Сегодня, в условиях информационной войны, которую Запад объявил бывшему СССР, обвиняя его в развязывании Второй мировой войны наравне с гитлеровской Германией, в США и Великобритании старательно замалчиваются факты того, как Лондон и Вашингтон пытался «подружиться» с Третьи Рейхом. При этом такие попытки предпринимались как за несколько лет до начала глобального конфликта, так и ближе к его концу.
Давно не секрет, что «политика умиротворения фюрера» была официальным курсом английского правительства в 30-х годах ХХ века. Ее апогеем стал Мюнхенский договор или, как его еще называют – «сговор» – соглашение между Германией,
Великобританией, Францией и Италией, которое позволило Германии беспрепятственно оккупировать Чехословакию. Европа рассчитывала, что действуя таким образом, ей удастся отвести притязания Берлина на свою территорию и направить его агрессию на Советский Союз. При этом еще до Мюнхена практически каждая из европейских держав заключила с Гитлером собственные двусторонние договоры о мире и сотрудничестве.
Однако, когда Вторая мировая война все-таки началась, эти пакты оказались ничего не значащими бумагами. Более того, именно они приблизили начало конфликта, позволяя Рейху в нарушении заключенного по итогам первой мировой войны Версальского мирного договора прирастать новыми территориями и укреплять свою военную мощь. Казалось бы, Европа должна была навсегда запомнить этот урок. Но этого не произошло. Несмотря на, казалось бы, совместную борьбу против нацизма, США и Великобритания на протяжении всей войны пытались заключить с Германией сепаратный мир. Особенно после того, как в ходе войны произошел коренной перелом, и стало понятно, что Гитлеру не удастся разгромить Советский Союз.
Понимали это не только союзники, но и сам фюрер и его окружение. В публичных выступлениях Гитлер, по свидетельству историков, часто называл себя «защитником Европы от большевизма». Его речи были довольно прозрачным намеком Западу – правительство Германии не прочь договориться, только бы избежать полного разгрома на Восточном фронте. И хотя к этому моменту было четкое понимание того, что война должна завершиться капитуляцией Германии, в Англии и США хватало и тех, кто считал, что такое окончание конфликта позволит СССР чересчур укрепить свои позиции на международной арене.
Попыток «наладить контакт» было много. Одна из них – предварительные договоренности главы европейского центра Управления стратегических служб США, расположенного в Швейцарии, Аллена Даллеса и начальника сил СС и полиции при группе армий «Ц» в Северной Италии Карла Вольфа, провалилась буквально накануне победы. Их последняя встреча состоялась 19 марта 1945 года, всего за полтора месяца до окончания войны. Шпионская операция получила название «Санрайз». Вольф подчинялся лично Гиммлеру, кроме того, он пользовался расположением Гитлера, поэтому его кандидатура для продвижения идеи сепаратного мира в Германии была сразу одобрена.
Однако о планах узнали в СССР. Для всех участников переговоров, что называется, «запахло жареным». Сталин отправил Рузвельту письмо, в котором прямо обвинял союзника в сговоре с врагом. Президент США уверял, что советский лидер заблуждается, и речь идет только о локальной капитуляции итальянской группировки немцев. Однако Иосиф Виссарионович припомнил союзникам все: и срывы поставок, и растянувшуюся на годы эпопею с открытием Второго фронта, и другие грехи англо-американцев. В Вашингтоне и Лондоне решили: никакой Вольф не стоит глобальной ссоры с «дядюшкой Джо». По крайней мере, прямо сейчас.
Источник
Рейтинг публикации:
|