Доисторические пещерные художники использовали совершенно современные мультипликационные методы, чтобы создать впечатление, будто изображаемые ими образы движутся по стенам пещер. К такому выводу пришли два французских исследователя.
Новые изучения образцов наскальной живописи во французских пещерах выявили, что у некоторых изображаемых животных по восемь ног, по две головы и, как минимум, удвоенное число хвостов. И у этого необычайного парадокса нашлось очень простое, но необычайное объяснение – это примитивная мультипликация. При мерцании пламени пещерного костра срабатывал нехитрый оптический спецэффект, и фигурки начинали двигаться.
При мерцании пламени пещерного костра срабатывал нехитрый оптический спецэффект, и такие фигурки начинали двигаться
Считается, что двухфазные картинки представляют собой первобытный тауматроп из нашего детства – двухсторонняя картинка, которую нужно быстро вращать, чтобы изображения на обеих сторонах начали сливаться, и она начала двигаться. Здесь используется эффект устойчивости нашего зрения. У древних же людей вращение заменялось игрой огня.
К таким поразительным выводам пришли археолог Марк Азема из Тулузского университета Ле Мираль и художник Флоран Ривер в журнале Antiquity (Древности). Ученые предполагают, что древние художники могли видеть движение животных "покадрово" и создавать свое искусство, используя способность человеческого зрения к устойчивости.
Марк Азема за 20 лет исследований пещер каменного века выявил 53 картины, нарисованные методом анимации. Они показывают животных, двигающихся рысью, галопом, качающих головами или трясущих хвостами.
"В комплексе пещер Ласко на юго-западе Франции находится пещера с наибольшим числом рисунков с покадровым движением, где используется наложение последовательных изображений, - сказал Анзема. - Около двадцати изображений животных, в основном лошадей, нарисованы с множеством голов и ног. Когда эти картины рассматривали при свете мерцающий факелов, достигался эффект полного погружения в анимацию".
Азима и Ривер утверждают, что их замечательная теория подкрепляется еще одним открытием - древними костяными дисками с выгравированными картинками, которые использованы в качестве самого настоящего трауматропа, изобретенного, как считалось раньше, великим астрономом Джоном Гершелем в 1824 году. Эту игрушку, ставшую популярной в викторианскую эпоху, нужно было раскрутить, после чего, всмотревшись, можно увидеть движущие картинки, как в Латерна магика – волшебном фонаре, от которого напрямую был изобретен кинематограф. Художник Ривер считает, что палеолитические художники создали аналогичные оптические игрушки задолго до их изобретения в XIX веке.
Теперь может встать вопрос о научном приоритете изобретения трауматропа и даже авторства идеи синематографа братьев Люмьер – только хорошо бы узнать имя изобретателя из Каменного века или его прямых потомков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+