Археологическая летопись буддизма восходит ко временам Ашоки — индийского императора, который с большим энтузиазмом поддержал новую религию в III в. до н. э. Но мудрец по прозванию Будда жил примерно на три столетия раньше, а это значит, что рождение религии покрыто мраком. «Никому ещё не удавалось найти и датировать буддистские постройки, предшествующие правлению Ашоки», — подчёркивает археолог Робин Конингем из Даремского университета (Великобритания).
Остатки одного из храмов эпохи Ашоки находятся в Лумбини (Непал) — деревне, которая многими считается родиной Будды и является местом активного паломничества. Пока идут реставрационные работы, г-н Конингем и его коллеги провели раскопки под фундаментом храма.
Обнаружена каменная кладка, предшествующая правлению Ашоки, а под нею — следы деревянного строения (ямы от столбов), возведённого, если верить радиоуглеродному методу, в период с 800 по 550 г. до н. э.
Самое главное, деревянная конструкция была организована вокруг центрального открытого пространства, напоминая тем самым план позднейшего храма Ашоки. Археологи изучили почву этого центрального участка и выяснили, что она содержит остатки древних корней деревьев, но, как ни странно, там отсутствует мусор, который обычно оставляют после себя люди. Нет там и следов приношений.
Это говорит о том, что в центре росло дерево, а пространство вокруг него регулярно расчищалось. Такие же святилища существуют сегодня на Шри-Ланке, и их убирают аналогичным образом.
Согласно буддистской традиции, мать Будды родила его, схватившись за ветку дерева. Разумеется, нет никакой возможности узнать, то ли это дерево. Всё что могут сказать археологи — это то, что находка не противоречит легенде.
Известен и другой эпизод из жизни Будды: мудрец, по легенде, достиг просветления под смоковницей Ficus religiosa (деревом бодхи), поэтому святилища с деревом называют бодхи-гхара (дом дерева бодхи).
Но вопреки оптимизму г-на Конингема утверждать ничего нельзя. Специалисты напоминают, что поклонение деревьям — древняя индийская традиция, и вполне возможно, что буддистское святилище в Лумбини возникло на месте намного более древнего ритуального центра, и неизвестно, кто приходил сюда — первые буддисты или их предшественники.
На раскопках (здесь и ниже фото Ira Block / National Geographic).
Точная дата рождения Будды неизвестна. Власти Непала считают, что это произошло в 623 г. до н. э., тогда как другие традиции отдают предпочтение примерно 400 г. до н. э.
Так или иначе, но к 249 г. до н. э. Лумбини считался одним из четырёх священных центров буддизма, о чём свидетельствуют надписи и колонна, поставленная именно в том году Ашокой. После изгнания буддизма из Индии, о Лумбини забыли. Только в 1896 году он вновь стал местом паломничества, а мандир Майя Деви (храм матери Будды) включён в число объектов всемирного наследия.
ЮНЕСКО, обеспокоенная состоянием памятника, организовала широкий фронт работ по его консервации, а г-н Конингем и его коллеги получили карт-бланш на раскопки, которые принесли столь удивительное открытие. Едва ли в ближайшие десятилетия археологов пустят на это место.
Буддистские монахи в храме Майя Деви. На заднем плане — развалины древнего храма, где проводились раскопки.
О своей работе археологи рассказали в журнале Antiquity.
Подготовлено по материалам NewScientist и National Geographic.