Можно продолжить эту, времён связующую, нить и до брекзита, но сначала о заглавленной цели.
Бедственное положение населения стран, вошедших в 90-е в СНГ, во многом было обусловлено оффшоризацией их экономик. В бюджеты перечислялись копейки, а львиная часть добавленной стоимости (сиречь ВВП) уходила за рубеж, потому что любой, кто хотел прозрачно работать на конкурентных внутренних рынках был бы всё равно неконкурентоспособен с кипрским резидентом с которым, быть-может, учился в одной школе. Ибо на него, при прочих равных, и налоговая нагрузка меньше, и юристы ему дешевле обходятся при разных коллизиях, так как многие узлы разрубаются конституционной статьёй 15.4 и международным соглашением об избегании двойного налогообложения.
Такой порядок в бизнесе не мог не служить и развитию коррупции и госхищения, т.к. гарантировал красивую заграничную жизнь родне коррупционера даже в случае внезапного повторения 1917 или 1937 годов.
Международное соглашение с Кипром, который, как считается, был главным российским оффшором по крайней мере до середины нулевых, досталось РФ в наследство от СССР, который заключил его в 1982 году. В 1999-м РФ перезаключила новое соглашение с Кипром, но получилось что-то вроде редьки вместо народной специи. Вероятно, спустя годы к нему бы снова вернулись, но, внезапно, внешние "партнёрские" силы разгромили всё былое величие этого острова. Как говорится - само отвалилось.
Всего СССР заключил не менее девяти таких договоров:
- 1981 - Швеция
- 1982 - Кипр
- 1985 - Канада, Франция
- 1986 - Дания, Бельгия, Япония
- 1987 - Индия
- 1988 - Малайзия
Советские соглашения с Японией и Малайзией действуют и по сию пору. Всего у нашей страны в силе соглашения с 80 государствами, большинство из них были заключены в 90-е.
Связь с Хельсинскими соглашениями здесь простая - все советские соглашения с европейскими странами начинались со слов
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и Правительство [европейского государства], подтверждая свое стремление, в соответствии с Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, подписанным в Хельсинки 1 августа 1975 года, к развитию и углублению экономического, промышленного, научного, технического и культурного сотрудничества, и в целях избежания двойного налогообложения, согласились о нижеследующем.
Что там было в хельсинском Заключительном акте - мне уже не интересно. Я связь показал, дальше пусть историки копают, если им надо эту связь продолжить в прошлое. А мы, гео(био)политические детективы, привыкли смотреть в будущее, поэтому вернёмся к Кипру.
От СССР соглашение подписывал замминистра финансов Каменсков, который через два года умер, хотя ему было всего 54 года. Следующие договора заключались уже при новом курсе СССР.
В чём особенность Кипрского соглашения? Нет, не так. Для начала ответим на вопрос - чем отличаются советские соглашения от российских? Возьмём к примеру соглашение между РФ и Нидерландами , заключённое в 1996 году, статья 3 говорит
b) "Нидерланды" означает часть Королевства Нидерландов, которая расположена в Европе, а также его исключительную экономическую зону, определенную в его законодательстве с учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года;
c) "Российская Федерация" означает ее территорию, а также ее исключительную экономическую зону и континентальный шельф, определенные ее законодательством с учетом положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года;
И возьмём соглашение "СССР - Франция":
b) термин "СССР", употребляемый в географическом смысле, означает:
- территорию союзных республик, включая территориальные воды;
- морское дно и недра подводных районов, выходящих за пределы территориальных вод, в отношении которых СССР в соответствии с международным правом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки естественных богатств вышеуказанных районов. Однако имеется в виду, что этот термин включает такие районы только при условии, что лицо, имущество или деятельность, в отношении которых возникают вопросы налогообложения, связаны с такой разведкой или разработкой;
c) термин "Франция", употребляемый в географическом смысле, означает:
- территорию департаментов Французской Республики, включая территориальные воды;
- морское дно и недра подводных районов, выходящих за пределы территориальных вод, в отношении которых Французская Республика в соответствии с международным правом осуществляет суверенные права с целью разведки и разработки естественных богатств вышеуказанных районов. Однако имеется в виду, что этот термин включает такие районы только при условии, что лицо, имущество или деятельность, в отношении которых возникают вопросы налогообложения, связаны с такой разведкой или разработкой;
Разница в том, что российско-голландское соглашение отсекало заморские территории Нидерландов, которыми на момент заключения являлись: Аруба, Кюрасао и Сент-Мартин. А советско-французское не отсекало от Франции её заморские департаменты, которые у неё и в Карибском море, и в Индийском океане и в Тихом. Т.е. российские дипломаты более конкретны географически (хотя и ставят договор в зависимость от перемен в настроениях вышестоящих международных инстанций, таких как ООН).
А что касается кипрского соглашения - то в нём географией вообще не заморачивались. А зря. Когда Кипр получил независимость от Британии в 1960 году, то 3% от его территории - два клочка на побережье, остались за метрополией. Невозможность вернуть весь остров объяснялась необходимостью охранять Суэцкий канал и помогать июдеям, для чего нужны военные базы, хотя они смогли занять не более половины королевской территории.
В короткие сроки в молодом государстве вспыхнул межэтнический спектакль с дистанционно управляемыми клоунами и общество аборигенов было расколото пополам. Если кто-то из них и задумывался о временном статусе баз и территорий, то теперь их присутствие стало казаться пиплу весьма желательным. Зато юридический статус территории всего острова оказался весьма жидковатым (по крайней мере так кажется после бурно прошедшего процесса глобализации в годах 2000+15), что позволяло его делать избирательно-токсичным в международно-экономическом отношении.
Вот здесь мы и подходим к обещанному продолжению логической ниточки до брекзита. В Европе у Британии, кроме кипрских эксклавов и Гибралтара есть ещё три территории с весьма мутным статусом - "владение". Это острова Мэн, Гернси и Джерси. Первый находится посередине между Ирландией и Британией, в нём свой парламент и двуязычие (английский и мэнский). Другие два расположены у побережья французской Бретани.
Мутность их статуса заключается в том, что все эти острова не являются независимыми от государства, пока ещё входящего в ЕС, но при этом сами никогда в ЕС не входили.
Ну и что? - спросит читатель - Причём здесь брекзит? Собрались бы в Беловежье, хапнули по стопке, ударили по рукам, да и дело с концом.
Как что? Непросто же так про них в своё время забыли, эти островки отрастили себе нехилый избирательно-токсичный потенциал. Вот, например, всего лишь одна их пикантная особенность. Открываем прошлогодний квартальный бюллетень ирландского ЦБ и читаем в разделе посвящённому ретроцессии (перестрахованию) на странице 53 гордое оповещение:
Ирландия занимает четвёртое место в Европе по количеству зависимых страховых компаний после Гернси, Люксембурга и острова Мэн. [ по данным 2017]
Но это лишь верхушечка айсберга, о котором наконец-то догадался Макрон, о чём не замедлил сообщить на неделе.