Польский добровольческий эскадрон смерти во Львове
100 лет назад, 23 июля 1920 года, началась Львовская операция: наступление советского Юго-Западного фронта с целью разгрома львовской группировки польской армии и освобождения Западной Украины.
На Львов! Ошибка советского верховного командования
После успеха в Ровенской операции (Битва за Ровно) войска Юго-Западного фронта (ЮЗФ) под командованием Егорова получили указание поддержать наступление Западного фронта Тухачевского на брест-люблинском направлении. Однако общий успех Юго-Западного и Западного фронтов привёл к переоценке своих сил и недооценке противника. Из докладов командования Западного фронта выходило, что польский Северо-Восточный фронт совершенно разбит, дорога на Варшаву открыта. 22 июля 1920 года главнокомандующий Каменев дал директиву Западному фронту занять польскую столицу не позднее 12 августа. В Москве были убеждены, что армии Тухачевского в августе сами, без помощи ЮЗФ, сломят сопротивление противника на Висле и возьмут Варшаву. Однако такая оценка была ошибочной, польская армия не была разбита, быстро оправилась от поражения и при помощи Антанты усилила свои боевые возможности.
В условиях чрезмерно оптимистичного взгляда на ситуацию на Польском фронте и надежд на быструю победу советское верховное командование пересмотрело свои первоначальные планы. От разумной идеи концентрации сил двух фронтов на варшавском направлении отказались. Было решено нанести два удара: на Львов и Варшаву. Реввоенсовет Юго-Западного фронта (Сталин, Берзин) 22 июля предложил главкому перенести направление главного удара с Бреста на Львов, то есть наступать на Галицию. Командующий ЮЗФ Егоров считал, что важно освободить столицу Галиции и после взятия Львова оказать поддержку Западному фронту ударом в тыл Варшаве. Также такая операция могла парировать возможное выступление Румынии на стороне Польши. Член РВС ЮЗФ Сталин считал, что важнее вернуть России Волынь и Галицию, с древнейших времен населенные русскими людьми, чем идти на Варшаву.
23 июля 1920 года главком Каменев утвердил план Львовской операции. 12-я армия Восканова, выставив заслон на Брест, получила задачу наступать на Холм, Владимир-Волынский; 1-я Конная армия Будённого – на Львов и Рава-Русскую с последующим захватом переправ через р. Сан; 14-я армия Молкочанова – на Тарнополь, Перемяшляны и Николаев. В результате войска ЮЗФ больше не содействовали наступлению Западного фронта, а решали самостоятельную задачу по разгрому львовской группировки противника и освобождению Галиции. Ударные группировки двух фронтов действовали на большом удалении друг от друга, что противоречило реальной ситуации на фронте.
Советские войска насчитывали свыше 56 тыс. штыков и сабель. Им противостоял польский Юго-Восточный фронт под командованием генерала Рыдз-Смиглы (2-я, 3-я и 6-я армии) и Украинская народная армия Петлюры, всего около 53 тыс. бойцов. То есть силы были примерно равны. При этом главные польские силы были сосредоточены на львовском направлении.
Тем временем польское сопротивление постоянно усиливалось. Для расширения социальной поддержки правительства 15 июля Сейм одобрил принципы аграрной реформы. Польская пропаганда мобилизовала народ на борьбу с «большевистским нашествием». 24 июня было сформировано правительство национальной обороны с привлечением основных политических сил. 25 июля в Польшу прибыла военная миссия Антанты, начала поступать военная помощь. Варшава начала переговоры с Москвой о перемирии, но не с целью мира, а для выигрыша времени. Польское верховное командование во главе с Пилсудским готовило контрнаступление. Для наведения порядка в армии ввели чрезвычайные и полевые суды. Польская армия теперь воевала у своих основных баз, что улучшило её снабжение, а Красная армия всё больше и больше отдалялась от тыла. Железные дороги, станции, мосты, склады и т. д. уничтожались поляками при отступлении, подвоз пополнений, боеприпасов и провианта для советских войск был очень затруднен. Красные части в ходе предшествовавших боев понесли потери, были истощены, нуждались в пополнении и отдыхе.
Битва под Бродами и Берестечком
23 июля 1920 года Красная армия перешла в наступление на ковельском, львовском и тарнопольском направлениях. Части 12-й армии форсировали реки Стырь и Стоход, успешно наступала на Ковель. Прорвав оборону противника, 26 июля армия Будённого взяла Броды. К 28 июля будённовцы на широком фронте преодолели р. Стырь, заняли Буск и вышли к р. Буг. На южном фланге 14-я амия сломила сопротивление противника на р. Збручь и 26-го взяла Тарнополь (ныне Тернополь), развернув наступление на Николаев.
Чтобы не допустить прорыва русских ко Львову, польское командование организовало контрнаступление. Поляки воспользовались благоприятным моментом: армия Будённого вырвалась вперёд, войска 12-й и 14-й армии развивали наступление медленнее, и фланги 1-й Конной армии были открыты. Польское командование планировало окружить и уничтожить основные силы армии Будённого. С северо-запада контрудар нанесла ударная группа 2-й армии — части 1-й и 6-й пехотных дивизий и конная группа генерала Савицкого (2 кавдивизии, 1 кавбригада, 2 кавполка). С юго-запада атаковала ударная группа 6-й армии – части 18-й пехотной дивизии и одной пехотной бригады.
29 июля польские войска начали наступление на Броды. В ходе упорных боев 1-я Конная армия, чтобы избежать окружения, вынуждена была отойти на восток и перешла к обороне. 3 августа поляки отбили Броды и Радзивиллов. 5 августа 1-я Конная армия отступила в направлении Кременца. Часть армии Будённого вывели в резерв. Будённовцы понесли тяжелые потери, но избежали «котла». Тем временем Западный фронт 2 августа взял Брест-Литовск, а 12-я армия ЮЗФ 4 августа заняла Ковель. 14-я армия на южном фланге также развивала наступление, вышла к р. Стрыпа. Польское верховное командование отказалось от развития наступления под Бродами, чтобы укрепить свои силы на варшавском направлении. Часть польских войск с львовского направления стали перебрасывать в район Варшавы и Люблина. Одновременно польское командование произвело реорганизацию своих войск на южном фланге. Юго-Восточный фронт были упразднён, вместо него 6 августа учредили Южный фронт генерала Ивашкевича (6-я армия и украинская армия), Средний фронт Рыдз-Смиглы (3-я и 4-я армии).
Спор о переброске войск на север. Сражение за Львов
В это время советское верховное командования с учётом роста проблем на варшавском направлении, слабого обеспечения южного крыла войск Тухачевского всё же решило усилить Западный фронт войсками ЮЗФ. 6 августа главное командование предложило ЮЗФ вывести армию Будённого в резерв и после восстановления направить на люблинское направление. 11 августа главком дал указание вывести 1-ю Конную армию из боя за Львов и направить в район Замостья, 12-я армия нацеливалась на Люблин. По техническим причинам штаб ЮЗФ расшифровал это указание только 13 августа. 12 августа войска Будённого возобновили наступление на Львов, 14-го в ходе упорных боев снова взяла Броды, 15-го – Буск. Но на берегах Западного Буга будённовцы встретили сильное сопротивление противника.
13 августа главное командование издало новой приказ о повороте армий ЮЗФ на северо-запад. На основе директивы главкома был подготовлен приказ командующего ЮЗФ. Он встретил упорное сопротивление Сталина, который считал нецелесообразным в разгар сражения разворачивать главную ударную группировку фронта. Член РВС отказался подписать приказ. Тем не менее, приказ утвердил другой член Реввоенсовета – Берзин. С 14 августа 1-я Конная и 12-я армии передавались в состав Западного фронта. 15 и 17 августа Тухачевский приказал армии Будённого перейти в район Владимира-Волынского.
Понятно, что в условиях начавшегося сражения за Львов, когда командование ЮЗФ и 1-й Конной армии рассчитывало взять столицу Галиции со дня на день, указания главкома и Тухачевского, по сути, саботировались. Прорвав оборону польской армии на западном берегу Буга, 17 августа будённовцы начали штурм Львова. Однако советские войска натолкнулись на ожесточенное сопротивление сильной группировки противника: 3 пехотные и 1 кавалерийская дивизии, львовское ополчение. Польские войска опирались на Львовский укрепленный район. Советская конница в это районе не могла использовать свои преимущества. 19 августа 4-я и 6-я кавалерийские дивизии Будённого были в нескольких километрах от города. Разведывательные части достигли предместий Львова. Однако сопротивление польских войск только усилилось. В ходе упорных боев части 1-й Конной армии понесли большие потери, особенно 6-я дивизия.
20 августа Будённый получил категорический приказ председателя Реввоенсовета Республики Троцкого о выводе войск из боя. 1-я Конная армия прекратила наступление и 21 августа начала движение на Замостье. Задача по овладению Львовом была возложена на 14-ю армию (две стрелковые дивизии – 60-я и 41-я). Но 14-я армия не имела сил и средств для проведения такой операции. Вскоре советские войска перешли к обороне, затем отошли на восток.
Стоит отметить, что направление армии Будённого на варшавское направление явно опоздало. Армии ЮЗФ нужно было нацелить на северо-запад в самом начале Варшавской операции. Во-первых, войска Будённого были уже обескровлены и истощены боями на львовском направлении. Ослабленная красная кавалерия не могла нанести мощный удар по неприятелю. Во-вторых, поляки уже организовали оборону и подготовили контрнаступление, а армии Тухачевского понесли тяжелые потери. В итоге дивизии Будённого и не взяли Львов, и на северном направлении помочь не смогли.
Таким образом, Львовская операция оказалась незавершённой. После упорных и кровопролитных боев советские войска так и не смогли взять Львов и разгромить польскую группировку. Это связано с ошибками советского командования, которое переоценило свои прежние успехи и силы и недооценило противника. Управление войсками фронта было неудовлетворительным, как и взаимодействие двух фронтов. 1-я Конная армия была связана боями за Броды и Львов (в неблагоприятной местности для действий крупных масс кавалерии). В то же время задержка и потери армии Будённого на львовском направлении отрицательно сказались на наступлении Западного фронта на Варшаву.
Командование Юго-Западного фронта. Егоров и Сталин