По мнению издателей «Штерна», это была «самая большая журналистская удача за послевоенный период». Один из их репортеров обнаружил доселе неизвестные личные дневники фюрера.
Кроваво-красные буквы на обложке западно-германского еженедельника «Штерн» от 25 апреля 1981 года сообщали о публикации эксклюзивного материала: «Найдены дневники Гитлера». На 42 страницах журнал поместил выдержки из этих дневников, проиллюстрировав их десятью отрывками из оригинала, написанного рукой нацистского фюрера, – за первой публикацией в течение 18 месяцев должны были последовать еще 28. Сенсационный материал был взят из недавно купленных «Штерном» 62 тетрадок в обложках из искусственной кожи. Ни соратники Гитлера, ни историки, изучавшие эту эпоху, не знали, что с середины 1932 года он вел дневник, последние записи в котором сделаны за дне педели до его смерти в апреле 1945 года. Так по крайней мере утверждал главный редактор журнала Петер Кох на пресс-конференции в Гамбурге.
Когда ему предъявили показании экспертов, Конрад Куяу быстро признался в том, что подделал так называемые дневники Гитлера; (слева) один из его источников; (справа) образец его работы.
На пресс-конференции в гамбургской редакции «Штерна» 25 апреля 1983 гада репортер Герд Хайдеман с гордостью демонстрирует некоторые из тетрадей, якобы представляющих собой секретные дневники Гитлера. Вскоре было доказано, что его широко разрекламированное открытие – это мошенничество, за которое он позднее попал в тюрьму.
Приобрел дневники для «Штерна» его 51-летний сотрудник Герд Хайдеман. Лондонский еженедельник «Санди Таймс» заплатил 400 000 долларов за право публикации дневников в Великобритании и странах Содружества. Французская «Пари Матч» и итальянская «Панорама» тоже планировали их напечатать. Американский журнал «Ньюсуик» посвятил дневникам Гитлера 13-страничную статью, анонсировав ее на обложке, и отметил, что в материалах, с которыми познакомились его редакторы, «ощущается кошмарный запах истории». Тем не менее редакторы «Ньюсуика» отказались приобрести права на публикацию дневников в США, потому что их не устраивали планы «Штерна» печатать их частями в течение такого длительного времени и потому что они хотели получить «более авторитетное заключение относительно подлинности» дневников. «Штерн» ссылался на мнения английского историка Хью Тревора-Ропера и Герхарда Уайнберга из Университета Северной Каролины, которые бегло ознакомились с дневниками и засвидетельствовали, что, по их мнению, они настоящие.
Первые сомнения
Па пресс-конференции в Гамбурге английский историк Дэвид Ирвинг задал неудобный вопрос: проводилось ли химическое исследование чернил, чтобы определить возраст документов? Выяснилось, что это сделано не было. Уайнберг попросил «Штерн» пригласить специалистов-почерковедов и позволить ученым исследовать дневники страница за страницей. Тревор-Ропер сначала заявил, что часть обнаруженных документов, возможно, фальшивки, а затем – что все их надо считать подделкой, «пока не будет доказало обратное». Вскоре в спор включились немецкие историки, и один из них обвинил журнал в том, что его волнует лишь увеличение тиража. Тираж «Штерна», составлявший 1,87 миллиона, действительно вырос на 300 000 после первой же публикации.
Скептики спрашивали, как мог Гитлер скрывать свои дневники от помощников, слуг и адъютантов. Отмечалось также, что Гитлер не любил писать и все свои письма диктовал секретарю. Когда же он писал сам, то делал это обычно карандашом. С января 1943 года Гитлер, как известно, страдал от расстройства, сопровождаемого приступами сильной дрожи, так что он практически ничего не мог написать разборчиво.
«У нас есть основания стыдиться»
Специалист-почерковед, специально нанятый журналом «Ньюсуик», изучил два из привезенных «Штерном» в Нью-Йорк дневников. «Это не просто подделка, это еще и плохая подделка», – сказал он. В Германии ученые смогли доказать, что не только бумага дневников, но и чернила, клей в переплетах и искусственная кожа обложек относились к послевоенному времени. Ганс Бомс, возглавивший немецкий Федеральный архив, объявил дневники «Штерна» «наглой, абсурдной и поверхностной подделкой». Один из сотрудников Бомса обнаружил и источник, использованный фальсификаторами, – вышедшую в 1962 году книгу Макса Домаруса «Гитлер: речи и заявления. 1932-1945».
В Гамбурге возмущенные сотрудники «Штерна» устроили шестидневную сидячую забастовку в помещении редакции. Они выражали озабоченность тем, что вся эта история подорвала доверие читателей к журналу. Петер Кох был вынужден уйти в отставку. Издатель «Штерна» Генри Наннен с грустью признался: «У нас есть основания стыдиться».
Разоблачение виновных
«Штерн» доверился Хайдеману, 32 года проработавшему в журнале. Увлеченный изучением эпохи нацизма, репортер продал свой дом в Гамбурге, чтобы купить яхту, некогда принадлежавшую Герману Герингу. На ней Хайдеман любил принимать бывших нацистских чиновников, и один из них свел его с Конрадом Куяу, он же Конрад Фишер, который держал в Штутгарте магазин, торговавший фашистской символикой. В начале 1981 года Куяу сообщил Хайдеману, что его брат, офицер восточногерманской армии, переправил на Запад ранее неизвестные дневники Гитлера и хочет их продать.
Дневники, объяснил Куяу, вместе с другими личными ценностями фюрера в конце апреля 1945 года погрузили в Берлине на транспортный самолет, который должен был доставить их в безопасное место – на виллу Гитлера в Берхтесгадене в баварских Альпах. Сам фюрер якобы собирался лететь на другом самолете. Однако первый самолет упал недалеко от Дрездена; Гитлер же так и не покинул Берлин. Все находившиеся в самолете люди, кроме одного, погибли. Но какой-то местный крестьянин спас часть груза – включая дневники, которые он припрятал. Хайдеман поверил в невероятную историю Куяу и в следующие два года сумел убедить свое начальство заплатить за дневники девять миллионов марок (3,7 миллиона долларов). За свою роль в сделке репортер получил 1,5 миллиона марок. Как выяснилось, не было никакого крушения самолета, как не было и дневников фюрера. Куяу за несколько лет собственноручно изготовил эту фальшивку.
Куяу во всем сознался и попытался выставить Хайдемана своим соучастником. Журналист, которого поспешно уволили из «Штерна», утверждал, что сам стал жертвой обмана. Спустя два года, после длительного судебного разбирательства, оба были признаны виновными в мошенничестве. Хайдемана приговорили к четырем годам и восьми месяцам тюрьмы; Куяу получил на два месяца меньше. Однако самой суровой критике судья подверг руководство «Штерна». Ослепленные безудержной алчностью, сказал он, издатели журнала не провели необходимого изучения дневников перед тем, как их купить.
Подделки на потоке
Стены небольшой, всего в две комнаты, галереи в Штутгарте увешаны полотнами Рембрандта, Ренуара, ван Гога, Дега, Пикассо, Дали и других мастеров — по крайней мере так может показаться на первый взгляд. По цены – от 50 до чуть менее 1000 долларов за картину – выдают секрет. Все это работы Конрада Куяу, приговоренного к тюремному заключению за подделку «Дневников Гитлера», которые журнал «Штерн» приобрел у него в 1983 году за 3,7 миллиона долларов.
Отсидев лишь два года из четырех с половиной, Куяу был освобожден, когда у него обнаружили рак гортани. И естественно, что он решил зарабатывать на жизнь тем, что умел делать лучше всего: подделками. Его магазин называется «Галерея подделок», и на задней стороне каждого «Рембрандта», «Дали» или картины в стиле другого знаменитого художника стоит штамп: «Подлинная подделка, выполненная Конрадом Куяу». Штамп помогает избежать юридических проблем, объяснил Куяу, «но, оказывается, некоторые покупатели в любом случае хотели бы иметь такой штамп, потому что, как они говорят, я не менее известен, чем автор оригинала»
Примерно десять лет, вплоть до аферы со «Штерном», Куяу продавал поддельные реликвии Третьего рейха любителям нацистских сувениров. Среди его творений акварели, приписываемые кисти фюрера (существуют подлинные живописные работы Гитлера, относящиеся к периоду, когда он еще не увлекся политикой) и снабженные подписью, которую, как заявил Куяу, он ставит так же быстро, как свою собственную. Начав писать картины для продажи еще в тюрьме, он продолжил заниматься этим, выйдя на свободу, работая за мольбертом на втором этаже своего дома а Штутгарте (вверху).
Куяу всегда подчеркивал, что его картины – оригинальные творения. Прежде чем приступить к работе, он каждый раз тщательно изучал цветовую палитру, технику и материалы, которыми пользовался художник, для того чтобы его подделка как можно больше напоминала картину великого мастера.
источник: http://www.veltain.ru
Рейтинг публикации:
|