Общее слово-глагол сотворило
единство славянского племени
Валентин Иванов (из книги «Русь Великая»)
Помню, как-то побывал я в Павловской слободе – небольшом посёлке (или городке), что находится совсем недалеко от Москвы – километрах в двадцати. Места там красивейшие. Высокие зелёные холмы, за холмами леса, а между холмов, огибая этот посёлок, течёт стремительная речка Истра, вода в ней зелёная и холодная. Вот стоял я там на высоком мосту через эту речку, смотрел на бурное её течение и что-то знакомое и как будто слышанное уже вспомнилось мне.
– Истра, Истра, – повторял я про себя, – да ведь это Истр – древнее название Дуная, упоминаемое ещё у Геродота! Как же связать небольшую подмосковную речку и огромную южно-европейскую реку, что общего между ними?
Если задуматься, то многие названия, окружающие нас, вовсе не сложны и не заумны, а прямо отмечают в обозначенном ими предмете главную его черту, выделяют эту черту, характеризуют этой чертой сам предмет. Если река стремительная а своём течении, если видно невооружённым глазом мощное движение воды, то реку такую назовут стремительной, которая не просто течёт, а стремится. Истр. Известно ведь, что Дунай – могучая быстрая река со стремительным неудержимым течением. Имя же реке даёт тот народ, который испокон века жил на её берегах, а уж потом другие народы толкуют и перетолковывают это название, но для них оно пустой звук, так же как, скажем, для нас пустым звуком является древнее восточное название реки Волги – Итиль. Что такое Итиль для русского слуха? – Ничего не значащее звукосочетание, ведь оно идёт от тюрок. А вот Волга...
Волга. Тут и волога – влага, вода. Что-то тягучее, медленное, холодное, туманное. Но вместе с тем и огромное, необъятное, всеохватное. Такова Волга на самом деле. Течение её не столь стремительно, как у Истра-Дуная. Волга, иной раз кажется, и не течёт вовсе, а разливается плёсами по русской равнине – её можно «вёслами расплескать», как сказано в «Слове о полку Игореве». Про стремительный Дунай так никогда не говорили русские песнесказцы, а ведь в Волге воды не меньше, чем в Дунае. Совсем другая характеристика реки, выраженная одним словом, но Волга – это ещё и волок. Течение Волги такое медленное, что можно волочить суда вверх по её течению, хотя труд этот, конечно, адский. Недаром слово «бурлак» стало синонимом каторжника, совсем замученного работой человека. А вот вверх по течению Дуная при всём желании суда не поволочёшь – никаких сил не хватит. На то он и Истр – стремительный. Истр, струя, стремнина – всё обозначает в русском, славянском языке сильное течение воды, бурное движение. На Дунае-реке плакала Ярославна и летела оттуда зегицей в половецкие степи на Каялу-речку – на речку окаиную. Но и на бурном Дунае и на быстрой северной Истре – везде жил один славянский народ и своим рекам он давал добрые, гордые названия. А вот на Каяле русские люди не жили, это была чужая земля, «поле незнаемое», потому и название у реки – окаиное.
Когда современные «доброхоты» русского народа призывают нас всех каяться, каяться и ещё раз каяться (перед кем и за что?) – задумаемся, а не в Каяле ли реке нас всех хотят утопить? Не в неё ли хотят погрузить «русские богатства», как это сделал князь Игорь после своего поражения от половцев. О, «великий и могучий русский язык», как ты хорошо отвечаешь на все вопросы!
А откуда вообще пошёл род славян? Тот самый род, который потом распространился на большую часть Европы, основал немало государств, взрастил свою удивительную культуру, создал, наконец, самую великую страну мира – Россию. Может, и на этот вопрос нам ответит наш родной язык? Что такое славяне? – Слово это сложное, состоящее как бы из двух слагаемых, при этом историческим корнем здесь является вторая часть этого слова – в я н е. Сразу вспоминается, что ок¬рестные народы испокон века называли славян – венетами (или венедами), народами вено. Что такое вено? – Венок. Сплетение, соединение чего-то. Венеты – суть единокровные народы, племена, близкородственные между собой, Не¬когда венеты – предки славян – жили на среднедунайской низменности, там, где сейчас находится страна Венгрия. Тут уместно вспомнить слова первоначальной русской летописи, принадлежащие Нестору: «По мнозих же временех сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля...» В современной исторической науке подвергается сомнению «дунайская прародина» славян, но в средние века это было общепринятым мнением, и почему этот факт нужно отвергать – не совсем ясно, тогда нужно поставить под сомнение и всю древнейшую русскую летопись, а почему? Да, в летопись вносились изменения и после Нестора в силу совершенно однозначных политических причин, прежде всего в пользу действующего правящего клана Рюриковичей (о чём поговорим ниже), но такой основополагающий тезис, как происхождение родного народа вряд ли искажался позднейшими компиляторами, ведь это краеугольный камень всей русской истории.
А почему Венгрия и сейчас называется Венгрией? Само современное название этой придунайской страны объясняет многое. Известно, что в IX веке на территорию нынешней Венгрии переселились с Урала племена финно-угорской группы – угры, как их называли на Руси. Сами себя люди этих племен называли мадьярами, так венгры себя зовут и сейчас. Но окрестные на¬роды стали называть их венетскими уграми, то есть уграми, поселившимися в венетской земле, проще говоря – венето-уграми – венграми в современном звучании. Яснее, кажется, некуда. Причём сами венгры-мадьяры сейчас называют свою страну Хунгарией, так как помнят, что они поселились в земле, которую до них завоёвывали легендарные гунны (хунны), пришедшие из далёкой Азии в IV веке. А после гуннов эту землю завоёвывали ещё и авары. И вот ещё задолго до прихода угров венетские племена стали покидать плодородную и такую благодатную для земледелия, но слишком открытую для всяких завоевателей, среднедунайскую равнину. Ту равнину, где лежит великое озеро Балатон (славянский Болотень – озеро с заболоченными берегами), где простёрлась нынешняя венгерская Пушта (пустынная степь по-славянски), ту равнину, пересекая которую, течёт стремительная река Истр-Дунай, то есть не только стремительная, но и у н а я река. Уный – по-древнерусски – могучий. «Уный бык» – говорят древнерусские летописи о каком-нибудь могучем богатыре. Оттого и река уная – река Дунай. Но откуда в этом слове первая буква – Д. Почему эта буква возглавляет названия и других славянских рек – Днестр, Днепр, Дон... Тут-то мы и подходим к первой части сложного слова сла-вяне. Если -вяне в этом слове от венетов, пришедших на восточно-европейскую равнину из-за Карпат (горбат, горбатых гор), то приставка «сла» – от скифов,
Дело в том, что скифы (племена иранской группы) издревле обитали в причерноморских степях и сами себя называли не скифами, а сколотами. Причём, эти скифы-сколоты резко делились между собой (если верить Геродоту) на «Царских скифов», которые вели кочевой образ жизни и обитали преимущественно возле Чёрного моря и в Крыму, и скифов-пахарей или скифов-земледельцев, что жили севернее так называемой (по Геродоту) «области Герр», то есть гор, на славянском наречии, области днепровских порогов («горами» эту каменистую гряду, образующую знаменитые пороги, называли на Руси ещё в XII веке, как упоминается в «Слове о полку Игореве»). Этих сколотов-землепашцев крупнейший наш историк академик Рыбаков считает протославянами (читайте его труд «Язычество древних славян») и отделяет их от кочевых скифов-иранцев, но ведь несомненно, что они входили в общий состав скифских племён (по Геродоту), жили на территории Скифии и подчинялись скифским правителям. На территории, где жили сколоты, находятся знаменитые скифские «могилы» – огромные курганы с захоронением скифских царей, где найдены прославленные клады «золота скифов». Так были ли эти сколоты-землепашцы славяноязычным народом, или они говорили всё-таки на иранском (арийском) наречии, как и классические скифы? – это неизвестно, и не будет никогда известно, так как у них не было письменности. Но вот точно известно, что в иранских языках слово «вода» передаётся словом «дон». Тогда понятно становится название знаменитой нашей реки Дон – это просто вода. А Днестр? – а это сочетание скифского «дон» и славянского «истр» – Дон-Истр – стремительная вода – выходит Днестр (ничего сложного, как видите). А Дунай? – Дон-Уный – Дунай – могучая вода. А Днепр? – Тут сложнее, но объяснить также можно, исходя из сочетания иранского «дон» и славянского «непряд». Всем нам известна река Непрядва, что течёт через знаменитое Куликово поле. Непрядва – значит «не прядающая», то есть текущая прямо, без резких поворотов. Есть на русской равнине и другие реки, как, к примеру, Клязьма, которая вся испетлялась (достаточно взглянуть на карту). Название её – от славянского слова кляуза – кривое, путанное дело. А вот Днепр – это сильная могучая река, и течёт он без больших петель, прямо, оттого он и Непряд. Дон-Непряд – Днепр – прямая вода. Но у славян эта река имела ещё и своё самобытное имя – Словутич. Оно также соединилось со скифским (сколотским) Днепром и родился Днепр Словутич русских былин!
Совершенно верная характеристика всех этих рек, но интересен синтез в этих названиях скифо-иранского и венето-славянского наречий.
Так может, это произошло благодаря смешению двух народов – сколотов-иранцев и венетов, которые переселились на берега Днепра и признали над собой власть скифских царей? Венетам – испокон веков прекрасным земледельцам, это соединение было выгодно, ведь без благожелательного отношения «Царских скифов» они не смогли бы вывозить через греческие порты на побережье Чёрного моря свой хлеб и получать большую прибыль. А скифы несомненно также имели немалую выгоду от этой торговли. У них ведь не было другого товара для торговли с греками. А так скифские правители страшно богатели, перенимали греческую культуру, обзаводились предметами роскоши, сделанными в Элладе, заказывали у греческих мастеров знаменитые золотые изделия. Всё благодаря сколото-венетскому (склавинскому-славянскому!) хлебу. Вот эти племена и жили в мире и любви, благодаря взаимной выгоде. Постепенно у окрестных народов сложилось представление о едином земледельческом народе, живущем в скифской (сколотской) земле – сколотских венетах – сколото-венетах – склавинах – славянах. Тут произошло то же самое, что позднее случилось и с уграми-мадьярами, поселившимися в венетской земле. Они, повторяюсь, стали венетскими уграми – венето-уграми – венграми, а сколоты и венеты – склавинами-славянами. Так на землях между Днепром и Днестром, на территории нынешней Северной Украины произошёл интереснейший и уникальный синтез двух земледельческих культур – сколотов и венетов, в результате чего родился новый народ – склавины-славяне. Каждый новый, вновь сформировавшийся народ обладает, согласно известной теории этногенеза Льва Николаевича Гумилёва, огромной пассионарностью, что и продемонстрировали славяне распространившись в V–VI веках нашей эры по огромной территории Восточной Европы и Балкан.
Конечно, я понимаю, что моя гипотеза очень смелая, но уж сколько в исторической науке было гипотез о происхождении имени славян! Им счёта нет. Вот академик Рыбаков считал тоже, что этноним славяне произошёл от венетов, но получилось это от сочетания слов «слывущие венетами». То есть некие народы (условно праславяне), жившие между Одером и Вислой и до Днепра на востоке (пшеворская и зарубинецкая культуры), на рубеже нашей эры смешались с венетами (венедами), пришедшими с юга из-за Карпат (опять же получается с территории «дунайской прародины»), и стали у окрестных народов обозначаться как «слывущие венетами», то есть «словенами», сами при этом венетами не являясь. Но куда, в таком случае, исчезли настоящие венеты (или венеды), которые были многочисленным и культурным народом, распространились до Балтийского моря, добывали там янтарь, торговали им со странами Южной Европы, с Грецией и Римом, так что даже само Балтийское море стало в этих странах именоваться «Венедским заливом»! Куда они исчезли к VI–VII векам нашей эры – да никуда они не исчезали, они просто стали именоваться славянами, ибо таковыми и сделались, смешавшись с переселившимися из Северного Причерноморья потомками сколотов и венетов – склавинами, усвоив их имя. Если венеты в течение многих веков переселялись сначала не север из Северо-Восточной Италии (Венеция – земля венетов) и территории нынешней Австрии (город Вена – город венетов), в общем с той территории, что у римлян звалась провинцией Норик, сначала в Паннонию (нынешняя Венгрия), затем заселили Богемию (землю, где до славян обитало кельтское племя бойев), затем, перевалив через Карпаты (Горбатые горы), они заселили территорию Верхней Саксонии, где ныне стоит немецкий город Лейпциг (славянский Липецк) и течёт река Эльба (славянская Лаба), образовав впоследствии племена лужицких сербов (лужичан, потомки которых живут в современной Восточной Германии и сейчас), то потом они двинулись не только на север к побережью Балтики, где возникли мощные славянские племенные союзы бодричей (ободритов – народ, живший по берегам Одры – Одера) и лютичей (велетов), но и на восток, где «сели по полям» и приняли название «ляхов» (поляков).
Существует в Чехии известная средневековая легенда о трёх братьях – Чехе (Стехе), Ляхе (Лехе) и Русе (Росе-Горосе), как о прародителях всех славян. В именах этих отражены конкретные места расселения трёх родственных народов. Если чехи (стехи) сели на стехах (стогнах) – возвышеннных открытых равнинах нынешней Чехии, а ляхи (лехи) распространились по северным низинным лугам (лехам) и полям Польши (как тут не вспомнить Есенина с его: «Побегу по мятой стёжке на приволь зелёных лех...»), то загадочный народ росов (горосов) жил среди самых высоких долин Карпат, по сути дела, жил «на горах», это был горский народ, отличавшийся могучим, неудержимым, воинственным характером. Народ этот усвоил многие черты кельтов, отчасти и их язык, и материальную культуру, в том числе технологию изготовления холодного оружия. Знаменитые древнерусские остроконечные шлемы-шишаки повторяют, во многом, боевые шлемы кельтов, а древнерусские мечи являются по технологии усовершенствованными изделиями кельтских мастеров. Легендарный герой древнейших славянских былин богатырь Святогор есть олицетворение горского богатыря. Богатыря, сошедшего с гор. Карпаты и были такими горами – оттуда пошла страна Росия (страна росов), как сначала называли Россию ещё в византийских источниках. Интересно, что люди, населяющие Карпаты, до сих пор называют себя русинами! Гипотезу о происхождении славян с Карпат высказывал ещё знаменитый русский историк академик Платонов.
И вот тут мы вступаем в ещё более загадочную область поисков истоков славянской Руси. Версий и мнений историков здесь ещё больше, чем даже в отношении истории славян. Если у славян известен (хотя это и подвергается сомнению) их предок – североиталийские венеты, а потом и балтийские венеды, не отрицается и влияние скифов-сколотов на этногенез славян («Да, скифы мы, да – азиаты мы...» А. Блок), то откуда произошёл народ Рос, или Рус (а может быть, это были два народа с похожими именами?) – это вопрос вопросов, касающийся даже не только истории, но и политики. Потому, что в основу этого вопроса положена известная историческая фальшивка о «призвании варягов» к приильменским славянам, чтобы эти варяги «владели» ими, то есть этими самыми неразумными славянами, земля которых «велика и обильна, а порядка в ней нет». И вот эти самые тюхи-матюхи приильменские славяне (словене), встав, видимо, на колени, протянули руки к варягам-норманам (урманам, как звали их на Руси) и запели Лазаря: «Приходите и владейте нами!» Ну, какой дурак (простите за откровенность) в это может поверить? Тем более что согласно той же летописной повести, незадолго до этого «призвания варягов» те же самые приильменские славяне, вкупе с другими неславянскими народами изгнали этих самых варягов «за море», после того, как захватчики с Запада попытались подчинить себе эти племена. Приведём здесь очень конкретную запись из «Повести временных лет» монаха Нестора, первого русского историка: «В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти».
Итак, сначала происходит всенародное восстание против варягов, варяги изгнаны, а затем их тут же опять зовут «владеть» победителями! Кто поверит в этот бред? Однако верят, уже скоро три века, как верят, на этом основана печально знаменитая «норманская теория». Должен сразу оговориться, что слово норманы разные источники преподносят по-разному. То пишут через два «н» (норманны), то через одно. Я буду писать через одно, так как это соответствует древнему названию этого народа, принятого у новгородцев: урманы (или нурманы) – то есть северный народ, родственный германцам. При этом происходит обычная путаница, когда часто варягов отождествляют с этими урманами. Послали, дескать, славяне к варягам, чтобы те пришли и «володели» ими. И вот те пришли, но почему-то оказались... немцами, то есть урманами (норманами), предками современных норвежцев!.. Отсюда и берёт исток эта пресловутая «норманская теория». Её зачинателями и активными пропагандистами были немецкие учёные Шлёцер и Миллер, приглашённые некогда русским правительством для помощи и содействия в основании Российской академии наук. Не буду отрицать их вклад в развитие российской науки, он был, тем более что именно эти немцы со всей немецкой тщательностью прочитали древние русские летописи и совершенно однозначно восприняли известие нашего летописца Нестора о «призвании варягов»: призвали, дескать, необразованные и недалёкие славяне истинных культурных европейцев-варягов, чтобы те устроили им государство, закон и порядок. Ну, а кто мог принести закон и порядок славянам, как не немцы – самый послушный законам народ в Европе? – ведь не взбалмошные же французы, не легкомысленные же итальянцы, не чванливые испанцы, а в Англии, к примеру, те же норманы устроили диким племенам англов и саксов образцовое государство (завоевание Англии норманом Вильгельмом Завоевателем). Правда, Рюрик был не норман, а варяг, но это означает лишь то, что варяги и норманы – одно и то же, германцы!.. Вот на таких, с позволения сказать, «доказательствах» и строится эта пресловутая «норманская теория». Всё идёт от злосчастной записи в несторовской летописи о призвании варягов. Но ведь летопись Нестора не раз исправлялась, подчищалась, корректировалась и дописывалась ещё в Киевской Руси. И тому были свои веские причины. Каковы же они?
Киевской Русью, всеми княжествами и землями правил один и тот же род – род Рюриковичей, потомков легендарного варяга Рюрика. Все иные княжеские роды, которые, конечно, существовали у восточных славян (каждым племенем правил, согласно древним договорам, свой «светлый князь»), были истреблены физической силой дружинами киевских Рюриковичей. Вспомните судьбу Аскольда (Осколода) и Дира, которые правили у полян, или древлянского князя Мала. Вспомните, как киевская княгиня Ольга расправилась с непокорными древлянами – с какой чудовищной жестокостью! А Святослав (её сын), к примеру, покорил вятичей, славянский народ, живший на землях нынешней Московии, после чего род вятичских князей (потомков легендарного Вятко) исчез бесследно, а на московских землях был посажен киевский боярин Стефан Кучка (уж не предок ли Кучмы? – шучу), так что даже племенной центр вятичей град Москов (Мозгов – от названия реки Мозгвы – позднее Москвы) одно время назывался Кучково (отсюда Кучково Поле в современной Москве), пока суздальский князь Юрий Долгорукий, боровшийся с Киевом, не возродил этот город с его древним вятичским названием.
Итак, Русью правили Рюриковичи. Но на каком основании? Законное основание всякой власти может быть только одно – воля народа. Так род Романовых считался законным родом «хозяев земли Русской», поскольку в 1613 году боярин Михаил Романов был избран Земским Собором в цари московские. Избран «Собором всей Земли», значит – всем народом. И только воля народа могла отменить этот выбор, что и произошло в феврале 1917 года, хотя уже с января 1905 года царь из династии Романовых не имел морального права царствовать, так как расстрелял свой народ, шедший к нему с петицией («Кровавое воскресенье» в Петербурге). История отсчитала ещё 12 лет и свергла его с престола. А Рюриковичи? Они тоже могли править Русью только по решению народа. И была придумана известная легенда о «призвании» варяга Рюрика племенами Северной Руси (которые только что, повторюсь, изгнали этих самых варягов за море). Даже известно, когда было сделано «исправление» летописи, – в 1118 году, когда на киевском престоле сидел Великий князь Владимир Мономах. Он был человеком учёным, по матери – потомком византийских императоров, сам был женат на английской принцессе Гите. Сына своего Мстислава женил на шведской принцессе. Летописи Мономах читал, в этом нет сомнения, нашёл там своего предка Рюрика, который княжил у словен в Новгороде.
Но откуда взялся сей Рюрик? А был он выборным князем, как это водилось у словен, которые выбирали князей в качестве военачальников для борьбы с внешними врагами. Таким выборным князем был, к примеру, даже сам Александр Невский, победитель шведов и немцев. Но даже его новгородцы иной раз сгоняли с княжения, «указывали путь». А тогда, в IX веке, после изгнания варягов «за море», народ новгородский, конечно, большую волю взял, притеснял новгородскую старейшину – совет господ во главе с посадником Гостомыслом. Во главе новгородской вольницы стоял некий Вадим Храбрый (не с него ли списан образ удалого богатыря Василия Буслаева?). Неудивительно, что новгородская старейшина искала себе сильного защитника, который вооружённой рукой мог бы оградить их от народного буйства. Рюрик был опытным воином, но не словеном-новгородцем, а русом. К югу от Ильмень-озера жила русь – славянское племя, пришедшее в эти северные края с юга из-под Киева с реки Рось. Пришли они, вероятно, вслед за словенами – потомками славян-сколотов, о которых я говорил раньше. Процесс переселения славян (потомков венетов и сколотов) шёл уже очень давно, ещё с тех пор, как рухнула в III веке до нашей эры под напором сарматов скифская держава («Великая Скуфь» русских летописей – о ней помнили русские летописцы как о своей древней прародине!). После сарматов какие только кочевые и воинственные народы не проходили скифской степью, и плодородная эта земля постепенно пустела, превращаясь в степную окраину («украину» славянского мира).
Славяне переселялись на север, под защиту лесов и болот. Дольше всех держалось на юге племя росов (русов), потомков храбрых жителей Карпат (Горбат). Племя богатырей, ведущих своё начало от легендарного Святогора. Их борьба со степными хищниками запечатлелась в былинах о войне с огнедышащим многоголовым змеем, Змеем Горынычем. Записана былина о том, как русские богатыри одолели Змея, запрягли его в огромный плуг и провели гигантскую борозду по окраине своих земель, насыпав, таким образом, знаменитые «Змиевы валы», что и сейчас видны в украинской степи. Но ничто не помогало, давление Степи было сильно. В эпоху начала летописной истории Русского государства в степях юга России царствовал хазарский каганат, он подчинил себе земли славян-полян, а росы-русы покинули свою родную реку Рось и ушли на север к Ильмень-озеру и там, на южном его берегу, основали свой город Руса (ныне Старая Руса), и речку, текущую там, назвали Порусье. Как бы в память о южной Роси. Именно к русам, живущим «за морем» (в представлении новгородских словен Ильмень был этаким местным «морем», озером Мойским, как называли его славяне, то есть «морским» озером), и обратились новгородские старейшины с просьбой установить в их землях «порядок», то есть усмирить непокорный народ. И Рюрику это удалось, видимо, через большое кровопролитие, в ходе которого погиб Вадим Храбрый – буйный Василий Буслаев позднейшего новгородского предания.
Это было событие! Впервые в славянской истории воля одного человека одолела волю толпы, буйного веча. Рюрик основал свою «державу» – роздал славянские земли своим дружинникам, среди которых были, конечно, и «варяги» – наёмники из Скандинавии и от балтийских славян. Все историки согласны с тем, что понятие «варяг» не является этнонимом, не обозначает представителя ни одного народа, а означает только творящего «свару» наёмного воина, боевика тех древних времён, солдата удачи, так сказать. И держава, основанная Рюриком, не была, конечно, державой варягов, а была державой русов, кем и был сам Рюрик. И в летописи прямо сказано: «И от тех варягов пошла Русская земля». Только вот истолковать эти слова можно по-всякому. Норманисты считают, что это означает, что варяги были русью и от них пошла Русская земля, а антинорманисты истолковывают это так, что от времени борьбы с варягами пошла Русская земля. То есть именно тогда образовалась Русская держава Рюрика.
Но Владимиру Мономаху и особенно сыну его Мстиславу очень хотелось показать, что Рюрик, во-первых, был знатным иностранцем княжеского рода; во-вторых, он был «призван» всем народом «владеть» славянами. В таком случае власть потомков Рюрика гарантировалась традицией. О старейшине Гостомысле речь уже не шла, и он исчез из летописи. Зато в летописи появилась длинная и нудная разъяснительная вставка о том, кто такие эти загадочные «варяги-русь»: о том, что вот есть варяги-готы, варяги-англяне (англичане), ещё есть варяги-свеи (шведы), а есть ещё какие-то варяги-русь, которые неизвестно где проживают, но почему-то именно их захотели новгородцы иметь своими господами. Жить, видимо, без них не могли. Естественно, упоминание о восстании новгородцев под предводительством Вадима Храброго против этих долгожданных «варягов-русь» из официального текста летописи исчезло без следа, чтобы не компрометировать правящую династию. И вот уже тысячу лет историки ищут, где же жили эти таинственные варяги-русь, не замечая, что называется, под носом города Старая Руса к югу от Ильмень-озера, откуда прямая дорога идёт на Киев.
Киев... Правил здесь когда-то в VI веке легендарный князь русов Кий, основавший маленький городок на Старокиевской горе. Были у него, по преданию, братья Щек, Хорив и сестра Лыбедь. Но это суть географические названия холмов и реки в окрестностях Киева, просто все древние легенды обязательно присовокупляют к исторической личности его род, что понятно, ведь в древние времена одинокий человек мало что значил, ему нужен был род, который во всём поддерживал бы его, а лучше всего – братья. Ведь само слово брат означает – «ратник, борющийся вместе с тобой». Без братьев трудно было выжить тогда в окружение враждебного мира. Что потом стало с потомками Кия? (Кстати, кий – это метательное копьё, отсюда идёт глагол «кинуть»). А согласно летописи, они все «изгибоша», но род их остался жить в этих местах. Но если род Кия остался жить, то почему же потомков Кия не было? Не было, допустим, у него сыновей, но родичи-то были, значит и род княжеский продолжался, так было потом и у Рюриковичей, если у князя не было сына, то сыновья были у его родственников, из них выбирались новые князья, род продолжался. Так что поверить в то, что в Киеве не было князей, трудно. Можно в таком случае предположить, что не было «русских» князей, так как русы все переселились на север, а правили под хазарским присмотром местные «светлые князья» полян. Тогда становятся понятными загадочные слова русского князя Олега Вещего, который пришёл со своей «русской» дружиной в эти старокиевские места и застал здесь этих Аскольда (Осколода) и Дира. Олег сказал им буквально следующее: «Вы нѣста князя, ни роду княжя, но азъ есмь роду княжа». Надо ли переводить? Всё, кажется, ясно: Олег прямо указал Аскольду и Диру, что он есть князь, а именно русский князь, он пришёл со всей Русью и возродит теперь здесь Русскую державу, он обладает правом княжить в этих местах, а они – нет, а почему? – Да потому, что здесь и была Русь, и она снова возвращается сюда. Подтверждает это и другая известнейшая фраза Вещего Олега: «И сѣде Олегъ, княжа в Киевѣ, и рече Олегъ: “Се буди мати городом русскымъ”. И бѣша у него словѣни и варязи и прочии, прозвашася русью».
Заметьте: не от варягов прозвался Русью новый народ, а это и варяги, и славяне и неславянские, видимо, финно-угорские и балтские племена прозвались Русью от той древней русской прародины, которую они вновь обрели благодаря усилиям Вещего Олега и его дружины. И Киев был провозглашён «Матерью городов русских!»
Князь Вещий Олег был истинным создателем Древнерусского государства. Он один и был признан на Руси Вещим. Что значит «вещий»? Это человек, который постиг суть вещей. Это деятель, слово которого претворилось в жизнь, оправдалось делами, стало чем-то материальным – «вещью». Он не оставил после себя потомков, но передал княжеский стол сыну Рюрика Игорю. А может быть, княгиня Ольга была его дочерью и он женил Игоря на ней, закрепив таким образом свой род на Русской земле? Уж очень суровая и мудрая княгиня Ольга была похожа по стилю правления на своего возможного предка... Но попытаться разрешить эти загадки можно только, прибегая к анализу нашей славянской и русской речи, раскрывая тайны нашего славянского языка, он есть ключ нашей родной истории, истории единства славянского племени.