существу, схожие, хотя конкретные проявления
отличаются в зависимости от местной фауны или знаний людей. Домашние
животные, такие как лошади, овцы, коровы и свиньи, отсутствуют в
календаре майя.
Другой пример сходства между календарями — комбинированная символика кролика и луны.
«В день восьмой у атцеков, день Кролика, правила Майауель, богиня
луны и пьянящего напитка пульке, — пишет Келли. Изображения кролика на
луне появились в Мезоамерике в VI веке. — Изображения кролика на луне,
приготавливающего эликсир бессмертия, впервые появились в Китае в период
династии Хань, в I веке до н.э. или чуть раньше».
Китайская система также соответствует евразийской. В Старом Свете
календарные системы были перемешаны. Келли привёл греческую, индийскую и
другие системы в качестве примеров того, что календари в разных
культурах имеют схожие корни, хотя разнятся по форме.
Он пришёл к выводу, что китайский и майя календари имеют один и тот
же источник и не развивались независимо друг от друга. Он также показал,
что даже если некоторые элементы календаря майя не соответствуют
китайскому календарю, они согласуются с другими евразийскими системами,
что подтверждает теорию раннего контакта.
Элементы
Дэвид Б. Келли использовал компьютерную программу INTERCAL,
разработанную астрономом Денисом Елиоттом, чтобы найти схожие элементы
между календарными днями майя и китайскими пятью стихиями (огонь, вода,
земля, металл и дерево).
Нужно отметить, что дата начала календаря майя является предметом
дискуссий. Никто не знает наверняка, когда начался отсчёт, принято
считать, что 11 августа 3114 г. до н.э.
Дэвид Б. Келли начал с этой даты и обнаружил девять сходств между
двумя системами в любой из периодов в 60 дней, все они связаны с именами
дней и животных.
После этого он сместил дату начала на четыре дня, до 7 августа 3114
года, и обнаружил 30 сходных черт в любой из 60-дневных периодов,
включая сходство элементов.
Эллиотт предупредил, что его программа будет становиться менее точной со смещением даты начала назад во времени.
Тем не менее, Дэвид Б. Келли пишет: «Несмотря на отсутствие полного
сходства, возможность систематической связи между определёнными
месоамериканскими названиями дней недели и китайскими Небесными Стеблями
(элементы) и Земными Ветвями (животные) является дразнящей, мягко
говоря».
Символизм
Перед Келли стояла сложная задача распутывания узлов изменения
ассоциаций с течением времени. Он привёл несколько примеров того, как
ассоциации, которые, на первый взгляд, не соответствуют друг другу,
могут иметь какую-то связь.
Например, список майя Pipil из Гватемалы имеет Черепаху в 19-м
положении; в малайском списке также Черепаха в 19-м положении; другие
списки майя и ацтеков имеют грозу в 19-м положении; а индийские — собаку
в 19-й позиции.
«Соотношение грозы, собаки и черепахи, как правило, считается
противоречивым, — пишет Келли. — Тем не менее, богиней 19-го ацтекского
дня была Чантико, богиня огня, которую другие боги превратили в собаку.
Концепция собаки-молнии распространена во всех районах Азии, а также в
Мексике, это буддийское влияние. Иллюстрация в тибетской рукописи
показывает, как собака-молния сидит на черепахе, что прекрасно сочетает
понятия, связанные с 19-й позицией в списке животных. Майянский
Мадридский Кодекс также изображает собаку, сидящую на черепахе, —
биологическая странность».
Оба учёных отметили лингвистическое сходство между именами календарных дней.
Дэвид Б. Келли писал: «Сходство проявляется и в лингвистике. Слова,
обозначающие двадцатеричный порядок в некоторых диалектах майя, и слова,
отражающие десятичный порядок в некоторых китайских диалектах, почти
взаимозаменяемы. На мой взгляд, соответствия, которые я описал,
убедительно свидетельствуют о культурных контактах между людьми Евразии и
людьми древней Гватемалы или Мексики».
Он предположил, что такой контакт мог произойти примерно в конце первого или начале второго века нашей эры.
Версия на английском Источник: epochtimes.ru.
Рейтинг публикации:
|