Древняя монгольская легенда повествует о том, что очень давно в пустыне Гоби находился цветущий оазис царства Си-Ся. Однажды его столицу попытались взять штурмом многотысячные китайские войска.
Когда операция провалилась, они лишили жителей несдавшегося города воды, повернув русло реки в сторону. Горожане, мучимые жаждой, попытались добыть ее, вырыв глубокий колодец, но воды не нашли.
Тогда их вождь Хара-Цзян похоронил в этом сухом колодце всю казну, приказал убить женщин и детей, и повел оставшихся воинов на последнюю битву с врагом. Потом китайцы, разграбляя город, активно искали сокровища, но наткнулись лишь на двух огромных змеев с зеленой и красной чешуей. От них перепуганные оккупанты спасались бегством, а город замели пески пустыни. И на этом бы все и закончилось, если бы на Алтае не были найдены древние рукописи на тангутском языке.
В 1720 году в 70-и километрах от Усть-Каменогорской крепости посланец Петра I майор И.М. Лихарев нашел буддийский монастырь, защищенный от врагов мощными стенами. Обитателей там не было, но святилище осталось нетронутым. Везде размещались статуи идолов, в большом хранилище находились многочисленные рукописные свитки с золотыми и серебряными буквами неизвестного алфавита. Несколько свитков доставили Петру I, который переправил их для изучения в Парижскую Академию наук.
Французские ученые ничего не поняли, но «липовый» перевод, тем не менее, составили. Подлог обнаружил первый московский архивист, российский академик Герхард Миллер. В июле 1734-го он лично увидел и описал помещения, изображения, сюжетные композиции, многоголовых и многоруких буддийских божеств уникального храма Аблаинкита. Некоторые рукописи и загадочные фрески и буквы на досках Миллер забрал в Москву для более тщательного исследования. Позже выяснилось: язык рукописей тангутский. Но что это за народ — тангуты?
В Х веке в пустыне Гоби возникло это государство. В 1227 году один из его цветущих оазисов Хара-Хото захватил Чингисхан. Но почему-то не стал его грабить и сжигать. А в 1405 году на этот город налетело огромное китайское войско и уничтожило его до основания. На несколько столетий о нем забыли.
В 1907 году генерал Петр Козлов, участник известных экспедиций Николая Пржевальского, вел караван через отроги Монгольского Алтая, по пустыне Алашань к священному для многих народов Азии озеру Кукунор. Он был осведомлен и о тангутских рукописях, и о мертвом городе Хара-Хото. Путь был очень не легким. Экспедиция несколько раз сбивалась с дороги. В пустыню Гоби, которая не хотела открывать свои тайны, караван пришел весной, с наступлением нестерпимого зноя. Пыль у путников скрипела на зубах, набивалась в рот и уши. От этого першило в горле, воспалялись глаза.
И вот, наконец, вдали появились руины древних оросительных систем, буддийские культовые ступы для хранения реликвий. А потом среди песчаного моря встали стены зданий с куполами и башнями. Путники въехали в таинственный необитаемый город.
Когда-то в Хара-Хото жизнь била ключом, здесь сходились множественные караванные дороги. Проведенные раскопки подтвердили все это. Ученые обнаружили удивительные вещи: фрагменты статуй из горного хрусталя, монеты, живопись по шелку, обрывки древних рукописей и книг, старинные бумажные деньги с иероглифами и печатями.
Обо всем, что увидел и нашел в Хара-Хото, генерал Козлов сообщил в столицу. Он надеялся задержаться, чтобы продолжить поиски реликвий. Но Русское Географическое общество не дало ему разрешения изменить маршрут экспедиции, и караван отправился дальше.
Около месяца продолжал караван свой путь по Алашаньской пустыне. Днем стояла страшная жара, а ночами наступали заморозки. Исследователи достигли озера Кукунор к августу 1908 года. Именно здесь 35 лет назад Козлов работал в команде Николая Пржевальского.
В оазисе Гуйдэ экспедицию Козлова догнало письмо из Петербурга: «Не жалейте ни сил, ни времени, ни средств на дальнейшие раскопки Хара-Хото». Но возвращаться в пустыню Гоби зимой было слишком опасно. Поэтому ученые направились в северо-восточный угол Тибетского нагорья, в загадочную страну Амдо. Там им не раз, рискуя жизнью, пришлось отбивать вооруженные нападения местных племен, чтобы вскоре вернуться в Хара-Хото и продолжить раскопки.
Неподалеку от крепости, на берегу высохшей реки открылся им бесценный клад: огромное количество рукописей, изображений на холсте, шелке и бумаге, тканые гобелены, монеты, бронзовые и позолоченные статуэтки божеств, украшения из золота и серебра, всякая утварь… Бесценные для истории сокровища заботливо сохранил сухой климат пустыни Гоби.
Работали почти непрерывно. Забрать с собой все найденное в Россию оказалось не по силам. Поэтому остальное Козлов припрятал, надеясь забрать в другой раз. Вернуться в Хара-Хото Петр Козлов смог только в 1926 году, но спрятанных им сокровищ не обнаружил. Наверное, духи пустыни передумали их отдавать.
Но и исследование того, что удалось вывезти в первую экспедицию, заняло много лет. Над изучением двух тысяч рукописей годами трудились знатоки древней письменности, монголоведы, археологи и нумизматы. Многие загадочные тексты были расшифрованы и рассказали миру удивительные подробности о древнем забытом монгольском царстве Си-Ся.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+