Там, где горы, убегая,
В светлой тянутся дали,
Пресловутого Дуная
Льются вечные струи.
Месяц слушал, волны пели...
И, навесясь с гор крутых,
Замки рыцарей глядели
С сладким ужасом на них.
Федор Тютчев
Военные музеи Европы. Арсенал замка Ховбург в Вене или
Венский императорский арсенал — не единственное место в Австрии, где можно увидеть впечатляющую коллекцию рыцарских доспехов и всадников в доспехах, сидящих на одоспешенных конях. Есть еще и замок Амбрас в Инсбруке, в котором эрцгерцог Фердинанд II (1529–1595) разместил свои всемирно известные обширные коллекции, поместив их в Унтершлоссе (Нижнем замке), большом здании, построенном специально для музейных целей.
Еще одна «турнирная парочка». Бедняга слева получил такой силы удар, что выронил свое копье! (Замок Амбрас)
Панорама замка Амбрас в Инсбруке
«Оружие героев»
Основой коллекции Фердинанда была «Оружейная палата героев». Таким образом, эрцгерцог реализовал самую первую в
истории Европы систематическую презентацию артефактов, основанную на его новой идее методического сбора. Он дорожил оригинальными доспехами, которые принадлежали всем известным в его время личностям и прошлых веков, а также
оружием и портретами, и тратил на все это огромные деньги. Цель была самая благая: сохранить память об их деяниях и подчеркнуть ведущую историческую роль династии Габсбургов. Причем его коллекция насчитывала более 120 доспехов, в основном военачальников и лицам королевских домов. Восемь оригинальных высоких деревянных шкафов, заказанных по его эскизам, сохранились до сих пор и в них, как и раньше выставлены доспехи. Ну а собрав свою коллекцию, Фердинанд включил в число героев и себя.
Турнирный доспех Фердинанда II, ок.1580-1590 гг. (Замок Амбрас)
В замке Амбрас находится много совершенных турнирных доспехов. Вот этот турнирный доспех, показанный на фотографии, был изготовлен Якобом Топфом, который в период с 1575 по 1597 год был оружейником Фердинанда II. Помимо выполнения заказов эрцгерцога, он также производил серийные доспехи для арсенала. После его смерти мастерской управляла его вдова Анна, то есть, очевидно, что женщина во всем этом неплохо разбиралась! Был у него и брат, но к оружейному делу он был непричастен – довольно удивительное явление при тогдашней семейственности. Топфом была изготовлена из двенадцати доспехов, которые упоминаются в описях Амбраса в 1581/83 и 1596 годах. Согласно этим записям, доспехи производились не одномоментно, а в течение довольно продолжительного времени между 1580 и 1590 годами и в несколько этапов. Вес каждого доспеха был около 30 килограммов; особенно тяжелыми были шлем и кираса. Доспехи Якоба отличаются от доспехов его предшественника Мельхиора Пфайфера более округлыми формами, что особенно заметно на груди, шлеме и спине. Этим они также отличаются от очень стройных доспехов аугсбурской школы, например, мастера Антона Пеффенхаузера. Кроме того, шлем доспеха поразительно высок, а нижняя часть кирасы выкроена мыском. Еще одной особенностью работы Якоба была хорошо продуманное усиление левой стороны шлема и груди, а также перчатки для левой руки и защита ее верхней части. Якоба Топфа можно назвать последним великим придворным доспешником в Инсбруке; а его работы были вполне достойны того, чтобы конкурировать с доспехами таких его великих конкурентов, как тот же Антон Пеффенхаузер. Мастер Якоб Топф (родился в 1573 году в Инсбруке, умер в 1597 году в Инсбруке). Размеры доспеха: высота 170 см, плечи 73 см, талия 38 см.
Еще одно фото доспехов из замка Амбрас…
А это зал, в центре которого стоит конная фигура, облаченная в парадные доспехи эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529-1595), заказанные по случаю его свадьбы с Анной Катериной Гонзага в 1582 году. Мастер-оружейник: Якоб Топф (1573—1597 гг. Инсбрук). Материалы и технологии: «белое железо», травление, позолота, чернь, медь, подбивка бархатом, атлас, серебряная парча
Вот эта конная фигура в удивительно красивых доспехах, вот только к ним нет лат для ног!
Фердинанд принял эстафету коллекционирования доспехов от своих предков эрцгерцога Зигмунда (1427–1496) и императора Максимилиана I (1459–1519), так что зачин у него был более, чем солидный. А дальше… будучи на турнирах он объяснял их участникам, почему он желает купить их доспехи, и где они будут храниться, ну и те чаще всего соглашались. А потом себе на вырученные деньги заказывали новые. Так что интерес к подобным покупкам был обоюдный!
Один из залов Оружейной палаты замка Амбрас. Это уже эпоха Тридцатилетней войны
По сути дела, коллекция в замке Амбрас стала Второй Оружейной палатой Габсбургов, не считая той, что имелась у них в Вене. Да и сегодня – коллекция Вены это одно, а коллекция замка Амбрас – другое. И она, кстати, представляет Фердинанда как рачительного хозяина, умелого организатора и распорядителя придворных праздников и турниров. Он очень увлекался турнирами, которые год от года становились все безопаснее, поэтому-то в его коллекции так много именно турнирных доспехов, которые были шедеврами пражских и инсбрукских оружейников.
Турнирные доспехи из собрания замка Амбрас
На портретах, висящих по стенам, изображены известные командиры XVI века, чьи доспехи были выставлены в Оружейной палате Героев.
Этот всадник на коне хотя и не присутствует в Амбрасе, а находится в Вене, имеет, тем не менее к ее сокровищам самое прямое отношение. Потому, что на нем как раз надеты доспехи императора Максимилиан II (1527 — 1576), сына Фердинанда I. Это остаток еще одного гарнитура, от которого сохранился круглый щит и несколько частей доспеха, которые находятся в коллекции князей Чарторыйских в Национальном музее в Кракове. Тонкий рисунок рифления соответствует вкусам Максимилиана II – любителя тонкой плиссированной одежды. Изготовлен мастером Дизедерием Хельмшмидом (1513 — 1579, Аугсбург) около 1557 года
Зато в Амбрасе есть вот такая необычная экспозиция. Это деревянная скульптура высотой более 2,60 м в оригинальном костюме и доспехах ландскнехта, а также доспехи для мальчиков всегда привлекает внимание посетителей своей театральной постановкой. Фигура изображает фермера Бартоломео Бона из Ривы близ Тренто в Италии, о жизни которого известно только одно: он был телохранителем племянников эрцгерцога Фердинанда II. Считается, что на этом изображении можно увидеть признаки опухоли гипофиза, что, вероятно, и вызвало этот гигантизм. Сами доспехи для него задокументированы в описи за 1581/83 годы. Доспехи для мальчиков были сделаны в 1575 году. Предположительно, эти доспехи — работа пражской придворной мастерской, основанной эрцгерцогом Фердинандом под руководством его придворного мастера Мельхиора Пфайффера. Доспехи для мальчиков принадлежали сыновьям Фердинанда, Андреасу и Карлу и должны были использоваться как для конных турниров, так и для пеших. В настоящее время не экспонируются. Изготовитель: Мельхиор Пфайффер. Изготовитель доспехов для мальчиков: Якоб Топф (1573—1597 гг., Инсбрук)
Первый по счету зал Оружейной палаты замка Амбрас. Но в данном случае внимание нужно обратить не на всадников справа, а на деревянные шкафы слева. Они были сделаны по личным эскизам Фердинанда II и представляют собой немалую ценность
В одном из этих шкафов (в шкафу №5) выставлен и вот этот интересный доспех в три четверти (или дротиковый доспех, как его называли в Англии), который, скорее всего, был сделана доспешником Мельхиором Пфайффером, для венгерской кампании Фердинанда II 1556 года, и работавшим при дворе в Праге. Шлем представляет собой бургиньот, что типично для таких доспехов, а наголенники заменялись кожаными ботфортами. Шарф — современная копия 1984 года. Принадлежал эрцгерцогу Фердинанду II, сыну Фердинанда I (1529 — 1595). Изготовитель: Мельхиор Пфайффер.
«Турецкая палата»
Отметим, что XVI век был эпохой жесточайшего противостояния Европы и Азии, в лице которой выступала османская Турция. Ее войска захватили всю Грецию и территории многих европейских государств севернее Балкан, и угрожали даже самой Вене. Войны с турками шли непрерывно. В ходе боевых столкновений захватывались многочисленные трофеи, так что нет ничего удивительного, что Фердинанд создал у себя в замке еще и специальную Тюркенкаммер («Турецкую палату»), в которой выставил турецкие доспехи и оружие. Коллекция «Turcica», которую собирал Фердинанд, соответствовала «турецкой моде», которую очень любили именно в XVI веке.
Шлем-шишак в турецком стиле императора Фердинанда II из замка Амбрас.
Турецкое оружие в экспозиции замка Амбрас
Турецкий щит из ивовых прутьев. Каждый щит оплетем разноцветными нитками, и сшит с другими. Под оплетенными прутьями находится второй слой, затем кожаная прокладка, обшитая бархатом подушка под руку и два ремешка-гужа. Сверху кованый металлический умбон. Диаметр 65 см
Османская «броня», стрелы и колчаны, сабли, щиты и шлемы, седла и навершия знамен – все это и многое другое попало сюда в качестве дипломатических подарков или как добыча с поля брани. И опять-таки все это было еще и напоминанием о победах над османами, которых тогда очень боялись, и которые распространили свою территорию до самых границ королевства Габсбургов. И опять-таки… боялись, но копировали, наряжались «турками» для участия в костюмированных турнирах, заказывали себе доспехи по образцу турецких. Есть в экспозиции и оружие и доспехи Тридцатилетней войны (1618-1648), но о них мы расскажем как-нибудь в другой раз…
P. S. Закончить тему «всадников и коней» хотелось бы вот этим потрясающим фото совершенно фантастического конского доспеха, принадлежавшего сразу двум монархам – отцу и сыну. Это конский доспех для коня императора Фридриха III (Аугсбург, 1477), дополненный рядом деталей при императоре Максимилиане I (Инсбрук, 1514). Зал II (Венский императорский арсенал). Владельцы: император Фридрих III (1415 — 1493), император Максимилиан I (1459 — 1519). Мастера: Лоренц Хельмшмид (ок. 1445, умер 1515/16, Аугсбург), Конрад Зойзенхофер, (родился в 1504 году — умер в 1517 году, Инсбрук). Материалы: полированное железо, частично вороненое, чернь в гравировке, частичное золочение, золоченая латунь, кожа