210 лет назад в состав России вошла Финляндия. В войне 1808 – 1809 гг. со Швецией русская армия наголову разгромила противника. В результате Финляндия целиком вошла в состав Российской империи на правах автономии.
Памятник Александру I в Александровском саду
Шведская проблема
Русско-шведская война была во-многом частью титанического глобального противостояния наполеоновской Франции с Англией. Париж и Лондон боролись за господство в Европе и мире, за лидерство в западном проекте. Сначала русский император Александр Павлович ввязался в ненужную России войну с Наполеоном. Русские проливали кровь в стратегических интересах Лондона, Вены и Берлина. Кампания 1805—1807 гг. завершилась поражением и Тильзитом. Однако Наполеон не хотел унижения России, ему нужен был союз. Началась «дружба» Петербурга с Наполеоном. Французский повелитель обещал поддержку Александру в решении шведского и турецкого вопросов.
На севере Россия смогла использовать благоприятный политический момент, чтобы обезопасить северо-западные рубежи, Петербург от шведской (и западной) угрозы. Император Александр предложил шведскому королю Густаву IV своё посредничество в примирении с Францией. Швеция входила в антифранцузскую коалиции и раньше была союзницей России в войне с Наполеоном. Россия не могла теперь быть союзником Франции и игнорировать угрозу со стороны Швеции, которая осталась в союзе с Англией. Стокгольм проигнорировал это предложение. Шведы предпочли остаться в сфере влияния Англии. С этого момента русско-шведские отношения стали быстро портиться. Особенно они ухудшились после открытого разрыва России с Британией осенью 1807 г. Поводом к разрыву стало пиратской нападение британского флота на столицу Дании, которая была традиционным союзником Петербурга.
Россия стала частью континентальной системы Наполеона, который хотел задушить Англию, и врагом Лондона. Всё это дало повод и благоприятную политическую возможность открыть боевые действия против традиционного врага России на северо-западе – Швеции. Врага, с которым рубились ещё русские князья из династии Рюриковичей, и новгородские богатыри. Россия получила возможность окончательно поставить точку в многочисленных войнах со Швецией, забрать у неё Финляндию и обезопасить Петербург. Также это был косвенный удар по Англии, русские громили её союзницу. То есть русско-шведская война в некотором отношении стала проявление англо-русской войны 1809 – 1812 гг. На суше русские англичан побить не могли, но зато смогли разбить шведов.
Поражение Швеции
В январе 1808 года русская 25 тыс. армия под началом генерала Бугсгевдена (дивизии Тучкова, Багратиона и Горчакова) была сосредоточена у границ Финляндии. В феврале 1808 г. Англия заключила со Швецией союзный договор, по которому обязалась платить шведам 1 млн. фунтов стерлингов ежемесячно во время войны с Россией. Также англичане обещали вспомогательный корпус для защиты западных границ Швеции, чтобы Стокгольм смог выставить всю армию для войны с Россией. Кроме того, Лондон обещал направить на помощь шведам большой флот в Балтийское море.
В феврале русские войска пересекли шведскую границу. Формальный же повод к войне дали сами шведы. 1 (13) февраля 1808 г. шведский монарх Густав III передал русскому послу в Стокгольме, что примирение между странами невозможно, пока русские удерживают Восточную Финляндию. Официально война была объявлена только в марте. Русские войска заняли Гельсингфорс и осадили Свеаборг – стратегическую базу шведов в Финляндии. Здесь было блокировано около трети шведский войск в Финляндии, остальные отступили на север. В это же время дивизии Багратиона и Тучкова теснили вражеские отряды на север. В марте русские войска заняли Аландские острова и остров Готланд. В апреле капитулировал Свеаборг, был захвачен огромный арсенал шведов в Финляндии, часть их флота.
Однако с наступлением весны положение русской армии ухудшилось. Ведение боевых действий небольшими силами на огромном пространстве, в скалистой, лесистой с изобилием речек, озёр и болот местности было весьма сложной задачей. Необходимо было направлять значительные силы (которых не было) на охрану дорог, важных пунктов и тыла. В Финляндии началась партизанская война. Петербург не стал выделять большую армию на войну со Швецией, которая могла бы быстро решить вопрос. Россия в это время вела войны с Персией и Турцией, и значительные и самые лучшие силы по-прежнему стояли на западном направлении (Александр так «дружил» с Наполеоном). Кроме того, снабжение русской армии было крайне неудовлетворительно. Злоупотребления и воровство в тылу достигло больших масштабов. В итоге солдаты вынуждены были перейти на подножный корм, часто питались ягодами, кореньями и грибами (благо оба лета были грибными).
Шведский главнокомандующий генерал Клингспор, перегруппировав свою армию, нанес нашим войскам в северной Финляндии ряд поражений в небольших стычках. Это привело к усилению партизанщины в русских тылах. Войска Багратиона и Тучкова вынуждены были отступить. Русский флот в эту кампанию практически бездействовал, так как флот противника имел подавляющее превосходство в силах. В мае соединенный англо-шведский флот отобрал у нас Аландские острова и Готланд. В мае англичане высадили на помощь Швеции вспомогательный корпус генерала Мура. Однако союзники поссорились и британцы вывезли свой корпус (переправили его в Испанию). Это обстоятельство и бездействие Клингспора, который опасался переходить в решительное наступление, помогли нашей армии прийти в себя.
К лету численность русской армии была доведена до 34 тыс. человек. Буксгевден сформировал два отряда – Барклая де Толли и Раевского (затем Каменский). В конце лета наши войска снова начали громить противника. Каменский разбил противника в нескольких боях: при Куортане и Салми 19-21 августа (31 августа — 2 сентября) и у Оравайса 2 (14) сентября. В сентябре англо-шведский флот появился в Финском заливе и высадил десант в южной Финляндии, в тыл русской армии. Шведы высадили 9 тыс. десантный корпус в трех отрядах. Багратион разбил один из них, и шведы эвакуировались. По просьбе шведского командования было заключено перемирие, но царь Александр его не утвердил. Боевые действия возобновились. К ноябрю наши войска вышли к Торнио и покорили большую часть Финляндии.
В декабре вместо Буксгевдена главнокомандующим был назначен генерал Кнорринг. Император Александр был недоволен медлительностью русской армии. Он поручил Кноррингу в ходе кампании 1809 г. организовать переход армии по льду Балтийского моря с целью перенесения боевых действий в Швецию и захвата Стокгольма, чтобы заставить шведов капитулировать. Англо-шведский флот господствовал на море, но только летом. Однако операция была крайне опасной. Ледовый покров был нестабилен, вся армия могла погибнуть во время перехода. Командование затягивало операцию. Тогда Александр прислал Аракчеева, который побудил армию к походу.
Только 1 марта 1809 г. русская армия выступила тремя колоннами по льду Ботнического залива (
Ледовый поход русской армии). Северная колонна под командованием Шувалова шла вдоль побережья от Улеаборга на Торнио и Умео; средняя колонна Барклая де Толли от Васы на Умео; южная колонна Багратиона – от Або на Аланды и далее – на Стокгольм. Шувалов и Барклай должны были соединиться и дальше идти на усиление Багратиона. Ледовый поход удался и стал одной из самых славных страниц
истории русской армии. Войска Шувалова взяли Торнио, и стали преследовать шведский корпус Гриппенберга. Барклай де Толли хоть и с большими трудностями, но успешно форсировал Ботнический залив, взял Умео и пересек пути отхода шведского корпуса, который отступал перед Шуваловым. Вражеский корпус, который попал между двух огней, капитулировал (в плен сдалось более 7 тыс. человек при 30 орудиях). Корпус Багратиона 5 (17) марта овладел Аландами, уничтожил тамошний шведский гарнизон. Авангард майора Кульнева 7 (19) марта вышел на шведский берег и занял Грислехамн.
В Стокгольме началась паника. Под влиянием Ледяного похода русской армии в Швеции произошёл государственный переворот. Короля Густава IV низложили, на престол под именем Карла XIII вступил герцог Зюдерманладский. Он прислал парламентера с предложением перемирия и переговоров о мире. Опасавшийся скорого вскрытия льдов Кнорринг, что могло отрезать русскую армию от тыловых баз и оставить без подкреплений и снабжения, 7 (19) марта заключил Аландское перемирие. Войска Багратиона и Барклая были отозваны назад. Государь Александр был очень разозлен этим, по его мнению, преждевременным перемирием и отменил его. Кнорринг был заменен Барклаем де Толли. Начавшаяся весна помешала возобновить наступлению по льду залива.
18 (30) апреля корпус Шувалова выступил из Торнио. 3 (15) мая Шувалов заставил сложить
оружие при Шелефте шведский корпус генерала Фурумарка (около 5 тыс. человек при 22 орудиях). Операция была уникальной: наши войска обошли противника по уже тающему и вскрывающемуся льду Ботнического залива. Весна была уже в разгаре, и шли буквально по льдинам, местами по колено в воде. Через полыньи переходили по мосткам и переправлялись на лодках. Лед в любое мгновение могло унести в море (через два дня льда на море уже не было). 20 мая (1 июня) русские снова захватили Умео. Летом командование северным корпусом принял Каменский. Шведские войска под началом генерал Вреде попытались остановить нашу армию, и высадили в тылу наших войск десант, но были полностью разбиты Каменским. После этого шведы сдались. В августе начались переговоры, которые в сентябре завершились миром.
Как Финляндия стала «крепкой подушкой Петербурга»
5 (17) сентября 1809 года во Фридрихсгаме был подписан мирный договор. К Российской империи отошла вся Финляндия, часть шведской провинции Вестерботтен до реки Торнио, вся финляндская Лапландия и Аландские острова. Стокгольм обязался заключить мир с Парижем и присоединиться к континентальной блокаде Англии.
Таким образом, союз с Наполеоном оказался крайне плодотворным для России. К сожалению, император Александр Павлович не смог и не захотел его сохранить (в союзе с Наполеоном Россия вполне могла также захватить и Константинополь с проливами). Российская держава разгромила старого и упорного врага на севере (со шведами воевали со времен Древнерусского государства). Шведы больше не решались воевать с русскими. Вся Финляндия стала русской, Россия контролировала Финский залив, мы приобретали ряд важных опорных пунктов, таких как Свеаборг. Русская столица, которая всё XVIII столетие была под ударом Швеции (и её союзников) была защищена. Новые земли Российской империи получили широкую автономию на правах великого княжества. Государь Александр принял титул великого князя Финляндского и включил в императорский титул наименование «великий князь Финляндский». Финляндия, которая была диким захолустьем Шведского королевства, при русской власти расцвела, получила основы финской государственности.
Население Финляндии получило льготы, которые не могли присниться жителям русских губерний. Царь Александр I учредил ландтаг (парламент). Местное население не платило налогов в имперскую казну, не служило в русской армии. Таможенный контроль был ослаблен, что вело к значительным экономическим выгодам. Был учрежден Финский банк. Религиозных притеснений не было. Император Александр Второй сделал финнам царский подарок – передал Великому княжеству Финляндскому Выборгскую губернию, которая была присоединена к России при Петре Великом. Это щедрый жест имел затем печальные последствия для России, когда империя рухнула, а Финляндия обрела независимость. Русские цари наивно полагали, что население новых областей будет вечно им благодарно и сохранит навеки верность престолу. Сознательный отказ от активной интеграции и русификации присоединенных земель имел крайне негативные последствия для России. Финляндия станет в XX веке врагом России, заменив на этом фронте Швецию. Это приведет к трем войнам, когда финская верхушка попытается построить «Великую Финляндию» за счёт русских земель.
Зачем Финляндия была нужна России? Экономических выгод от неё не было, наоборот, одни траты. Это была неразвитая окраина Швеции, которая стала вполне процветающей областью только под властью русских царей. Налогов финны не платили. Более того, Россия потратила большие средства для развития Великого княжества. Ответ — в военно-стратегических интересах. Финляндия была необходима для обороны русской столицы и северо-западных рубежей империи. Финский залив – это ворота Петербурга. Южное побережье ровное и низменное, неудобное для строительства крепостей. Финское побережье — изрезанное, с множеством островов (шхеры). Там удобно возводить укрепления и береговые батареи. Там природа создала уникальный шхерный фарватер, по которому вражеские корабли разных классов могли пройти от Швеции и Кронштадту. Даже сильный русский флот, действовавший в Финском заливе, не мог перехватить вражеские корабли, не входя в шхеры. Неудивительно, что в 1810 году император Александр I заявил, что Финляндия должна стать «крепкой подушкой Петербурга».