Ранние славяне и готы
Готы, или, точнее, готские племена, в I–II в. н. э. направились из района Скандзы (Скандинавии) в восточную Европу, как пишет Иордан, единственный источник по данным событиям.
Они прибыли в «Скифию», в область Ойум (Oium), земли, про которые «говорят, что та местность замкнута, окружена болотами и омутами». Возникает вопрос, а что такое эта Ойума? Одни исследователи считают, что если она расположена в «Скифии», то значит, это и есть степи Причерноморья. Другие считают, что «Скифия» — это, грубо говоря, вся Восточная Европа, а ее пограничная река, по Иордану, который опирался на античную традицию, — Вистула или Висла. Откуда и начался поход готов. Готы попадают в район на границе «Скифии» — на реке Вистуле или Висле. «Скифия» — не степи Причерноморья, а обозначение Восточной Европы. Они попадают на территорию, ограниченную рекой Вистулой и «болотами и омутами», что соответствует району Польского Поморья: на севере расположены Наревские болота, на востоке — Пинские (Беларусь), на западе — Любельщина (Польша). Готская Aujom (Oium) — это земля, окруженная водой, водяная местность.
Иордан пишет, что готы здесь сразились и победили некий народ спали [spali], но на этой территории, по данным археологии, обитали именно ранние славяне. Слово «спали» устойчиво связывают с «исполином». А Прокопий Кесарийский писал, что изначально славяне назывались «спорами», объясняя это тем, что они сильно рассеяны по земле. Исследователи труда Иордана предполагают, что речь идёт об одном и том же народе — славянах.
Интересно, что литовцы называли своих южных соседей (белорусов) гутами (gudas) или… готами. Понять это наименование возможно, если учесть тот факт, что предками исторической литвы были южные соседи, находившиеся под главенством готов, которые покорили территорию Мазовии, Подлясья (район современного города Белосток) и Волыни. Это произошло во второй половине II века н. э.
Готы захватили земли на Висле, что привело к оттоку части местного населения на юг. Следует отметить, что эта территория (пшеворская археологическая культура) была населена славянами при наличии и германского элемента.
Сами же готы не задержались здесь, а небольшими вначале группами также двинулись на юг, увлекая в своё движение другие племена, находящиеся на их пути.
Пшеворская кульура и направления миграции готов к Чёрному морю. Источник: Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. М., 2005
По данным археологии, эта миграция выглядела следующим образом. Вестготы были в составе первой волны, они заняли на юге территорию по правому течению Днестра (Трул) — земли гетов-даков, в конце II в., отсюда, возможно, и
история Иордана получила названия «История гетов». Уже в начале III века воинственные готы появляются в Нижнем Подунавье, а в 242 г. они уже воют на стороне римлян против сасанидского Ирана.
Остроготы шли за ними. Часть присоединилась к вестготам, а другие расселились на пути следования, большие массы оказались на нижнем течении Днепра, вероятно, вплоть до Азовского моря.
Черняховская археологическая культура
В это время, как указывают археологические источники, на территории Восточной Европы формируется черняховская археологическая культура (по селу Черняхов в Среднем Поднепровье).
«В максимальных границах культура охватывает огромную территорию — от Северского Донца на северо-востоке до Дуная на юго-западе от верховьев Буга и притоков Припяти на северо-западе до нижнего Днепра на юго-востоке. Наиболее насыщенные памятниками области — Среднее Поднепровье, верхнее и среднее течение Южного Буга, междуречье Днестра и Прута, Северное Причерноморье, Надпорожье. Относительно редки памятники на левобережье Днепра, а также в степной полосе, разделяющей Среднее Поднепровье и Северное Причерноморье».
Кто участвовал в формировании этой культуры?
По данному вопросу есть разные, иногда диаметрально противоположные, мнения.
Во-первых, это теория, предполагающая, что эта культура принадлежит обитавшим здесь предкам славян.
Во-вторых, ряд исследователей указывают на ключевую роль германского элемента.
Первая упирается в проблему предшествующей, в районе Среднего Приднепровья, Посемье, Припяти — зарубинецкой культуры. Опять же, одни историки считают её раннеславянской, близкой пшеворской культуре, другие связывают её с балтами. Есть мнение, что носители этой культуры в языковом плане занимали промежуточное положение между славянами и западными балтами.
Наконечники копий. Могильник Чаплин. Зарубинецкая археологическая культура. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора
С другой стороны, невзирая на этническую принадлежность, одни считают, что она стала составной частью формирующейся Черняховской культуры, другие указывают на временной лаг в сто лет между исчезновением носителей первой и появлением носителей второй культуры.
Южный ареал степей и лесостепей занимали сарматские и позднескифские племена.
Сармат. II–III вв. ГЭ. С-Петербург. Россия. Фото автора
Другие исследователи считают, что черняховская культура формируется на базе сарматского субстракта, посредством его ассимиляции славянами, при участии в формировании этой культуры балтов и германцев.
Продвижение в этот район славян (пшеворская культура) вместе или одновременно с германскими племенами (вельбарская культура) создали предпосылки для формирования её.
Многие исследователи не видят генетической связи между черняховской культурой и генезисом восточных славян.
Для интересующихся деталями этой проблемы я рекомендую приведённую в конец статьи литературу.
Ареал этой культуры огромный, в различных частях преобладали разные этнические элементы, но говорить о полном преобладании германского элемента в этом процессе на всей территории не приходится. Впрочем, следует отметить, что данный вопрос из-за специфики источников (данных археологии) остаётся открытым. Если верить дошедшим до нас письменным источникам, то племена германцев, славян и сарматов, проживали отдельно и компактно. О чём ниже.
Таким образом, в формировании черняховской культуры участвовали сарматы, славяне, германцы, балты и, на периферии, даже фракийцы.
Продвигающиеся сюда массы германцев и славян ассимилируют автохтонное население. О движении сюда готов пишет Иордан. Особенно интенсивно происходит процесс этот в среднем и нижнем Приднепровье, где пришельцами поглощаются некогда воинственные кочевые сармато-иранские группы.
В свое время появление всадников сарматов в Восточной Европе и на границах Рима произвело существенные изменения в военном деле империи. Были созданы подразделения всадников копьеносцев в чешуйчатых доспехах. Всадники стали использовать двуручные копья (контас), мечи с кольцом, петлю для портупеи на ножнах меча, в армии появился составной шлем, который станет господствующим в Европе на протяжении, как минимум, шести веков. От сарматов римское войско получило знамя-дракон. Очевидно, что оказали они влияние и на военное дело оседлого лесного населения юга-востока Восточной Европы.
Сарматы обитали на этой территории в лесостепной части Восточной Европы с I–II века. Каковы же причины ассимиляции?
Сарматы находились в процессе оседания на землю, хотя военные кочевые навыки сохраняются, скорее всего, сарматское и позднескифское население было немногочисленным, по сравнению со славянами, о чём писал Иордан:
«…от истока реки Вистулы на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами».
Археологи и филологи подчеркивают, что поглощение славянами иранского компонента происходит только в рамках Черняховской археологической культуры. Исследователи отмечают, что именно в этот период происходит интенсивные контакты славянского населения с носителями иранского компонента (сарматами и аланами), но контакты с сарматами, о которых упоминал Тацит, начались ранее.
В это же время появился этноним „хорват“, сравнимый с „сармат“. Это слово традиционно возводится к иранской лексеме хыrvаtъ со значением „стеречь“, „страж скота“. Слово „серб“, „север“ некоторые исследователи относят к иранскому заимствованию, так же и термин „русь“, который соотносится с понятиями: светлый (осетинский), сияние (персидский).
В эту эпоху были заимствованы божества из пантерона восточных славян Хорс и Симаргл, а также украинский Вий, который восходит к иранскому богу войны, ветра, мести и смерти.
Славяне узнают слова „власть, дань“. Они знакомятся с тактикой и вооружением степных воинов, „системой управления“ кочевых племён, что способствовало накоплению военных навыков славянскими племенами и родами.
Части защитного снаряжения сарматов. II–III вв. ГЭ. С-Петербург. Россия. Фото автора
Параллельно с развитием черняховской археологической культуры идёт отдельный процесс формирования славянской общности на её южной границе (от среднего течения Днепра, в междуречье Днепра и Днестра).
Итак, черняховская культура была единой (условно единой) в материальном плане, но принадлежала носителям разных языковых групп.
«Государство» Германариха
Готы (остготы), поселившиеся на землях по среднему и нижнему течению Днепра, на его правом берегу, жили отдельными племенами и не пытались объединиться. Но в это время на востоке появилась новая угроза. Несмотря на то, что древние историки рассказывают о внезапном вторжении кочевников на территорию Восточной Европы, совершено очевидно, что этому нападению предшествовали сообщения от бежавших от гуннов аланов и прочих ираноговорящих этносов. Именно под воздействием этих внешних факторов начался процесс объединения племен этого региона готским королем Германарихом или Эрманарихом.
Иордан, автор VI века, с целью восхваления королевского готского рода Амалов, к которому и принадлежал Германарих, „расширил“ количество покорённых им племён, возможно, на основании какого-нибудь римского „Дорожника“. Возможно, перечисленные народы и племена входили в сферу влияния готов на разных этапах их продвижения с севера на юг, но говорить о „государстве Германариха“ от Балтики до Чёрного моря и от Карпат до Азовского моря совершенно не приходится.
Германарих, разгромив племенной союз своих серьёзных конкурентов эрулов или герулов, которые, по данным Иордана, обитали у Азовского моря (Меотиды), начал борьбу со славянами. Как пишет наш источник:
«…хотя и были достойны презрения из-за [слабости их]
оружия, были, однако могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться».
Борьба эта была связана с формированием у славян первого политического объединения, вошедшего в историю как „государство антов“. Иордан пишет о том, что Германарих начал войну против венедов. Итак, они были разбиты и вошли в „союз“ Германариха. [„Getica“ 119].
Интересно, что, с одной стороны, мы видим единую археологическую черняховскую культуру, объединяющую всех обитателей раннего государственного образования готов, с другой стороны, наличие разноэтнических компонентов свидетельствует о крайней неустойчивости его в военном отношении.
Объединение это, как можно предположить, шло достаточно напряжённо. В ходе него и произошёл эпизод, когда Германарих казнил свою жену Сунильду. из племени Росомонов, в отместку, её братья тяжело ранили короля. [„Getica“ 129]. Росомоны — племя, о котором можно говорить лишь гипотетически, ни каких надежных известий о нём нет. Возможно, оно было непосредственным членом „государства Германариха“.
В таких непростых для готского племенного союза условиях гунны начали вторжение на территорию „государства Германариха“.
Гунны в Европе. V в. Рис. Ангуса Мак-Брайда. Изд. „Оспрей“
Остготы, скорее всего, не поддержанные другими племенами и объединениями из „государства Германариха“, были разбиты. В подчинение гуннам попали все племена, включая славян, обитавшие в этой части Восточной Европы. Население черняховской культуры было подвергнуто разгрому. Вот что пишет Аммиан Марцеллин:
«И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничат с гревтунгами и обычно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрменриха, весьма воинственного царя, которого страшились соседние народы, из-за его многочисленных и разнообразных военных подвигов. Пораженный силой этой внезапной бури, Эрменрих в течение долгого времени старался дать им решительный отпор и отбиться от них; но так как молва все более усиливала ужас надвинувшихся бедствий, то он положил конец страху перед великими опасностями добровольной смертью».
Всадник. V в. Брянск. ГИМ. Москва. Россия. Фото автора
Славяне: первый племенной союз
Когда основная масса гуннов двинулась на территорию средней и западной Европы, вовлекая в этот поток и местное население, вероятно, их власть в лесостепях Восточной Европы несколько ослабла, этим решили воспользоваться остготы под предводительском Витимира (Аммиан Марцеллин) или Винитария (Иордан) из рода Амала [Vinithario tamen Amalo]. Эти события происходят в конце IV в. или самом начале V в.
Оставаясь в подчинении гуннов, он решил восстановить власть готов над славянами, именуемыми антами, а возможно, и вернуть гегемонию готов в Причерноморье. Но на начальном этапе потерпел поражение.
Таким образом, славянские племена и группы начинают объединяться в единый племенной союз. Территория обитания антов в рассматриваемый период лесостепная территория от Днестра до Днепра, а массовая концентрация наблюдалась на правобережье Днепра.
Анты [греч. Ἅνται-, Antae] — этимология термина спорная, один из вариантов из др. индийского anta- конец, край, по аналогии с „Украиной“ — окраиной, возможно, наименование возникло в период контактов с сарматами. Существует мнение, что это самоназвание аланских или сарматско-скифских племён, от сюда, например, известное племя роксалланов. Называли ли себя таким именем славяне этих районов — большой вопрос, германцы продолжали именовать их венетами, о чем свидетельствует имя Винитарий.
Добившись победы, Винитарий распял короля антов Божа, его сыновей и семьдесят старейшин, „для устрашения, чтобы трупы распятых удвоили страх покорённых“ [„Getica“ 247].
Историки по-разному смотрят на эти события, описанные в легенде, очевидно, дошедшей до Иордана в виде устного сказания. Автор чётко указывал на войну готов с антами-венетами (славянами), поэтому вряд ли уместна гипотеза о столкновениях готов с антами-аланами.
Анты выступают здесь как союз племён, который находился под верховным покровительством вначале готов, а затем гуннов, постепенно набирающих силу. Более того, в легенде указано на систему власти славян, где есть старейшины и вождь союза, rех Бож.
Его имя берёт начало в славянской языковой среде, и связанно с термином „вождь“ (вож / бож).
В то время как само имя Винитария заставляет предположить, что это не имя собственное, хотя оно встречается и позднее, в Раннем Средневековье, а наименование победителя славян-венедов: Винитарий — готский язык- Vinithaharjis — победитель венетов, а имя его Витимир.
Попытка же Витимира или Винитария сбросить власть гуннов и вернуть себе гегемонию в Восточной Европе не увенчалась успехом. Аммиан Марцеллин писал, что он сражался с аланами, наняв против них какое-то гуннское племя. Но был убит в сражении на реке Эрак, предположительно Днепре, гунны вернули себе власть над всеми племенами Причерноморья, включая антов.
Идет непростая борьба различных племенных союзов за гегемонию в степях и лесостепях Восточной Европы.
Археологические источники показывают, что междуречье Днестра и Днепра продолжает заселяться славянами-антами, возникает и начинает формироваться новая пеньковская археологическая культура, значительно уступавшая черняховской.
Её носители охватывают не только вышеописанную территорию, но расширяют свой ареал на восток, вплоть до Поволжья, и на запад — до Дуная. Отличительной чертой этой культуры было ношение женщинами одной пальчатой фибулы, фибул, изготовляемых на местах и созданных под воздействием германских (готских) пальчатых фибул, но с характерными особенностями. Эти фибулы не были свойственны всему славянскому миру, а принадлежали лишь антам.
Начался период великого переселения или движения на юг славян.
Продолжение следует…Источники и литература:
Аммиан Марцеллин. История. Пер. Ю. В. Кулаковского и А. И. Сонни. Вступ. статья Л. Ю. Лукомского. СПб., 2000.
Иордан. О происхождении и деянии гетов. Перевод Е. Ч. Скржинской. СПб., 1997.
Нидерле Л. Славянские древности, М., 2013.
Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988.
Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование. М., 2005.
Славяне и их соседи. В конце I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э. Под редакцией Б. А. Рыбакова. М., 1993.
Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян М., 1979.
Вернадский Г. В. Древняя Русь. Тверь, Москва, 1996.
Хервиг Вольфрам. Готы. От истоков до середины VI века. Перевод с немецкого Б. Миловидов, М. Щукин. СПб., 2003.
Shmidt L. Geschichte der deutschen.Stämme bis zum Ausgang der Völkerwanderung. Die Ostegermanen. München. 1934.