Вход в гробницу №2.
В 1962—1963 годах археологами было произведено несколько зондирований с целью обнаружить захоронения, которые по их расчетам лежали под самым крупных из холмов. К сожалению, попытки исследователей не возымели должного успеха. Тем не менее они нашли несколько могильных плит. Удача пришла к ним в 1976 году. Удалось доказать, что первая столица правителей Македонии, Эги, находились именно в районе сегодняшней Вергины, как это и предполагал несколькими годами ранее историк из Англии Никлас Хэммонд; отсюда вывод, что и захоронения правителей Македонии, которые были похоронены в Эгах, следуя родовым обычаями следовало искать здесь; что существует большая вероятность, что Большой Курган в Вергине является царской усыпальницей и хранит в себе гробницы царей или царя. Раз так, то раскопки здесь могли стать многообещающими, так как существовала вероятность отыскать захоронение царя, первое из захоронений, которое не пострадало бы от рук древних грабителей.
В конце августа 1977 года учёными были начаты новые раскопки. Результаты не заставили себя ждать. Уже к октябрю исследователями были найдены три помещения. Также археологам удалось приблизиться к абсолютно нетронутой царской усыпальнице. Размеры гробницы оказались приблизительно равны 10 м на 5,5 м, а высота около шести метров.
Дверь в царскую гробницу.
Одним из трех найденных помещений оказалось «Святилище Героев», которое, к сожалению, было разрушено. Первая гробница была прямоугольной формы размерами 3 на 2,09 метров, и высотой 3 метра. Как оказалась, умерших хоронили через отверстие, располагавшееся в потолке усыпальницы, так как в гробнице не было входа. Отверстие закрывалось продолговатым камнем огромных размеров. С сожалением учёные вынуждены были констатировать, что данную гробницу разграбили в древности искатели сокровищ. По оставшимся немногочисленным находкам её можно было отнести к середине IV в. до н. э., предположительно 340 г. до н. э. Стены гробницы оказались расписаны, изображалась знаменитая сцена похищения Персефоны Плутоном. Мастерство, с которым выполнено это произведение просто поражает. Это чудесная работа изображена на плоскости размерами 3,5 метра и высотой в 1 метр. Божество подземного мира изображается в колеснице. В его правой руке можно увидеть скипетр и уздечку, в то же время левой он обнимает талию молодой богини, которая в отчаянии заламывает руки. То как творец изобразил молодую девушку в минуту полного отчаяния просто поражает. Также изображён бог Гермес, который показывает колеснице дорогу в Аид. Позади изображена подруга Персифоны, возможно Киана. На земле можно заметить цветы, только сорванные девушками.
Как выяснилось позднее, до начала работ эскизы выполнялись на штукатурке. Из этого можно сделать, что мастер творил в свободной манере и прекрасно владел техникой рисунка. В глаза бросается то невероятное количество цветов, использовавшееся художником. Всё это создаёт изображение, которое надолго остаётся в памяти того, кто его увидел.
Благодаря кропотливой работе реставраторов этот рисунок дошёл до нас в прекрасном состоянии. На основе данных историков древности можно сделать вывод, что автором этого прекрасного произведения является живописец Никомах, живший в середине IV в. до н. э.
К сожалению, изображения на других стенах не дошли до нас в таком хорошем состоянии. На одной из стен изображалась богини, предположительно Диметра. Также были обнаружены на восточной стене три изображения в удовлетворительном состоянии. Возможно это три Парки.
К северо-западу от данной усыпальницы археологами была обнаружена так называемая «Македонская Гробница» (Гробница II), представляющей собой большую камеру со сводчатым перекрытием. Как известно, до этого все македонские захоронения, которые встречались археологам, оказались, к сожалению, расхищены искателями сокровищ. Поэтому существовала вероятность, что данное захоронение было также разграблено. С трепетом в сердце началась расчистка фасада усыпальнице. На стене был обнаружен рисунок огромных размеров 5,56 м в длину и 1,16 м в высоту занимал всю ширину фасада. Сюжетом для него послужила сцена охоты.
Разрез гробницы царя Филиппа.
Было понятно, что воры много раз пытались отворить дверь усыпальницы, и учёные, подумав, решили копать по центру фасада. После расчистки земли пред ними предстала большая двустворчатая дверь из мрамора, на которой следы взлома отсутствовали! По всем признакам эта усыпальница принадлежала знатному человеку. К тому же размер Большого Кургана наводил на мысль, что это место царского захоронения, а черепки, найденные перед фасадом, датировали его временем около 340 г. до н. э.
Поскольку было невозможно проникнуть через огромную мраморную дверь, и не повредить фасад, исследователи решили следовало убрать какую-нибудь плиту, и проникнуть в гробницу по методу «расхитителей гробниц». Гробница была вскрыта 8 ноября 1977 года. К радости археологов гробница оказалась не тронутой. В глаза сразу же бросались остатки мебели из дерева, в обеих сторонах усыпальнице были обнаружены прекрасно сохранившиеся предметы, сделанные из металла: слева — сосуды из серебра, справа — утварь и оружие, сделанное из бронзы и железа. Как оказалось, есть ещё и второе помещение, которое отделялось от центральной огромной двери, сделанной также из мрамора. После первичного осмотра оказалось, что её фасад также не тронут. У одной из стен стоял мраморный саркофаг четырёхугольной формы. Исследователи догадывались, что внутри может быть сосуд с прахом. Также в юго-западной части помещения были найдены: пара кубков из бронзы больших размеров, чаши, сосуд и треножник из бронзы. Особое внимание к себе привлекла емкость с проделанными в ней отверстиями. Этот предмет уже множество раз встречался исследователям, но никто не мог, определись — для чего же он был нужен? После того как внутренности этого сосуда были осмотрены оказалось, что это был всего-навсего светильник.
Реконструкция гробницы царя Филиппа.
У одной из стен был обнаружен по-настоящему уникальный предмет. Предмет, похожий бронзовый щит, мирно покоился у стены. Неподалеку обнаружились железные наколенники и шлем — единственный железный шлем того времени, который археологи когда-либо держали в своих руках. Но вернёмся к щиту. Первоначально они считали, что данный предмет не мог быть щитом, так как не имел наручника или подобных ему атрибутов. Как позднее оказалось — это был… футляр от щита. Позднее команда греческих реставраторов восстановили сам щит. Оказалось, что его края были декорированы орнаментом из слоновой кости. Центральная часть оказалась покрыта позолотой с вырезанной на ней фигурами мужчины и женщины в высоту 0,35 м.
«Панцирь царя Филиппа».
Чуть поодаль лежал второй уникальный предмет вооружения македонян — железный панцирь. По своей форме он был похож на доспехи Александра Македонского, известные нам по фреске из Неаполя. Он был сделан из пяти пластин, наплечники — из четырех добавочных пластин. На передней стороне находились шесть львиных голов, сделанных из золота, которые использовались в качестве застежек для кожаного ремня, который соединял переднюю часть и наплечники панциря. Эта находка считается даже более уникальной, чем щит. Но самое главное, что по этим трём выдающимся находкам учёные сделали вывод, что в гробнице покоится не просто царь, а крайне могущественный правитель и высококультурный человек.
Остатки мебели, которые нашли перед саркофагом, возможно, принадлежали богато украшенной ложе. По мере восстановления ученые смогли составить внешний образ изделия. Как оказалось, ложе имело кайму, состоящую из персонажей мифов и скульптуры миниатюрных людей, сделанные из слоновой кости. Одной из таких фигурок изображала бородатого мужчину зрелых лет. Скорее всего это был сам царь Филипп — отец великого Александра Македонского. Величественные и в то же самое время немного утомлённые черты царя с незаметным, но недвусмысленным указанием на ослепший правый глаз удивительно точно было похоже на портретную зарисовку правителя, которая была обнаружена на медальоне сделанным из золота и относящимся к римскому периоду. Медальон был обнаружен в городе Тарса. Вторая головка изображала Александра Великого, а третья его мать Олимпиаду. Все эти изображения были созданы мастером с большой буквы. Каждая из них имеет свои индивидуальные черты, что ещё больше свидетельствуют о мастерстве того человека кто их изготовил. Каждая головка, изготовленная из слоновой кости — это уникальный предмет искусства. Отнести их можно к IV в. до н.э. и все они являются яркими примерами раннегреческого скульптурного портрета.
После реставрационных работ удалось получить информацию о том, как выглядели ножки ложа. Как оказалось, их украшали пальметты и орнаментом из вставок стекла и слоновой кости. Кроме художественной ценности находок из гробницы, историки и археологи смогли ознакомиться с техникой классического эллинизма, о которой мы имеем не очень полное представление. Самую большую загадку хранил в себе саркофаг из мрамора, в котором исследователи надеялись найти урну с остатками после кремации. После вскрытия археологи обнаружили квадратной формы золотой ларец больших размеров. На нем была изображена многолучевая звезда, которую также рисовали на македонских деньгах и щитах.
После того, как сосуд был вскрыт, на самом дне были найдены кости человека в идеальном состоянии. Они были окрашены в синий цвет, также был заметен след от ткани пурпурного цвета, в которую их завернули. Также был найден роскошный золотой венец из золота, листьев дуба и жёлудей. К сожалению, данное творение оказалось деформировано. Но теперь, когда он восстановлен во всём своём великолепии — это одна из самых ценных находок, которая подарила нам античность.
Сосуд из золота и найденные в нём останки буквально заставляют всплывать в памяти сцену похорон Гектора в одной из финальных песен "Иллиады”. Найденное захоронение в точь-в-точь похоже на эту сцену из поэмы. Археологи впервые держали нечто подобное в своих руках.
После того, как эти уникальные находки отправились в город Фессалоник в музей Археологии, учёным следовало решить, как открыть соседнюю камеру. Входную дверь, сделанную из мрамора, открыть не было возможности, так как существовала вероятность повредить лежащие там уникальные сокровища. Существовал всего единственный вариант — вынуть камень с левой стены и правой с правой стороны от двери. Сделать это было очень сложно. В тоже время, учёные не надеялись найти внутри какие — либо ценные вещи. По предположениям исследователей, там должны были находиться остатки керамики и настенная роспись, которая должна была помочь археологам установить точную датировку данной гробницы.
Диадема из листьев и желудей.
После того как стене было проделано отверстие археологов ожидали настоящие сюрпризы. У одной из стен стояла ещё одна мраморная усыпальница, размерами она была немного больше той, которую учёные обнаружили ранее. На полу усыпальнице лежал венок из золота. Его находка было настоящим маленьким чудом, так как его закрывал кусок штукатурки. Благодаря кропотливой работе реставратора Д. Матиоса, руки которого подарили новую жизнь не только это шедевру, но и множеству других находок из этой гробницы, сегодня мы можем посмотреть на этот прекрасный венок, доставшийся нам от античной эпохи.
Продолжение следует...