Об истории возникновения американских горок ходят споры, кто-то утверждает, что впервые они появились во Франции или Америке, другие же гарантируют, что своеобразное развлечение стало обыденным делом при Екатерине II, а о необычных катальных сооружениях до сих пор ходят легенды в пригородном дворце Ораниенбаума. Экскурсоводы на перебой трясут картинками перед туристами, стоя возле катального павильона и приговаривая: «видите, видите как было!». Эта версия кажется наиболее правдоподобной, ведь во всём мире подобное развлечение стало называться «Русскими горками», но лишь у нас «американскими». Почему? Да потому что нынешнюю конструкцию аттракциона под названием «Наклонная железная дорога» придумали и запатентовали именно наши заокеанские друзья. Но гораздо интереснее другое, что в самом центре любимого нами города, наплевав с самой высокой точки американских горок на открыточный вид Санкт-Петербурга, вдруг появляется буржуазное развлечение. Причём когда я говорю в центре, то ни капли не шучу. Чудовищный аттракцион вкопали прям на фоне Петропавловского собора на месте Ленинградского зоосада. Простите, зоопарка. фотографии с сайта https://visualhistory.livejour... Корни у этой забавы однозначно стоит искать ещё в императорских временах, когда в 1906 году на месте Народного Дома Николая II, размещённого возле Петропавловского собора, вдруг появляется увлекательный увеселительный аттракцион - детская железная дорога. Её идею государю подсказал принц Ольденбургский. Поговаривают, что подглядел он подобное сооружение где-то за границей и привёз ко двору. Как вы можете увидеть по прикреплённой фотографии, паровозик был очень небольшой. Для любителей точных цифр скажу, что давление он развивал от 110 до 135 ф., то есть около двенадцати лошадиных сил. Думаю, что уважаемый Сергей более детально подскажет при надобности. Куплен был, вместе с соответствующим ему по величине тендером, в Нью-Йорке на заводе «Cagney brothers New-York, City». Там же нашлись к нему и три вагончика открытого типа, вместимостью каждый на 12 человек взрослых или 18 детей. фотографии с сайта http://www.spb-projects.ru/ Судя по стараниям неравнодушных исследователей, то необычный аттракцион в виде игрушечной железной дороги проходил прям по Александровскому парку, рассекая место Зоопарка. Маршрут конечно же примерный, но заботливо нарисованный одним энтузиастом. фотографии с сайта http://www.spb-projects.ru/
Возможно именно эта железная дорога и послужила мостиком в ближайшее будущее, когда спустя всего несколько лет примерно в том же самом месте выросла более грандиозная конструкция. Аттракцион строил купец Елисеев на собственные средства и теперь это была не просто прогулочная железная дорога вдоль здания Арсенала, а настоящие американские горки. С перепадами, подъёмами и резкими спусками. фотографии с сайта https://visualhistory.livejour... Хотя фотографий именно тех исторических горок не сохранилось (или я не нашёл), потому что всё сгорело к чертям в ноябрьском пожаре 1932 года. Народ был очень разочарован, и поэтому правительство пообещало восстановить имперское наследие, причём в самое ближайшее время. За работы взялись Великанов и Хряков, инженерную же часть проекта составил товарищ Старцев. И вот уже к 1934 году публику радовал новый развлекательный комплекс, а газеты радостно разносили эту новость до публики, но с одной ремаркой - горки были «не американские, а советские». аэроснимок 1938 года с сайта http://www.spb-projects.ru/ Вот, что в качестве своих воспоминаний пишет Вера Озерова: Закончился учебный год, пролетел выпускной бал. У папы появилось свободное время, и он согласился покатать нас: меня, Наташу и Лилю на аттракционе «Американские горы», находящемся около кинотеатра «Великан». Наконец, мы на «Американских горах»: вверх – вниз, вправо-влево летит открытая тележка. Мгновение! И мы стремительно падаем в темный тоннель, и снова вертикально - вниз несётся тележка, преодолевая множество переворотов, падений и поворотов. Радость и страх захлестнули меня. Это было здорово, запомнилось на всю жизнь! фотографии с сайта https://visualhistory.livejour... Но потом пришла война и в 1941 году грандиозный парк развлечений забросали бомбами и тот снова сгорел в пожаре. Говорят, что это было совсем не случайно, ибо под ними находилось хранилище с провиантом. После войны и блокады Ленинграда жителям было не до развлечений, а поэтому и горки восстанавливать никто не стал. И.Богданов. «Блокадный лексикон от А до Я» Американские горы, аттракцион в Ленинградском зоосаде. Аттракцион был деревянным, и только штукатурка имитировала каменные утесы и скалы. Сухие конструкции вспыхнули мгновенно, осветив весь центр города. «Горы» сгорели во время воздушного налета ночью 17 октября 1941 г. (пожар начался около шести часов вечера). Обшивка гор полыхала ярко, фанера трещала. «Это было похоже на грандиозный фейерверк», - единодушно вспоминали потом блокадники. От пожара пострадали стоявшие поблизости здания, в которых находились животные. Обгоревшие бревна потом долгое время пилили на дрова. После пожара, вспоминал блокадник В. М. Новиков, «стало известно, что внутри этих гор были продовольственные склады. Мы, пацаны, бегали туда собирать вместе с землей рассыпавшийся сахар». фотографии с сайта https://visualhistory.livejour...
https://alkopona.livejournal.c...
Рейтинг публикации:
|