Александр Дмитриевич Засядко
Александр Дмитриевич Засядко (1779-1837) сделал отличную военную карьеру, а также прославился своими работами в области создания ракетной техники. В этой сфере в России Засядко был настоящим пионером. Пороховые ракеты, созданные этим офицером-артиллеристом, превосходили английские образцы по дальности полета, а разработанный им станок для одновременного залпа шестью ракетами являлся прообразом всех современных РСЗО. К сожалению, видный конструктор и мастер ракетного дела сравнительно рано ушел из жизни. Получивший в 1829 году звание генерал-лейтенанта Александр Засядко в 1834 году вышел в отставку по состоянию здоровья (сказывались ранения и тяготы воинского быта) и достаточно быстро угас, скончавшись 27 мая 1837 года в Харькове в возрасте 57 лет.
Начало военной карьеры ракетных дел мастера
Александр Дмитриевич Засядко родился в 1779 году (точная дата неизвестна) в селе Лютенька на берегах реки Псёл (Гадячский уезд Полтавской губернии). Засядко происходил из семьи малороссийских дворян, его отец работал уездным казначеем в Перекопе и даже был отмечен во второй части родословной книги дворян Полтавской губернии. При этом сам род Засядко происходил из родовых казаков, неразрывно связанных с Запорожской Сечью.
В некоторых источниках указывается, что среди ближайших родственников Александра Засядко были гармаши. Гармашами называли специально подготовленную категорию украинских казаков, освоивших артиллерийское дело и обеспечивавших исправное функционирование артиллерии. В любом случае, самым известным артиллеристом в семье стал именно Александр Дмитриевич Засядко, дослужившийся до звания генерал-лейтенанта и принявший участие во всех важных для России войнах начала XIX века, в том числе в Отечественной войне 1812 года.
До десяти лет Александр жил в отцовском доме, где успел получить начальное образование. В возрасте 10 лет вместе со своим братом Данилой был отправлен в Петербург, где восемь лет обучался в Артиллерийском и инженерном шляхетском кадетском корпусе. Именно в Петербурге был заложен фундамент знаний Александра Засядко в области артиллерийского дела и фортификации. В 1797 году оба брата Засядко вместе выпустились из кадетского корпуса в чине подпоручиков артиллерии и были отправлены для прохождения службы в Херсонскую губернию в состав 10-го пехотного батальона.
Вместе братья воевали и во время Итальянского похода русской армии в 1799 году. За два месяца боев Александру Засядко пришлось несколько раз поучаствовать в рукопашных схватках, во время боя под ним трижды убивали коня, а также два раза прострелили кивер. При этом в сражениях Александр демонстрировал не только храбрость, но и хорошие управленческие навыки. За один удачно проведенный бой Засядко был отмечен лично Суворовым, который похвалил способности молодого офицера. А чуть позднее за храбрость, проявленную при взятии крепости Мантуя, прославленный российский фельдмаршал лично произвел Александра Засядко в капитаны.
В дальнейшем братья принимали участие в высадке десанта на Ионические острова (Корфу и Тенедос) в 1804-1806 годах, а также в русско-турецкой войне 1806-1812 годов, Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. Во всех боях Засядко проявлял храбрость и недюжинный офицерский талант. В память о былых сражениях Александру Засядко достались многочисленные ордена, золотая шпага с надписью «За храбрость», а также ранение в левую ногу. При этом Александр принял участие и в Бородинском сражении, находясь в эпицентре битвы на батарее Раевского, подавая артиллеристам пример личной храбрости и удали.
Участвовал Александр Засядко и в знаменитом сражении под Лейпцигом в октябре 1813 года («Битва народов»). Полковник Александр Засядко, командовавший на тот момент 15-й гвардейской бригадой, особо отличился в сражении и за героизм был представлен к ордену Святого Георгия третьего класса. Награда была тем более почетной, если учесть, что во всей русской армии этим орденом до Засядко было награждено всего два человека. Для Засядко «Битва народов» ознаменовалась ещё одним важным событием. Именно под Лейпцигом в 1813 году англичане достаточно успешно применили свои пороховые ракеты против наполеоновских войск. Появление на поле боя нового оружия не осталось незамеченным для российского командования, особенно артиллерийских офицеров.
Создание первых русских ракет
Опыт применения ракет в сражении под Лейпцигом был удачным и произвел впечатление на Засядко, который после возвращения в Россию поставил себе цель оснастить русскую армию новым оружием. Работы по разработке собственных пороховых ракет, технологию производства которых англичане держали в секрете, Александр Засядко начал в 1815 году по собственной инициативе и на собственные денежные средства. Деньги на разработку и лабораторные исследования Засядко выручил, продав доставшееся ему по наследству небольшое имение отца под Одессой.
Разносторонне образованный офицер, отлично разбирающийся в артиллерийском деле, а также большое внимание уделяющий саморазвитию и изучению разных наук, в том числе химии и физики, Засядко достаточно рано понял, что боевые ракеты могут оказаться очень полезными для армии. До массового применения ракетного оружия на поле боя оставалось еще более века. Засядко предвосхищал время. При этом хорошее знание механики, физики и химии, а также знакомство с опытами различных европейских изобретателей в Дрездене и Париже, позволили Засядко реализовать свой замысел.
Достаточно быстро Александр Засядко разгадал секрет английских ракет полковника Конгрейва. При этом русскому офицеру пришлось проделать тот же путь, что и его британскому коллеге. Достаточно быстро Александр понял, что боевые ракеты ненамного отличаются от фейерверочных ракет, а с последними в Российской империи никаких проблем не было. В этой области в стране имелся почти полуторавековой опыт, пиротехника и фейерверочное искусство были в России на очень высоком уровне. Достаточно быстро Александру Засядко удалось превзойти ракеты Конгрейва по дальности стрельбы.
Боевые ракеты конструкции А. Д. Засядко: вверху — зажигательная, внизу — гранатная
Два года понадобилось талантливому офицеру и изобретателю, чтобы представить свои боевые ракеты, созданные на основе фейерверочных. Изменив их конструкцию и усовершенствовав технологию производства, Засядко представил целую линейку ракетного оружия с боевыми частями зажигательного и фугасного действия. Всего конструктор представил ракеты четырех калибров: 2, 2,5, 3 и 4 дюйма (51, 64, 76 и 102 мм соответственно). После большого числа опытных пусков дальность полета ракет удалось довести до 2300 метров, а во время официальных испытаний нового оружия в Петербурге дальность полета 4-дюймовой ракеты достигла 3100 метров, что превосходило дальность полета лучших зарубежных ракет того временного периода.
Успехи Александра Дмитриевича не остались незамеченными. В апреле 1818 года Засядко получил очередное повышение по службе, став генерал-майором. А в 1820 году Александр Засядко возглавил вновь учрежденное Артиллерийское училище, позднее уже в середине XIX века на базе училища будет создана Михайловская артиллерийская академия. Также Засядко стал управляющим лаборатории, порохового завода и Санкт-Петербургского арсенала. Там же, в Петербурге, при его непосредственном участии было организовано опытное производство первых русских боевых ракет.
Для запуска боевых ракет Александр Засядко применял специальный станок, который первоначально почти не отличался от тех, которые использовались для запуска осветительных и фейерверочных ракет. В дальнейшем он усовершенствовал конструкцию ракетного станка, который состоял уже из деревянной треноги, к которой крепилась специальная пусковая труба, выполненная из железа. При этом трубу можно было свободно вращать в вертикальной и горизонтальной плоскости. Позднее Засядко представил и новый станок с возможностью запуска шести ракет в залпе одновременно.
Первое боевое применение ракет Засядко
Организованный в 1826 году в окрестностях Петербурга небольшой завод для изготовления боевых ракет («Ракетное заведение») с 1826 по 1850 год выпустил более 49 тысяч ракет системы Засядко разных калибров, в том числе фугасных, зажигательных и картечных. Впервые новое русское оружие было испытано в боевых условиях во время Русско-турецкой войны в 1828 году. При осаде турецкой крепости Варна русские войска впервые применили ракетную роту, которой командовал подпоручик Пётр Ковалевский (будущий генерал-лейтенант русской армии). Рота была сформирована еще в 1827 году по инициативе и при непосредственном участии генерал-майора Александра Засядко. Организационно новая часть входила в состав Гвардейского корпуса.
Обстрел ракетами турецкой крепости Варна
Первая в русской армии ракетная рота включала в себя 6 офицеров, 17 фейерверкеров, 300 рядовых, при этом 60 человек из состава роты были нестроевыми. На вооружении роты находилось три типа ракет и станков для них. В том числе 6 шеститрубных станков для 20-фунтовых ракет и по 6 треножных станков для запуска 12-фунтовых и 6-фунтовых ракет. По штату рота должна была иметь сразу три тысячи боевых ракет как с фугасной, так и с зажигательной начинкой. Боевые ракеты, которые были сконструированы Засядко, использовались во время осады нескольких турецких крепостей: Варны, Шумлы, Силистрии, Браилова.
Первый боевой опыт использования ракет русской армией приходится на 31 августа 1828 года. В этот день ракеты Засядко применялись для штурма турецких редутов, находящихся у моря южнее Варны. Обстрел новым ракетным оружием, а также полевой и корабельной артиллерией вынудил турок, оборонявших редуты, укрыться в вырытых во рвах норах. Когда русские войска перешли в атаку на редут, неприятель просто не успел занять позиции и оказать организованного сопротивления, в результате редут был взят за несколько минут с большими для турок потерями.
В дальнейшем, уже в сентябре 1828 года, ракетные установки в составе батарей (в батарею обычно входило два станка) использовались при осаде и штурме Варны, которая пала 29 сентября. Всего за время кампании 1828 года первая в русской армии ракетная рота израсходовала 811 боевых и 380 зажигательных ракет, большая часть которых была потрачена именно под Варной.