Геополимеры. «Трады» vs «Альты».
Собственно, что такое камень? Давайте обратимся к Википедии - камень, природный камень - минерал или твёрдая горная порода природного происхождения, кроме песка и металлов. То есть практически все, что нам известно - гранит, мрамор, песчаник,
известняк, кварцит и прочее, прочее, все это камень. Природный камень,
наряду с деревом, шкурами и костями животных, является одним из
древнейших материалов, используемых людьми для строительства.
Однако
сегодня я хочу поговорить об искусственном камне и его использовании в
строительстве. Одно только упоминание об этом доводит людей вроде Взор и
Камаза до истерики. Почему - не понимаю...
Почему надо отказывать
нашим предкам в уме и смекалке...? Остается только развести руками.
Обрабатывать колонны могли, изготавливать из искусственного камня – нет.
Странный подход, если не сказать большего. Чувствуете – запахло
сектантством? Вот и я о том…
Основы теории геополимерных
материалов были заложены Джозефом Давидовицем (Joseph Davidovits) в
конце 70-х годов двадцатого столетия. Он применил термин «геополимер»
для обозначения искусственно синтезированных полимерных материалов,
имеющих структуру с повторяющимися в цепях атомами кремния и алюминия.
Справедливости ради, надо сказать, что термин геополимеры применим
далеко не ко всем изделиям. Поэтому лучше использовать термин
«искусственный камень», что я и буду делать в дальнейшем. Собственно, и
сам термин «искусственный камень» трактуется весьма широко. Унитаз в
вашей квартире и есть пример того самого литого искусственного камня.
Можно к искусственному камню отнести всем известный нам бетон?
Разумеется, можно. Кстати, слово бетон появилось во Франции в XVIII
веке.
В Древнем Риме, где сам бетон использовался весьма широко,
он имел несколько разных названий. Так, литую кладку с каменным
заполнителем они именовали греческим словом «эмплектон». У Витрувия в
кн. VII, гл. 4,5 при описании полов встречается слово nidus, которое в
переводе Ф. А. Петровского означает бетон. Однако чаще всего при
обозначении таких слов, как своды, фундаменты, молы и других подобных
конструкций в римском лексиконе употреблялось словосочетание opus
caementitium, которым и стали называть римский бетон. Также можете
встретить и такие названия - оpus incertum, оpus reticulatum, оpus
quadratum, оpus testaceum.
Самое раннее, известное нам, упоминание об использовании искусственного камня в Средневековой Европе относится к 1138 году.
Перемычка из искусственного камня, Франция, Каркассон. (источник: Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc « La cité de Carcassonne»).
И
до сегодняшнего дня сохранилось множество рецептов приготовления
искусственного камня, а сколько их кануло в лету по одной простой
причине – мастер, обладавший секретом, умирал, не оставив учеников…
Приведу всего лишь один пример.
Имитация гранита.
Смешивают
чистый мелкий песок, колчедан или какую-нибудь другую массу, содержащую
кремень, со свеже обожженной и истолченой известью в следующей
пропорции: 10 песку или колчедана и 1 извести. Известь, гасится
влажностью песка, разъедает кремень и образует тонкий слой вокруг каждой
кремниевой песчинки. По охлаждении смесь размягчают водой. Затем берут
10 толченого гранита и 1 извести и замешивают в место. Обе смеси кладут в
металлическую форму таким образом, чтобы смесь песка и извести
образовала самую середину предмета, а смесь гранита с известью внешнюю
оболочку от 6 до 12 мм (смотря по толщине приготовляемого предмета). В
заключение массу прессуют и придают ей твердость, высушивая ее на
воздухе. Окрашивающим веществом служат железная руда и окись железа,
которые смешивают горячими с зернистым гранитом.
Если хотят
предметам, сформированным из вышеприведенного состава, придать особенную
твердость, то их кладут на час в кремнекислый калий и подвергают жару в
150°Ц.
Истории донесла до нас названия самых разнообразных
составов – альболит, беерит, марморит и еще множество других, я привел
только самые известные.
Однако самым успешным в коммерческом плане
оказалось предприятие Coade's Artificial Stone Manufactory
возглавляемое Элеонорой Коаде (Eleanor Coade), и выпускавшее
искусственный камень под названием «Lithodipyra».
На акварели здание фабрики по производству искусственного камня.
Какое
количество изделий им удалось произвести в течение более 50 лет с 1769
года и до самой смерти Элеоноры, неизвестно, оно просто огромно. Назову
только самые известные здания Лондона при строительстве которых
использовался искусственный камень - St George's Chapel, Windsor; The
Royal Pavilion, Brighton; Carlton House, London and the Royal Naval
College, Greenwich; Buckingham Palace.
До наших дней сохранилось
достаточно большое количество изделий Coade's Artificial Stone
Manufactory. Оценки разнятся, кто-то называет цифру 600, другие
исследователи говорят о 1000. На фото ниже самые известные на
сегодняшний день.
Вот еще
Надо сказать изделия этой фирмы, и по сей
день продолжают пользоваться огромной популярностью. На одном из
английских аукционов за каждую такую статую просили по 20000
фунтов.Смотрим.
Говоря об искусственном камне, нельзя не упомянуть и
такую его разновидность как покрытия. Кто-то называет это штукатуркой,
кто-то шпатлевкой. На мой взгляд, ни тот, ни другой термины не дают
полного представления о используемом материале. Рассмотрим два, наиболее
известных.
Стукко (стюк, итал. stucco, нем. Stuck) —
искусственный мрамор, высший сорт штукатурки; материал для отделки стен,
архитектурных деталей и скульптурного декора
и
Скальола —
особый вид штукатурки, которая может заменить применение натурального
камня в облицовке архитектурных поверхностей, а также художественную
мозаичную инкрустацию из мрамора и полудрагоценных камней.
Почему я
вдруг заговорил об этом? Да просто есть сомнения по поводу некоторых
колонн в том же Питере, вернее материала из которого они изготовлены.
Для начала давайте посмотрим на это.
Или сюда
Как думаете, какой материал применялся при облицовке
стен, или для колонн? А это и есть та самая скальола. Трудно сказать,
что внутри – кирпич ли, бетон, внешне это выглядит неотличимо от
натурального материала.
А вот так выглядит стукко, попробуй те сказать, что это не мрамор.
Подводя итог, хотелось бы упомянуть наших «традов».
Ладно, я не прав, и это не секта, и люди они вполне адекватные. Только
вот, что они защищают? Нашу с вами историю, которой до них нет никакого
дела? Или свое безмозглое представление о ней, ради которого они не
гнушаются и оскорблениями, и подтасовкой фактов, и прямым обманом? Вот в
чем вопрос.
(Продолжение следует). Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|