Вроде бы хорошее дело: перевоспитание молодых, еще не "конченых" преступников. Начали большевики хорошо, ну, а чем закончили, вы узнаете в конце статьи. Но догадаться можно сразу.
После Гражданской войны в стране была дикая преступность, особенно детская. Беспризорники могли убить любого за кусок хлеба. В 1924 году на территории нынешнего города Королева по инициативе Дзержинского открылась Болшевская трудовая коммуна № 1. Она должна была стать, по замыслу власти, образцом для целой сети подобных учреждений, где бы перевоспитывали молодых преступников. Кстати, таких коммун в то время открывалось множество, но после серии тяжких преступлений "коммунаров", они сразу закрывались. Главным отличием Болшевской коммуны от других стало то, что ее курировали очень высокие лица в большевистской иерархии: Дзержинский, а позже Ягода. Главным организатором, а позже и начальником коммуны стал сотрудник ОГПУ Матвей Погребинский. На фото - он и эмблема Большевской коммуны.
Воспитывать решили упорным трудом и очень надеялись выйти на самоокупаемость. На первых порах в коммуне открыли всего две небольшие мастерские – столярная, в которой изо дня в день делали табуретки, и сапожная (в ней изготовлялась спортивная обувь). В 1930 году на базе обувного производства открылась полноценная обувная фабрика, а в 1931 году – цех по производству спортинвентаря. Достаточно быстро освоили производство коньков, спортивной одежды и прочих товаров, имеющих отношение к здоровому образу жизни.
Сотрудники ОГПУ по указанию руководства лазили по подворотням, чердакам, вокзалам, рынкам и канализационным коллекторам, выискивая новых коммунаров.
Денег на образцовую коммуну не жалели. К Болшеву приписали двух известных советских архитекторов – А. Лангмана и Л. Чериковера. В популярном тогда конструктивистском стиле они возводили корпус за корпусом. На главной улице – естественно, имени Дзержинского – появлялись фабрика-кухня, стадион, учебный комбинат, больница, общежития, жилые дома, магазин. О Болшевской коммуне № 1 был снят популярный фильм «Путевка в жизнь», который стал первым в СССР звуковым фильмом. В основу сценария легла книга Погребинского «Фабрика людей» (1929). Одну из главных ролей исполнил Йыван Кырла — марийский актер, который был осужден в 1937 году на 10 лет и погиб в лагере в 1943. Рина Зеленая и Георгий Жженов (8 лет лагерей по обвинению в шпионаже) дебютировали здесь в эпизодических ролях.
Занятия коммунаров возле здания учебного комбината
Постепенно вырастал целый поселок. В Болшево приезжал Бернард Шоу – интересовался. Немецкая писательница Елена Кербер выпустила объемный очерк под названием «Как советская Россия борется с преступностью», в котором Болшеву была посвящена отдельная глава. Лауреат Нобелевской премии французский писатель Андре Жид посвятил коммуне главу «Болшево» в книге «Возращение из СССР». Неоднократно коммунаров навещал Максим Горький, который принимал личное участие в судьбе многих коммунаров, например, художника В. Н. Маслова. Горький подарил коммуне библиотеку из 3 000 томов.
В 1931 году коммунарская газета сообщала: «Под дружный хохот коммунаров, были сброшены в 1931 году купола Костинской церкви. В облаке пыли, в грохоте падающих от ударов ломами кирпичей умирало еще одно из средств эксплуатации, еще одно из наследий капитализма. А внутри здания лихорадочно кипела работа. Нужно было к 14-й годовщине Октябрьской революции установить и произвести монтаж радиоузла трудовой коммуны».
Храм в Костино до разрушения и радиоузел, выстроенный на его месте.
Местный храм, как мог, сопротивлялся. Та же самая газеты сообщала годом позже: «В 1932 году, к дню 8-летия коммуны, решено было изменить архитектурные очертания бывшей церкви. Снова закипела работа, но в самом разгаре центральный купол, тяжестью в несколько сот тысяч килограмм, провалился внутрь здания, снес мастерскую второго этажа вниз, в студию, превратив радиоузел в груду развалин. Но сердце радиоузла (аппаратная) осталась невредимой и снова, под руководством энтузиаста Андрианова, те же члены коммуны упорно как муравьи, камень за камнем стали растаскивать нагромождение».
Со временем число коммунаров зашкалило за 4 000 человек. А в 1937 году коммуну закрыли, арестовав сотни сотрудников и коммунаров. Прямо из родного Болшева они были направлены в гулаговские коридоры и камеры, где их постигла та или иная незавидная участь. Это шла массовая зачистка всех, кто имел какое-то отношение к репрессированному главе НКВД Генриху Ягоде. Друг Ягоды - начальник коммуны Матвей Погребинский, - прекрасно понимая, к чему идет дело, покончил собой. 30 декабря 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности "тройкой" НКВД по Московской области был приговорён к расстрелу воспитанник коммуны художник Василий Маслов. 2 января 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. Вскоре вышел приказ о ликвидации всех трудовых коммун на территории СССР.
Упоминавшаяся «Костинская церковь» – храм Рождества Пресвятой Богородицы - окончательно снесли только в 1955 году. После краха коммунистической системы Храм Рождества Богородицы в Костино был восстановлен и там ведется регулярное богослужение.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+