В 50-ти километрах к северо-востоку от Хабаровска (где среди скал и тайги течёт Амур, совсем не такой, как в черте города, мощный и суровый) находится поселение с чудным нанайским названием Сикачи-Алян. Оно известно тем, что на его месте селились люди задолго до основания дальневосточной Столицы, а также многочисленными наскальными рисунками, именуемыми «петроглифы». Слово это имеет греческое происхождение и обозначает дословно резьбу по камню. Петроглифы выполнены преимущественно на базальтовых валунах и частично - на скалистом уступе береговой террасы и сосредоточены на береговой полосе, протяженностью 6км между селами Сикачи-Алян и Малышево. Этот археологический памятник называют российским Стоунхэнджем.
Откуда же произошло название села Сикачи-Алян? Во времена не столь давние существовали вблизи скал с петроглифами три селения - Чора (летнее стойбище), Сакачи и Алян (в учетных данных населенных пунктов за 1912 год - Аля). Чора, естественно, исчезло с изменением быта нанайцев. Сакачи - означает «имеющий души предков» или «имеющий злых духов». Слово «алян» имеет несколько различных значений, одно из которых - «долго жить на одном месте». Таким образом, современное несколько трансформированное название селения «Сикачи-Алян» может интерпретироваться на русском языке, как «Место, где живут души предков», или «Место, где живут злые духи». Дело в том, что в верованиях целого ряда туземных народов души умерших, не нашедшие соответствующего успокоения, превращаются в злых духов.
Не многие сегодня знают, что современная малая народность, получившая в советское время название «нанайцы», является родоплеменным конгломератом, куда вошли ачаны, натки, гольды, дючеры, эвенки, мангуны, хэдзеены, варка и другие.
Первые сведения о наскальных рисунках Сикачи-Аляна, стали известны в конце XIX века. С 50-х годов ХХ века начинается целая эпоха в планомерном научном изучении петроглифов Сикачи-Аляна. Итогом этой огромной научно-исследовательской работы становится, опубликованная в 1971 г., монография А.П.Окладникова "Петроглифы Нижнего Амура".
По древней нанайской легенде, история возникновения изображений на валунах на берегу Амура такова: в стародавние времена на Земле было невыносимо жарко, настолько, что плавились камни, и люди едва могли выжить в таком пекле. Виной всему были три солнца, сиявшие на небосводе и превращавшие всё живое в пепел. Неизвестно, как сложилась бы дальше судьба человеческой цивилизации, если бы ни смелый нанайский охотник, выбравшийся однажды с луком и стрелами из своего укрытия и поразивший своим смертоносным оружием два из трёх пышущих жаром светил. На Земле воцарилась прохлада, а пока камни остывали, нанайцы успели изобразить на них сцены своего бытия, охоты, рыболовства, портреты духов, шаманов и животных.
Петроглифы Сикачи-Аляна многосюжетны. Среди них изображения "личин", зверей, птиц, змей, лодок, чашевидных углублений (лунок), концентрических кругов. Основное место в сикачи-алянских петроглифах, безусловно, занимают стилизованные изображения лиц - "личины".
Их формы, заполнения и размеры очень разнообразны. Овальные, яйцевидно-овальные, сердцевидные, трапециевидные, с ярко выраженным контуром и без него, а также рельефные личины, выполненные на схождении двух или трех граней.
К отдельной группе можно отнести личины череповидной формы с широкой верхней частью и ярко выраженным узким подбородком.
Внутреннее заполнение личин тоже многообразно, но почти на всех присутствует изображение глаз, носа и рта. Часто глаза выполнены в виде концентрических кругов, а нос, что характерно для череповидных личин, показан только в виде ноздрей.
Многие личины внутри заполнены сложным орнаментом, состоящим из углов, треугольников, дуг. Некоторые изображения имеют вокруг себя ореол из расходящихся лучей, которые могут быть различной длины и располагаться, как в верхней части личины, так и по всей ее окружности.
К рисункам животных относятся изображения лося, тигра, кабана, птиц и змей. Особо выделяются изображения двух лосей (на горизонтальной и вертикальной плоскостях), выполненных в рентгеновском стиле.
Самое крупное и эффектное из всех наскальных изображений Сикачи-Аляна - это композиция, выполненная на горизонтальной плоскости отдельно лежащего валуна, состоящая из рисунка лося (заполненного внутри орнаментом из завитков-спиралей и концентрических кругов) и стилизованного небольшого изображения человека, стреляющего из лука в грациозного зверя.
Петроглифы Сикачи-Аляна являются результатом деятельности человека на протяжении целого ряда периодов и эпох, от раннего неолита до раннего средневековья, что подтверждает многообразие стилей и различия в технике их исполнения. Если рисунки, относящиеся к неолиту и раннему железному веку, выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов, то раннесредневековые изображения уже наносились в стиле резной техники железным инструментом. Криволинейность в стилях ранних изображений сменяется в раннем средневековье рисунками с прямыми пропорциональными линиями.
Самые ранние рисунки датируются X тыс. до н.э, а самые поздние относятся к первой половине I тыс. н.э.
Интересно, что, в результате меняющихся со временем природных условий (уровень воды в Амуре, направление солнечного света, выветривание песчаных отложений) этот археологический памятник находится в постоянном движении или "живом" состоянии. Благодаря такому состоянию обнаруживаются новые рисунки, а некоторые, выявленные ранее, к сожалению, бесследно исчезают.
Я была в Сикачи-Аляне дважды. Первый раз еще в детстве, в 1982 году. Село тогда было совершенно не тронуто современной цивилизацией. Берег Амура, с разбросанными по нему валунами с диковинными рисунками на них, казался совершенно диким и сказочным. Сейчас он изменился. Из села сделали музей под открытым небом. Постоянный приток туристов, нанайцы, зарабатывающие на этом деньги, надписи на древних камнях типа "Здесь был Вася"… Сказка кончилась.
Звезда
___________________________________________
Используемые источники:
Книга "Краски земли Дерсу", 1982 год
http://www.bigring.ru/show.html?id=73&eid=mnu&lng=ru s
http://venividi.ru/node/6592
http://www.levking.ru/s-als.htm
Источник: Блог Привет.ру.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 2
Рейтинг поста:
Григорий Григорьевич, сказка о сикачи-алянских петроглифах в стиле оДервеневшей Окладниковщины действительно закончилась. И таким, как вы компиляторам их историографии неолита Нижнего Амура, придётся на валунах Сикачи-Аляна, как на могильных памятниках, оставить надписи типа: "Здесь был Гриша". Началась новая Истинная историология неолита Нижнего Амура-индоевропеистика, где вся культура принадлежала не пратунгусо-монголоидному субстрату, а русам-европеоидам...
Время пошло...