Древние египтяне представляли рождение и смерть как две стороны единой жизни. Они верили, что никто и ничто не умирает, всё лишь меняется, трансформируется. Смерть для них не была концом жизни, а лишь новым началом, возрождением, продолжением существования Бессмертной Души человека в ином мире.
Египтяне верили, что человек продолжает существовать за пределами смерти, они считали, что человек — часть Вселенной. Древнеегипетские тексты представляют человека единством двух противоположностей: физическое тело — Кат — рыба, плывущая в материальном пространстве земной жизни, бессмертная душа Ба — птица.
После смерти физического тела человека – Кат, остается жить его имя — Рен, душа – Ба (вечная жизнь) и энергетический двойник человека – Ка (астральный план). Ка — уходит, как и Солнце, в страну мрака на запад – Дуат (загробный мир), где и пребывают души всех умерших.
Иб (аб) - сердце как вместилище мыслей и эмоций (сердце как вместилище Аху называлось Хати). Сердце появляется в момент зачатия из одной капли крови из сердца матери и в течение жизни "отмечает" следование человека пути Маат--справедливости. Анубис после смерти его взвешивает на весах Маат и сердце свидетельствует либо в пользу покойника, либо против его. ели против, то сердце съедает чудище Амт и вечная жизнь человеку не светит.
На протяжении всей истории Древнего Египта, фараоны руководствовались законами Вселенской Гармонии, которые воплощались в образе крылатой Богини Маат и ее символа — страусиного пера. Маат — Богиня истины и справедливости, символ благоразумия, порядка, единства и согласия.
В мифах говорится, что Бог Ра — Амон создал законы мироздания по Маат — по Истине. Чтобы заслужить после смерти жизнь в Вечности, необходимо было соблюдать законы Маат, которые были для египтян смыслом существования.
Согласно египетской мифологии, Богиня Маат — дочь Бога солнца Ра, участница сотворения мира. Древние египтяне верили, что каждый усопший должен был предстать перед 42 судьями и признать себя невиновным или виновным в грехах. Душу умершего взвешивали на чаше весов, уравновешенных страусиным пером Богини Маат. Весы держал Бог Анубис, приговор выносил супруг Маат — Бог Тот. Если человек прожил жизнь «с Маат в сердце», был чист и безгрешен, он оживал для счастливой жизни.
Вера египтян в «воскрешение душ» и потустороннюю жизнь подкреплялась окружающим их миром: каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, а Луна сокращалась и увеличивалась.
Египтяне считали, что всё в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти тоже должна подчиняться определенным законам: тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире. Процесс мумификации тела описан в древних «Текстах Пирамид»: «…со смертью Осириса – Бога мертвых, Вселенную поглотил Хаос, а слезы Богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан».
Мумификация не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, но ее считали наиболее верным способом достижения цели. Чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в иной мир, использовались молитвы «Книги Мертвых».
Искусство мумификации предполагало удаление внутренних органов, которые омывались пальмовым вином и специями, и хранились в четырех отдельных «канопах» – сосудах, изготавливаемых из известняка, кальцита или глины. Сердце оставляли внутри тела – считалось, что в нем сосредоточен разум умершего.
На крышках «каноп» изображались четыре сына Бога Гора: божество с человеческой головой — Имсети охраняло печень, Хапи — бабуин был хранетилем легких, Дуамутеф — шакал защищал желудок, Кебехсенуеф — ястреб заботился о кишках.
Из тела умершего человека, с использованием химических веществ растительного или животного происхождения, создавалась мумия. Лица умерших покрывали маской, которые изготавливались из папируса, дерева, серебра или золота. Наиболее известна погребальная маска фараона Тутанхамона.
Огромное значение придавалось процедуре погребения. Важное место в ней занимал обряд «отверзания уст и очей». Считалось, что в процессе этой церемонии, Душа умершего отлетает из тела и попадает на «последний суд Осириса».
Недавно археологи обнаружили дверь, которая вела из гробницы главного министра царицы Хатшепсут — Усера, в… «жизнь после смерти». Находке 3500 лет, она представляет собой плиту из розового гранита высотой 1,75 метра и шириной 0,5 метра, украшенную печатями и священными текстами.
Подобные «порталы» имелись практически во всех гробницах Древнего Египта. Через них души умерших должны были не только покидать наш мир, но и возвращаться. Фальшивые двери размещались в западных стенах гробниц.
В знаменитой Долине царей в Луксоре обнаружено около ста гробниц, почти все — фараонов, среди них: Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Рамсеса III, Рамсеса VI, Рамсеса IX.
В Долине цариц, где хоронили не только цариц — жен и матерей фараонов, но и безвременно усопших египетских принцев, археологи обнаружили свыше 70 гробниц. Наибольший интерес представляет гробница Нефертари, жены Рамсеса II. Настенные росписи ее гробницы иллюстрируют египетскую «Книгу Мёртвых».
Важнейшим древнеегипетским символом бессмертия был Анкх, в котором объединены два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности. Их сочетание обозначает бессмертие. Анкх — единство мужского и женского начал — овал Исиды и крест Осириса, ключ к эзотерическим знаниям и бессмертной жизни духа.
Египтяне считали, что изображение Анкха продлевает жизнь на земле. С этим амулетом также хоронили, веря в то, что усопших ждет жизнь в другом мире. По представлениям египтян, именно такую форму имел ключ, которым можно было открыть врата смерти.
Древнегреческий историк Геродот писал: «Египтяне первыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душа переходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через тела всех земных, морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденного ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет».
Автор: Valentina Zhitanskaya