На велосипеде с заклинившими тормозами мне удалось доскрипеть до
касс Ангкора. По дороге я раздумывал о том, что делать дальше.
Отправься
я назад к хостелу - и день был бы потерян. Поэтому, я решил бросить
велосипед под навесом у касс, и искать тук-тук для экскурсии по
храмовому комплексу. Я надежно примотал велосипед цепью к бревну навеса,
постаравшись умостить его в самом темном углу, и отправился к площадке
за кассами, где заметил тусовавшихся тук-тукеров.
Тук-тук - общее
для Азии название мототакси. Каждый регион характеризуется своей
конструкцией. В Шри-Ланке это моноблочные трехколесные тарантасы, где
водитель сидит спереди, а двое-трое пассажиров ютятся на скамье позади.
Все седоки накрыты паланкином. Хорошим считается тарантас индийского
производства, местные, ланкийские, похуже. Примерно также выглядит
тук-тук в Бангкоке. Хотя мелкие отличия есть. Бангкокские тук-туки не
оставляют впечатления цельности, они будто бы сварены из мотороллера и
прицепа. А в Паттайе под тук-туком вообще понимают микроавтобус с
открытым кузовом.
В Камбодже тук-тук - мотороллер с
прицепом-двуколкой. Прицеп может быть легко отстегнут от тягача. В
прицепе есть скамья на пару человек по ходу движения, и скамеечка против
хода. Поездка в тук-туке выглядит так:
Когда
я направился к тук-тукерам, объяснив, что хочу осмотреть Ангкор, то
встретил в их рядах смятение. И вроде бы мне удалось уговорить одного, и
я даже начал забираться в его повозку, как вдруг откуда ни возьмись,
появился какой-то европеец-блондин, вытащил меня оттуда, и со словами
"sorry pal, this guy is mine" укатил прочь.
Толпа тук-тукеров
все-таки выделила из себя одного, прилично говорящего по-английски. Он
смог объяснить мне, что все они уже арендованы, и ждут здесь своих
хозяев, стоящих в очереди за билетами. Дураков пилить от города пару
километров пешком, чтобы искать возницу у касс обычно нет, нет и
свободных повозок. Мой план рушился.
Вообще-то, есть чудаки,
гуляющие по Ангкору пешком. Есть и те, кто ездит на велосипеде.
Большинство предпочитает экскурсионный автобус, арендованный автомобиль с
кондиционером или тук-тук (мотороллеры иностранцам в Сиемреапе сдавать в
прокат почему-то запрещено). Некоторые исследуют Ангкор на слонах,
воздушных шарах и вертолетах (если очень много денег). Но пешком долго,
медленно и жарко, велосипед сломался, а другого транспорта поблизости не
наблюдалось.
И тогда я решил проситься к другим туристам,
соблазняя их разделением платы за проезд. Сначала от касс подошла
семейная пара, они меня отшили, но со вторым клиентом мне повезло. Это
оказался Высокий и толстый мужик, лысый и с рыжей бородой. Без мотоцикла
и шлема с рогами он смотрелся неестественно, но это меня не смутило. Он
принял мое предложение, и в этот день по Ангкору мы колесили вместе.
Мужик
оказался норвежцем, и согласился с моим замечанием: "than you must be
suffering from heat as much as I". А солнце и правда припекало. Я
радовался, что нахожусь в тени тента, а не на ничем не защищенном
велосипеде. Всю дорогу до храмов, мой новый товарищ возмущался
дороговизной билета: 20 баксов! В этом захолустье! Я отметил, что за эти
деньги можно посмотреть действительно много всего, и больше такого нет
нигде в мире, но это мало его успокоило. Вскоре мы доехали до первой
точки осмотра, им стал главный храм комплекса, Ангкор-ват.
Ангкор-ват
является крупнейшим строением комплекса. В плане он представляет
прямоугольник размером 1.3 на 1.5 км (включая ров шириной 190 метров).
Ангкор-ват был построен в 12 веке, то есть, он примерно ровесник
Нотр-Дам-де-Пари, и гораздо младше Софийского собора в Стамбуле.
Комплекс храма состоит из концентрических квадратов. В каждом - коридоры с колоннадой.
Внутри
очень много резьбы по камню и барельефов. Вообще-то, книга о храмах
Ангкора, которую я купил там, рекомендует только на Ангкор-ват отводить
несколько дней.
Когда
мы перешли мост через ров, предъявив билеты контролеру, мой норвежец
достал фотоаппарат. Он успел сделать только 2 снимка, и его батарейки
подохли. Он жаловался мне на них с детской обидой: я же только утром их
купил, целых 5 баксов! и в подтверждение своих слов он демонстрировал
дрянного вида "пальчики" с затейливыми китайскими иероглифами. На его
счастье, у меня были с собой запасные аккумуляторы для GPS,
никель-металлгидридные, с катодами на суперрешетках, и я одолжил их ему
на время поездки.
Мы преодолели внешние стены и оказались во внутреннем дворе. До основной постройки предстояло еще дойти.
Примерно на полпути по сторонам от променада находятся две небольшие постройки. Это здания древних библиотек.
Из
всего сонма индуистских богов, особенно древние кхмеры поклонялись
Вишну. Вишну посвящен и Ангкор-ват. Вишну покровительствовал нагам, поэтому наги, многоголовые змеи, во множестве присутствуют в отделке храма.
В центральном строении комплекса наиболее примечательны вовсе не приметные башни, а барельефы наружной галереи.
Сотни
метров коридоров покрывают сюжеты из Махабхараты и Рамаяны. Это не
просто абстрактные узоры - каждый сюжет и многие персонажи однозначно
идентифицированы историками. Каждый персонаж не похож на других, у
каждого свое выражение лица и своя одежда.
Только рассматривая барельефы Ангкор-вата можно провести там не один день.
Сейчас
они отгорожены хлипкой оградкой (за неприкосновенностью границы которой
никто не следит), а прежде многие ощупывали богов и героев на древних
стенах. Поэтому большинство выпуклых участков барельефа отполировано до
зеркального блеска.
За рубежом внешней галереи находится еще один двор, заключающий еще одну квадратную постройку.
Большая
часть храма открыта для посетителей, но кое-где идет перманентная
реставрация. Тот факт, что все храмы Ангкора имеют не первозданный, а
поправленный реставраторами вид (порой, значительно), обычно
замалчивается в путеводителях.
Заметить
следы реставраторов можно только внимательно приглядываясь. Шершавые
камни, не сглаженные столетиями, но не имеющие характерных следов
лишайников, были встроены в стены при современной реконструкции. Светлые
полосы на стенах - следы от уничтоженных деревьев и лиан, прикрывавших
камни от разрушения воздухом и водой.
Многие свидетельства эрозии сглажены бетонированием.
Кое-где
можно встретить алтари Будды и Вишну. Возле них практикуется нехитрый
развод: кхмер с улыбкой настойчиво предлагает поставит идолу свечку или
ароматическую палочку для здоровья и долголетия. А потом достает
припрятанную прежде миску для денег и требует оплатить ритуал.
Обойдя
и бегло осмотрев все закоулки храма, мы двинулись назад. Мой спутник
выглядел слегка недовольным, но причину его недовольства я покуда не
узнал. Один я предпочел бы провести там больше времени, но, поскольку я
"сел ему на хвост", приходилось считаться с его пожеланиями.
Впрочем,
Ангкор-ват был изрядно засижен туристами, а чрезмерное их обилие мне не
по душе. Большинство составляли европейцы (в том числе и русские с
американцами), но много было и азиатов: китайцев, японцев, индусов и
арабов.
Были
среди туристов и зажиточные кхмеры, правда, совсем немного. Нам
встретилась даже одна свадебная процессия, проводившая фотосессию у
храма в европейских одеждах.
Мост
через ров наглядно демонстрировал разницу между тем, что сохранилось от
древнего Ангкора и тем, во что его превращают. Левую часть уже успели
отреставрировать, а правую - еще нет.
С
левым берегом покончили. Хоть ступени и выглядят подозрительно ровно,
большей частью они состоят из старых камней, даже следы лишайника на
месте.
Справа же вовсю идет работа. Поодаль еще можно увидеть, в каком состоянии развалины дошли до наших дней.
Когда
мы вернулись к ожидавшему нас тук-туку, мне, наконец, удалось выяснить
причины недовольства своего спутника. Оказывается, он хотел попасть
вовсе не сюда. Выяснилась одна тонкость: он думал, что храм в Ангкоре
всего один. На самом деле, путаница вполне объяснима. И русские, и
английские, и камбоджийские источники называют эти туристические места,
как хотят. Иногда Ангкор - это древний город, где находилось большинство
из наиболее посещаемых туристами храмов. Иногда так называют только
главный храм. Иногда - все храмы в окрестностях Сиемреапа. А иногда и
вовсе все храмы Камбоджи. Поэтому всегда нужно уточнять, о чем идет
речь.
Тук-тукер думал, что его нанимают только для поездки к
одному храму - Ангкор-вату. А нанимавший его норвежец желал увидеть не
его, а расположенный где-то там Tomb Raider Temple. Он оказался фанатом
Лары Крофт, и прилетел в Камбоджу только для того, чтобы увидеть его. Ни
о каких томб райдерах наш тук-тукер не знал. Он попробовал опросить
тусовавшихся неподалеку коллег, но их советы были противоречивы.
Наконец, было принято решение отправится по наиболее популярным храмам, в
надежде на то, что среди них попадется нужный (что меня вполне
устраивало). Правда, это потребовало оплаты сверх первоначально
оговоренного. Этот факт также огорчил норвежца, но, поскольку я взялся
нести половину расходов в поездке, компромисс был найден, и мы
отправились дальше.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 2331
Рейтинг поста:
--------------------