Невероятное сооружение Гипогей, до сих пор вызывающее споры специалистов о своем возникновении – одна из самых загадочных достопримечательностей Мальты.
По некоторым оценкам археологов почти 6000-летний трехуровневый мальтийский храм Гипогей Хал-Сафлиени (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) старше по возрасту сооружений Стоунхендж в Англии и самих Египетских пирамид в Гизе более чем на тысячу лет. Захоронение Гипогей, официально именуемое Hypogeum of Hal Saflieni, названо так по имени улицы, где оно было обнаружено в начале прошлого века. Гипогей в переводе с латинского означает «подземное жилище». Многие эксперты уверяют, что мальтийский Гипогей был построен как храм, огромный подземный храм смерти и рождения с запутанной системой уровней, ходов, залов и ловушек. Кроме того, в Гипогее обнаружены скелеты 30 тысяч человек эпохи позднего неолита и разные артефакты. Сейчас историки настаивают на признании его восьмым чудом света
Давайте изучим его и мы с вами подробнее …
Фото 2.
Гипогей Хал Сафлиени — один из самых экстраординарных и уникальных археологических участков в мире. Гипогей был вырезан древними строителями из твердого известняка в целой природной скале. Самый древний верхний уровень комнат храма Гипогей (Ħal-Saflieni Hypogeum, Paola, Malta) датируется приблизительно 3600-3300 гг. до н.э., а самый глубокий уровень Гипогея датируется примерно 3150-2500 гг. до н.э., средний уровень 3300-3000 гг. до н.э.
Гипогей на Мальте занимает площадь примерно 500 кв. м., которая включает главную яйцеобразную материнскую палату, таинственный зал с нишей «эхо», доступные проходы-туннели, лестницы, ступени, многочисленные залы и палаты различных форм и размеров, традиционные дверные проемы, могильные ниши и многие другие объекты.
Фото 3.
Некоторые подземные палаты повторяют формы архитектуры наземных храмов на Мальте, а характер строения главной материнской палаты Main Chamber с изогнутыми стенами, по оценкам историков, явно указывает на то, на острове когда-то процветал культ плодородия Матери-Земли. К тому же, в Гипогее при раскопках была обнаружена знаменитая каменная статуэтка спящей тучной женщины Sleeping Lady, которая сейчас хранится в Национальном археологическом музее Мальты, и также при раскопках в святилище были обнаружены другие важные артефакты, как разные фигурки и статуэтки, амулеты и вазы. Один из наиболее любопытных найденных экспонатов — это обезглавленная неолитическая статуэтка, которая была найдена рядом с двумя головами из известняка, возможно, что одна из голов принадлежала этой фигурке.
Гипогей Хал Сафлиени был случайно обнаружен на Мальте в ходе строительных работ в 1902 году при разработке поверхности скалы для строительства дома, и, к сожалению, строителями большая часть верхнего уровня построенного древними строителями была разрушена при наземных работах, пока не обнаружилось, что найденное строение может быть объктом исторического назначения. К огромной радости археологов, строители не успели повредить главный входной дверной проем, вырубленный древними строителями в типичной традиционной форме из двух больших камней, которые поддерживают перемычку.
Фото 4.
На стенах Гипогея при раскопках в некоторых палатах были обнаружены геометрические узоры в виде спиралей, а в могильных комнатах Гипогея были найдены останки костей приблизительно 7 000 человек и также костные останки животных. Большинство ученых предполагают, что Гипогей мог использоваться для ритуалов или религиозных служб и также мог позже использоваться как место погребения. В нишах залов Гипогея были открыты следы использования охры в ритуальных целях и, по мнению ученых и исследователей, ритуалы, возможно, были связаны с почитанием Богини Земли Матери.
Верхний уровень святилища — это самая старая секция Гипогея, и весьма очевидно, что строители храма первоначально увеличивали естественную пещеру.
Фото 5.
Самые главные палаты и наиболее демонстрационные примеры вырезания камня и художественного оформления древними строителями Гипогея были обнаружены археологами на втором уровне Гипогея. Около главной палаты нашли маленькую пещеру (каверна) глубиной около 2 м, которую назвали как «snake pit» или «votive pit». Возможно, что эта каверна предназначалась для того, чтобы держать животных, которых использовали здесь для жертвоприношений. Известная неолитическая статуэтка Спящей Леди (Sleeping Lady) была найдена именно здесь, в этой нише. Эта статуэтка является самой красивой из всех статуэток и фигурок, найденных в древних храмах Мальты. Очень полная женщина, возможно о чем-то мечтает, или возможно она символизирует смерть, или это жрица в трансе — по этому поводу существуют разные мнения.
Фото 6.
Пол в одной комнате на самом глубоком уровне святилища обрывается ступеньками вниз. Исследователи считают, что палаты глубокого уровня использовались для хранения, поскольку при раскопках там не были найдены никакие останки человеческих костей. Этот уровень был построен в том промежутке времени, когда строящая храм цивилизация таинственным образом исчезла на острове.
Палата Holy of Holies — самая впечатляющая комната в Гипогее, которая славится великолепно вырезанным монументальным фасадом зала с традиционным проемом двери, вырезанным из скалы. Этот дверной вход повторяет входы в дольмены наземных храмов, найденных на поверхности земли в нескольких местах Мальты.
Фото 7.
Немного слов стоит сказать о Палате Оракула (The Oracle Room), которая находится на втором уровне Гипогея Хал Сафлиени. В комнате есть маленькая овальная ниша, расположенная на уровне лица. Если в эту нишу что-то произнести низким мужским голосом, звуки резонируют сильным эхом по всему помещению комплекса Гипогея. В этой же палате обнаружили нишу со следами красной охры, и потолок этой экстраординарной палаты украшают спирали, тоже нанесенные красной охрой, и, как считают ученые и исследователи, рисунки охрой символизируют Дерево Жизни (Tree of Life). Мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit, также, известный мальтийский историк, профессор, ректор университета Мальты, писатель, первый директор Национального Музея археологии Мальты, Валлетта в начале 20-ого века), считал, что на Мальте когда-то было определено место нахождения Оракула. Оракул в свою очередь привлекал на Мальту паломников со всего Средиземноморского региона. К тому же, археологи и историки полагают, что древние архитекторы на Мальте, которые соорудили на Мальте и Гозо мегалитические храмы, дольмены, могильники и другие древние объекты, предназначенные для отправления религиозных служб, ритуалов, обрядов или для каких-то других целей, при строительстве использовали математические расчеты.
Фото 8.
Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находится некоторое количество так называемых «погребальных камер». Они очень малы, а, чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени. Впрочем, ползком протиснуться через них можно. Известно, что одна из этих камер не глухая, как другие, а продолжается дальше в виде бесконечного тоннеля и теряется глубоких и неисследованных пустотах скалистой породы острова. Должно быть, это то самое место, о котором писалось в августовском номере журнала National Geographic за 1940 год: некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.
Множество подземных ходов и тоннелей, включая доисторические катакомбы, позже было включено строителями-рыцарями в систему фортификационных укреплений. В некоторых ходах и пещерах хранили продовольствие, в других укрывались во время битвы. Прямо под Валлеттой разросся целый огромный подземный город, в котором жили бедняки, не имевшие собственных домов на поверхности. По всему острову разбросаны подземные пещеры-дома и храмы доисторических людей. Несколько десятилетий назад любой мог пройти Мальту из конца в конец по подземным ходам, ни разу не поднявшись на поверхность. Может быть, такое положение дел сохранялось бы и по сей день, но правительство распорядилось перекрыть все известные входы в подземелье после несчастного случая примерно в первой трети прошлого века, когда в подземном лабиринте потерялась группа школьников (всего около 30 человек) во главе с несколькими взрослыми. Дети и их учителя решили устроить познавательную экскурсию по тоннелям, но бесследно пропали, и их так и не нашли.
Фото 9.
Очевидцем этих событий была известная исследовательница Луиза Джеззап, которая в то время работала в посольстве Великобритании на Мальте, а позже стала научным секретарем одного американского научного общества. Она написала статью о двух своих посещениях Гипогея, одно из которых состоялось до пропажи школьников, а другое – вскоре после него. Мисс Джеззап, во время первого визита в Гипогей, стала уговаривать гида исследовать ту самую таинственную погребальную камеру, которая находилась в конце официального маршрута. Гид сначала возражал, но потом сдался и предупредил барышню, что она может лезть туда исключительно на свой страх и риск. Мисс Джеззап взяла свечу и приспособила свой длинный шарф в качестве веревки, за которую держались идущие сзади ее друзья. Она протиснулась сквозь камеру и неожиданно очутилась в огромном пустом зале. Подняв свечу, она обнаружила, что стоит на небольшом выступе, а вниз уходит узкое, но глубокое, показавшееся бездонным, подземное ущелье.
С противоположной стороны ущелья, чуть ниже, был расположен выступ, подобный тому, на котором стояла мисс Джеззап, а от него в глубь породы начинался туннель. Мисс Джеззап и бывшие с ней люди видели это своими глазами и подтвердили письменно и под присягой. Кроме того, на противоположной стороне ущелья они увидели несколько покрытых волосами существ, похожих на людей, которые пытались задуть свечу пришельцев и, наконец, метнули в них чем-то мягким и влажным. Люди в панике протолкнулись через лаз назад в Гипогей, где их встретил гид. Заметив состояние мисс Джеззап и ее друзей, гид совсем не удивился и дал понять, что прекрасно знает, что (и кого) они могли там видеть.
Фото 10.
Через неделю после этого события в лабиринте пропали школьники. А когда мисс Джеззап пришла в Гипогей на вторую экскурсию, прежнего гида там уже не было, а нынешний отрицал, что тот здесь когда-либо работал. Однако в прессе стало известно, что школьники, их учителя и предыдущий гид полезли именно в тот тоннель, на пороге которого мисс Джеззап видела странных существ. По случайности (или нет), туннель этот почти сразу осыпался. Было послано несколько поисковых партий, обвал разрыли, но останков тел детей или их следов не нашли. Веревка, которую экскурсия тянула за собой от самой погребальной камеры, оказалась аккуратно отрезана чем-то острым. Все следы потерялись.
Потом говорили, что детский плач и крик слышали люди как бы из-под земли в самых разных частях острова, но точно установить место, откуда исходили эти звуки, так никто и не смог.
Что касается сети катакомб под Мальтой, то некоторые старинные источники указывают на то, что она разветвлялась не только под поверхностью острова: ходы шли вглубь и в стороны, продолжались и под морем и, по слухам, тянулись аж до Италии. По крайней мере в древности, в античные времена, многие источники указывали на это.
Фото 11.
Второе название,Hypogeum of Hal Saflieni, произошло от названия улицы, где это культовое сооружение было обнаружено в 1902 году случайно, во время проведения канализации. ОбнаружившиеГипогей строители некоторое время пытались скрыть находку и использовали искусственную пещеру в качестве свалки строительного мусора, однако ею заинтересовался иезуитский отец Эммануил (Father Manuel Magri), который первым и начал раскопки. После смерти отца Эммануила в 1907 году исследованиями мальтийских мегалитов руководил мальтийский археолог Теми Заммит (Sir Temi Zammit). Он предположил, что здесь когда-то находился оракул, привлекавший на Мальту паломников со всего Средиземноморья. Одна из самых известных загадок Гипогея - так называемая палата Оракула, с уникальной акустикой, вызывающей «многоголосое» эхо. Но парадокс в том, что эхо вторит только мужским голосам… Стенки камеры разрисованы охряными спиралями. На верхнем уровне — большой зал, центральный проход и погребальные камеры с каждой стороны. Зал округлый, из него ведет несколько проходов, некотрые заканчиваются «вслепую». Здесь и найдены были фигуры спящих женщин — ныне они находятся в музее археологии в Валлетте. Рядом с полом последней залы подземного Гипогея, на третьем и последнем из официально признанных подуровней, находятся «погребальные камеры». Чтобы заглянуть внутрь, надо встать на колени.
Фото 12.
Одна из этих камер не замкнута, а продолжается в виде тоннеля куда-то в неведомые глубины. Журнал National Geographic за 1940 год писал: «Некоторые смельчаки, которым удавалось протиснуться в камеру, пропадали в глубине хода бесследно и навсегда.» На втором уровне — двухметровый колодец, в котором вроде как разводили змей или типа того… На третьем уровне можно наблюдать грунтовые воды, некоторые его помещения, как предполагают, использовались как склады. Интересна и самая нижняя комната, ступени, ведущие в которую, обрываются на высоте нескольких метров над уровнем пола. Она находится на глубине 10.6 метров. Внутри конусо- или яйцеобразных помещений были обнаружены многочисленные разрозненные костные останки людей и жертвенных животных. Предполагают, что в гипогее на протяжении многих столетий функционировал общинный могильник. Древние обитателиМальты вырубали в породе всё новые коридоры и гроты, в которых хоронили своих мёртвых. На стенах были открыты геометрические узоры, а также следы использования охры в ритуальных целях. Гипогей Хал Сафлиени служил не только местом культовых поклонений и захоронений, он служил в первую очередь для обучения жриц, которые исповедовали культ Великой Матери. Мария Гимбутас связала Хал Сафлиени со своим учением о матриархальной Старой Европе.
Фото 13.
В качестве подтверждения того, что в Хал Сафлиени процветал культ женского плодородия, она указывает на то, что храмовые залы имеют форму материнского чрева, а внутри гипогея была обнаружена неолитическая статуэтка спящей тучной женщины, продолжающая традицию палеолитических венер. Это сооружение вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Cооружение датируется 3600 годом до нашей эры (называются и другие даты между 4500 и 5000 годами до нашей эры). Точнее так — верхний «этаж» (3600-3300 до н.э.), средний (3300-3000 до н.э) и нижний (3150 — 2500 до н.э). В 1992—1996 годах гипогей находился на реставрации и был закрыт для посещения. Гипогей открыт для посещения ежедневно. В час пускают по одной группе, не более 10 человек, за день храм могут посетить только 80 человек. Вход групп строго в 9, 10, 11 и 13, 14, 15, 16.00. Всего бывает семь экскурсий в день. Записываться надо заранее, причем только с сайта в Интернете (за эту услугу еще и снимут 2 евро), в туристический сезон за две недели, а во не туристический — минимум за неделю, а потом за несколько дней выкупить билеты.
Фото 14.
Экскурсия начинается с краткого обзора небольшой выставки найденных при раскопках Гипогея экспонатов. Далее показывается видеофильм на английском языке. И только после этого в сопровождении гида можно спуститься непосредственно в Гипогей. Фото и видеосъемка категорически запрещена. Перед входом посетители оставляют все сумки и фото-видеокамеры в камере хранения. Стоимость билета в Гипогей - 20 Еврo для взрослого, 15 евро для детей от 12 до 17 лет и пенсионеров старше 60, 10 евро для детей от 6 до 12 лет. Детей 5 лет и менее туда не пустят! Однако, не обязательно заказывать билеты заранее (хотя это и снижает шансы попасть в Гипогей). Есть две «специальные экскурсии» — в 12:00 часов и в 16:00 частов, билеты на них продаются в Музее Изящных Искусств вВаллетте и в музее археологии на Гозо, в Виктории. Продяются они без заказа — в порядке живой очереди, «кто первый встал, того и тапки»! Цена — €25. Гипогей (Hypogeum): достижим на автобусах маршрутов 15, 29, 30 (из Валлетты). Рядом с Гипогеем расположен ещё один мегалитический комплекс - Таршинские Храмы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+