В этот день, 28 апреля 1991 года, в Москве была открыта первая в СССР масонская ложа – «Северная звезда». Принято считать, что именно с этого события в современной России и началось возрождение масонства, существование которого и по сей день окутано ореолом таинственности. Разобраться в сути движения «вольных каменщиков» и приоткрыть завесу тайны попыталась редакция «ПолитРоссии».
Первые масоны в России
Принято считать, что масонское движение зародилось в нашей стране в 1699 году, а первым российским масоном был император Петр I, который принял крещение от английского архитектора Кристофера Рена. Однако на сегодня нет каких-либо документальных подтверждений этой версии, и, возможно, она является лишь легендой. Тем не менее с уверенностью можно сказать следующее: Петр действительно познакомился с масонскими идеями во время своих европейских путешествий, а прорубленное им окно в Старый свет привело к тому, что в Россию массово хлынули европейцы, в том числе и члены движения «вольных каменщиков».
Первая российская масонская ложа, впрочем, появилась всего лишь в 1731 году, а ее главой – Великим мастером – стал английский генерал Джон Филипс. В 1741 году его сменил находящийся на российской службе генерал Джеймс Кейт, что спровоцировало появление сразу нескольких лож. Первым же русским Великим мастером стал Иван Елагин, который организовывал культурные вечера при дворе Екатерины II. В 1770 году он создал первую Великую ложу России, в которую затем вошло 17 других масонских лож. И если изначально большинство членов русских лож были иностранцами, то после этого движением заболела едва ли не вся отечественная элита – в масоны стали вступать известные государственные деятели, поэты, художники, архитекторы.
В разные годы членами масонского движения в России становились великие полководцы Михаил Кутузов и Александр Суворов, философ и публицист Петр Чаадаев, поэт, драматург и, по совместительству, дипломат Александр Грибоедов, историк и литератор Николай Карамзин и даже «солнце русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин, заинтересовавшийся масонством с подачи своих друзей из числа декабристов. Так, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер вступили в элитную петербургскую ложу «Избранного Михаила», Никита Муравьев и Илья Долгоруков – в ложу «Трех добродетелей». Впрочем, Александр Сергеевич, как и многие современники, не смог до конца приобщиться к движению и покинул его, так и не сумев подняться выше первой степени «ученик».
Пример Пушкина, на самом деле, является показательным – многие молодые аристократы шли в масонское движение за тайнами и даже приключениями, и, когда не получали желаемого, моментально утрачивали интерес. О «тайнах» русских масонов наиболее красноречиво рассказывается в романе Льва Толстого «Война и мир», один из главных героев которого, Пьер Безухов, вступил в движение, будучи преисполненным благих идей, однако очень скоро увидел «торчащие из-под масонских фартуков мундиры и кресты» и понял, что люди вступают в ложи лишь с одной целью – ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми.
Тем не менее популярность масонского движения продолжала расти, а количество его последователей увеличивалось такими темпами, что очень скоро его стали побаиваться и в императорском доме. Это и определило конец первой волны движения масонов в России – в 1822 году император Александр I запретил его, равно как и все прочие тайные организации.
Возрождение движения
Недолгое возрождение масонское движение в России получило в 1905 году, однако тогда все попытки закончились, едва начавшись. Пытались отечественные масоны собираться и после революции 1917 года, однако советская власть не оценила такую прыть. В итоге появления первой за долгие годы ложи пришлось ждать аж до 1991 года. Именно тогда под предводительством первого в новейшей истории России Великого Мастера Георгия Дергачева и была открыта ложа «Северная звезда». После этого свои ложи открыла и Великая ложа Франции, и, наконец, в 1995 году была открыта Великая ложа России.
Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» действующий Великий мастер России, российский политтехнолог и политик Андрей Богданов, это событие стало отправной точкой в современной истории отечественного масонского движения, легализовав его на мировом уровне.
«Великая ложа России официально инсталлирована у нас в стране с 1995 года. Он зарегистрирована в Минюсте. Сейчас на всей территории России действуют около 50 лож, в которых состоят более тысячи братьев. ВЛР признана всеми юрисдикциями регулярного масонства во всем мире. И сегодняшняя коммуникация с масонами из других стран называется одним словом – признание. Соответственно, российский масон может поехать в любую ложу Англии, Америки и так далее и будет принят, сможет поучаствовать в работе лож. Точно так же любой английский или американский масон может приехать в Россию и быть привлеченным к нашей работе», – объясняет Богданов.
По его словам, сегодняшнее масонское движение представляет собой четкую иерархическую структуру, все члены которой так или иначе завязаны на главную ложу в стране.
«Ложи можно рассматривать как первичные организации, которые занимаются приемом новых членов. А есть устраивающее съезды правление, в качестве которого и выступает Великая ложа России. А ассамблея ВЛР – это фактически съезд российского масонства, который выбирает Великого мастера, совет Великих офицеров», – рассказывает Андрей Богданов.
При этом, вопреки распространенному мнению, российское масонство совсем не богатое – у членов движения в России до сих пор нет своего здания в Москве, а для проведения работы лож масоны арендуют залы в отелях.
Заговор и мировое правительство
Именно разнообразные мифы и домыслы (из которых рассказы о несметных масонских богатствах являются наиболее приземленными) – это первое, что приходит на ум среднестатистическому человеку при упоминании движения. В разное время масонов обвиняли в заговорах всевозможных калибров, начиная от революций в отдельных странах (в том числе и в нашей стране) и заканчивая слухами о существовании целого мирового правительства, определяющего ход движения истории человечества.
Мифы определяют представление о масонстве в умах людей настолько, что ему автоматически приписывают причастность ко всем глобальным бедствиям на нашей планете. Например, именно «вольных каменщиков» обвинили в происхождении коронавируса – оказывается, если отзеркалить слово coronavirus, можно будет получить словосочетание «surivan or oc», что в переводе с языка хинди означает «восход и глаз». Это можно принять как прямую отсылку ко всевидящему оку, которое, как известно, является одним из главных символов масонов.
Типично масонский знак изображен и на долларовой купюре США. И для многих это служит лишним доказательством того, что «вольные каменщики» правят миром с помощью финансов. Однако в действительности «всевидящее око» – это не более чем символ, широко распространенный в мировой культуре. Он есть и на Александрийском столпе, и над входом в Казанский собор в Санкт-Петербурге. В христианстве он означает Божий глаз Святой Троицы, и зачастую его происхождение в том или ином месте не имеет никакого отношения к движению. В конце концов, сами масоны не скрывают, что позаимствовали свои символы из многих культур и религий.
По словам Андрея Богданова, именно конспирология долгое время являлась причиной опального положения масонства как в России, так и в других странах мира. Однако в действительности движение представляет из себя лишь общественную организацию, пусть и имеющую мировой охват, но все же не ставящую перед собой никаких мегаломанских планов.
«У нас внутри ложи строжайше запрещено обсуждать религию и политику. У нас никакой конспирологии нет, никаких заговоров. Как нет у нас и никаких проблем с законом и с властью, никто не пытается нас закрыть, запретить или надавить. У нас демократическое государство, и его принципы, на мой взгляд, в нашей стране соблюдаются, в том числе и по отношению к общественным организациям. А масонство является, можно сказать, одной из первых в мире общественной организацией», – объясняет Великий мастер.
Единственная цель, которую преследует движение – это раскрытие духовного потенциала каждого его члена.
Двери открыты для всех
Встать на путь духовного роста и погрузиться в морально-философские искания в России сегодня может практически любой желающий. Входной порог для всех новообращенных в масоны – крайне низкий, что еще раз говорит о несостоятельности мифа о тайном обществе.
«Регулярное масонство принимает мужчин старше 21 года, обязательно верующих в Бога и бессмертие души. При этом в России большинство граждан – православные, есть также мусульмане и иудеи. Все они могут стать масонами. Это и есть единственное условие. Ни при каких условиях масоном не сможет стать человек, который не верит в Бога или верит в многобожие. Также масоном не может стать женщина», – объясняет Андрей Богданов.
Помимо этого, стать масоном не сможет человек, имеющий судимости или находящийся не в ладах с законом. Однако на этом ограничения заканчиваются. Само же посвящение в масоны проходит по устоявшемуся сценарию. Для начала любой желающий приобщиться должен заполнить анкету с указанием данных о себе и отправить ее в Великую ложу. После этого мастера проводят с ним беседы и дают рекомендации, с которыми профан (не масон) и идет на посвящение, представляющее собой целый ритуал. Новичку завязывают глаза, задают ряд вопросов о его жизни, после чего члены ложи голосуют за принятие нового «брата». При этом отказ в одной из лож не закрывает двери в другие – всегда можно попытать счастья еще раз
Стоит также отметить, что в Великой ложе России существуют обязательные денежные взносы для участников. Они делятся на два вида: вступительный и ежегодный. В первом случае придется заплатить от 36 до 60 тысяч рублей в зависимости от ложи, во втором – от 10 до 40 тысяч рублей в год. Именно поэтому среди масонов практически нет откровенно бедных людей.
Что же получает за такие деньги свежеиспеченный «вольный каменщик»? На первый взгляд, совсем немного – всего лишь возможность собираться вместе, обсуждать темы философии и науки, говорить о состоянии общества и, грубо говоря, познавать мир. В некоторых случаях масоны могут издавать совместные книги или научные труды, а также заниматься просветительской или благотворительной деятельностью. Впрочем, в силу того, что современное масонское движение, в отличие от западных, относительно молодо, такие начинания по-прежнему остаются крайне редкими.
Довольно пассивная деятельность членов масонского движения нередко приводит к разочарованию у новоиспеченного «каменщика» – приходя за тайнами, он получает лишь некое подобие закрытого мужского клуба. И из-за этого многие члены со временем уходят из лож. Так, согласно статистике, из пяти, вступивших в масоны, в ложах через пять лет остаются лишь два или три человека. Так более 200 лет назад поступил Пушкин, так, по велению Льва Николаевича Толстого, поступил Пьер Безухов, так поступают и сейчас – завышенные ожидания новообращенных «каменщиков» разбиваются о прозаическую и приземленную реальность искусственного приукрашенного ореолом тайн движения.
Автор: Константин Липавский
Источник фото: flickr.com/Colin Frankland; facebook.com/официальная группа Великой ложи России