Смута. 1919 год. Смута в Крыму происходила не менее «зажигательно», чем в Малороссии и Новороссии. В частности, Крым, как и Малая Россия, пережил смену нескольких «правительств», которые часто имели весьма формальную власть на полуострове.
«Красная опричнина»
Первыми свою власть в Крыму установили большевики, которые имели здесь мощную опору – революционных матросов Черноморского флота. Антисоветский элемент в Крыму был слабым. Офицеры в своей массе были «вне политики» и не смогли даже защитить себя, когда начались вспышки «красного террора». Беженцы перебирались на полуостров не для того, чтобы воевать, а чтобы отсидеться. Сильного националистического элемента – украинского и крымско-татарского, не было, националистам для активизации нужен был сильный внешний покровитель.
«Красная опричнина» в Крыму, как назвал ее генерал Деникин, оставила тяжелую память. Русская смута была страшным, кровавым периодом. Революционные матросы истребляли «контру», в основном морских офицеров и членов их семей, и прочих «буржуев». Моряки устанавливали советскую власть по схожему сценарию: корабли подходили к приморскому городу и под дулами орудий давили любое сопротивление местных или татарских властей. Так были взяты Ялта, Феодосия, Евпатория, Керчь и Симферополь, где обосновалось татарское автономное «правительство». Здесь под нож вместе с «буржуями» пустили и татарских националистов.
При этом не стоит обвинять во всём большевиков. В смуту наверх выбрасывает различную криминальную нечисть, которая старается «перекраситься» под победителей, получить власть и грабить, насиловать и убивать на «законных» (с мандатом) основаниях. Кроме того, сильные позиции в это время получили анархисты. Они называли себя большевиками – буйная солдатско-матросская вольница, уголовный элемент. Но дисциплины, порядка не признавали, желали жить вольно. В итоге большевикам, по мере наведения порядка в стране и создания советской государственности, пришлось давить и этих анархистов, смутьянов и уголовников.
Германская оккупация
Красные продержались в Крыму недолго. После Брестского мира австро-германские войска оккупировали Малороссию, Донбасс и Крым. В апреле — мае 1918 года германские оккупационные силы под командованием генерала Коша (три пехотные дивизии и конная бригада) без сопротивления заняли полуостров. Одновременно по всему полуострову подняли восстание крымские татары. Часть членов правительства Тавриды во главе с Слуцким были захвачены татарскими сепаратистами в районе Алупки и расстреляны.
Немцы заняли Крым из стратегических соображений и по праву сильного (в соответствии с условиями Брестского мира Крым принадлежал Советской России). Им нужен был Севастополь, чтобы контролировать коммуникации на Чёрном море. Также они надеялись захватить русский флот. Поэтому, когда «украинские» войска во главе с Болбочаном попытались опередить немцев и захватить Крым, Черноморский флот, то германцы быстро поставили их на место. Не обратили внимания немцы и на попытки советского правительства остановить их продвижение в Крым дипломатическим путем. Они просто «мимоходом слопали» Крым» (выражение Ленина).
Севастопольская крепость была второй по мощи в России, с многочисленной артиллерией. Даже без поддержки флота она могла драться много месяцев. А при наличии Черноморского флота, имевшего полное превосходство в море, германцы никогда бы не смогли взять Севастополь. Однако его некому было оборонять. Революционные солдаты и матросы в это время полностью разложились, с удовольствием били и грабили «буржуев», а воевать не желали. На кораблях почти не осталось офицеров, и они быстро пришли в небоеспособное состояние. Вопрос был в том куда бежать или как договориться с германцами. Большевики хотели увести флот в Новороссийск, а украинские националисты договориться с немцами. Большевики назначали адмирала Саблина командующим флотом и увели корабли в Новороссийск. Часть флота была оставлена в Севастополе – в основном эти корабли не были укомплектованы личным составом или их экипажи не решились уйти. Корабли ушли вовремя. В ночь на 1 мая перед Севастополем заняли позицию германско-турецкие корабли. 1 (14) мая немцы заняли Севастополь. Город пал без боя. Ядро Черноморского флота успешно добралось до Новороссийска. Но здесь в условиях неизбежности захвата их немцами, отсутствия материальной базы и возможности дать бой, корабли в итоге утопили (
"Погибаю, но не сдаюсь". Как погиб Черноморский флот). Часть кораблей во главе с линкором «Воля» вернулись в Севастополь и были захвачены германцами.
3-4 мая 1918 года немцы подняли свои флаги на русских кораблях, которые остались в Севастополе: 6 броненосцев, 2 крейсера, 12 эсминцев, 5 плавучих баз и ряд других малых кораблей и подводных лодок. Также немцы захватили ряд крупных торговых судов. Добыча была огромной – корабли были в целом исправными (машинные отделения и артиллерия не были уничтожены), все запасы флота, артиллерия крепости, боеприпасы, стратегические материалы, продовольствие и т. д. Германцы назначили капитана 1-го ранга Михаила Остроградского командующий Украинским флотом в Севастополе. Но никакой реальной власти ни Остроградский, ни сама «украинская держава» (державшаяся на германских штыках и в самой Малороссии) в Севастополе не имели. Всем распоряжался германский адмирал Гопман. Германцы спокойно грабили как казенное, так и частное имущество в Севастополе. Вскоре немцы передали туркам крейсер «Прут» (бывший «Меджидие»), его увели в Константинополь. Захватили плавмастерскую «Кронштадт», крейсер «Память Меркурия» сделали своей казармой. В боевой состав немцы успели ввести несколько эсминцев, подводных лодок и малых судов.
Германская оккупация Крыма
Попытка возрождения Крымского ханства
Более никаких интересов в Крыму, кроме базы и кораблей в Севастополе, у немцев не было. Второй рейх шёл к своему краху и не мог установить полноценный оккупационный режим. Главными задачами был грабеж и вывоз ценных материалов и продовольствия. Солдаты отправляли посылки с продовольствием в Германию, командование – целые эшелоны с награбленным добром. Ключи от магазинов, складов и мастерских Севастопольского порта находились у германских офицеров, и они забирали всё что пожелают. Поэтому германцы в местную жизнь почти не вмешивались и разрешили работу Крымского краевого правительства во главе с Матвеем Сулькевичем. Генерал-лейтенант Сулькевич командовал дивизией и корпусом в годы мировой войны. При Временном правительстве он должен был возглавить Мусульманский корпус. Сулькевич придерживался консервативных взглядов, был убежденным противником большевиков, поэтому его фигура и была одобрена немцами. Германцы были уверены, что генерал обеспечит на полуострове порядок и спокойствие, не доставит проблем.
Правительство Сулькевича ориентировалось на Германию и Турцию, планировало созвать Крымский курултай (учредительное собрание) и провозгласить создание Крымско-татарского государства под протекторатом турок и немцев. Сам Сулькевич выпрашивал у германского кайзера Вильгельма II титул хана. Однако Берлин не поддержал идею независимости Крыма. Германскому правительству в это время было не до проблем Симферополя. Этот вопрос откладывали до лучших времен. При этом Берлину было выгодно существование двух марионеточных режимов в Симферополе и Киеве («разделяй и властвуй!»). Киев успокаивали тем, что вскоре все его территориальные притязания будут удовлетворены. А Симферополю обещали защиту от притязаний украинского правительства.
Парад немецких оккупационных войск в Крыму, лето 1918 года.
Крымское правительство враждовало с Центральной радой и режимом Скоропадского (другими марионетками немцев), которые пытались подчинить Крым Киеву. Генерал Скоропадский хорошо понимал экономическое и стратегическое значение полуострова для Украины. Он отмечал, что «Украина же не может жить, не владея Крымом, это будет какое-то туловище без ног». Однако без поддержки германцев Киев не смог занять Крымский полуостров. Летом 1918 года Киев начал экономическую войну против Крыма, все товары, которые шли на полуостров реквизировались. В результате этой блокады Крым лишился хлеба, а Малороссия – фруктов. Продовольственная ситуация на полуострове значительно ухудшилась, в Севастополе и Симферополе пришлось ввести продовольственные карточки. Крым не мог самостоятельно прокормить своё население. Но правительство Сулькевича упорно стояло на позиции независимости.
Переговоры Симферополя и Киева осенью 1918 года к успеху не привели. Симферополь предлагал основное внимание уделить экономическим вопросам, а для Киева важнее были вопросы политические, в первую очередь — условия присоединения Крыма к Украине. Киев предлагал широкую автономию, Симферополь – федеративный союз и двухсторонний договор. В результате украинская сторона прервала переговоры, договориться не удалось.
Крымское правительство уделяло большое внимание внешним знакам независимости. Приняли свой герб и флаг. Государственным языком считался русский, при равенстве с татарским и немецким. Планировался выпуск собственных денежных знаков. Сулькевич ставил задачу создания собственной армии, но она не была реализована. Крым не проводил украинизацию, всячески подчёркивая свою обособленность от Украины.
Стоит отметить, что правительство в Симферополе не имело массовой поддержки в самом Крыму, не имело кадровой базы. Оно пользовалось симпатией только татарской интеллигенции, чего было явно мало. Многочисленные беженцы из центральных областей России – офицеры, чиновники, политики, общественные деятели и представители буржуазии, были к правительству Сулькевича равнодушны или холодны, так как Крымское правительство держалось на немецких штыках и пыталось отделиться от России. Таким образом, прогерманское правительство Сулькевича было просто вывеской небольшой группы людей, не имевшей широкой поддержке в народе. Поэтому оно просуществовало ровно до того момента как немцы ушли из Крыма.
Тем временем немцы осуществляли разграбление Крыма, массовый вывоз продовольствия. Также грабили запасы Черноморского флота и Севастопольской крепости. После Ноябрьской революции в Германии немцы быстро собрались и ушли. Очевидец их ухода, князь В. Оболенский писал, что германцы быстро утратили свою хваленую дисциплину и, вступив весной в Крым церемониальным маршем, уходили осенью, «лузгая семечки».
Глава крымского правительства Матвей Александрович Сулькевич (1865-1920)
Второе Крымское краевое правительство
В октябре 1918 года кадеты, заручившись предварительно поддержкой немцев, приняло решение о замене правительства Сулькевича. Кадеты опасались, что в условиях эвакуации германской армии, в Крым вернутся большевики, также существовала угроза сепаратизма. Главной нового правительства видели кадета Соломона Крыма. При этом местные кадеты получили одобрение Деникина и попросили прислать человека для организации белых подразделений в Крыму.
3 ноября 1918 года командующий германской группой в Крыму генерал Кош письмом на имя Сулькевича сообщил об отказе от дальнейшей поддержки его правительства. Уже 4 ноября крымский премьер попросил Деникина о «быстрой помощи союзного флота и добровольцев». Но было уже поздно. 14 ноября Сулькевич подал в отставку. 15 ноября на съезде представителей городов, уездных и волостных земств был сформирован второй состав Крымского правительства во главе с Соломоном Крымом. Новое правительство будет состоять из кадетов и социалистов. Сам генерал Сулькевич переберётся в Азербайджан и возглавит тамошний Генштаб (в 1920 году будет расстрелян большевиками).
Таким образом, Крым попал в орбиту Белого движения. Новое крымское правительство опиралось на Добровольческую армию. Крымский центр Добровольческой армии во главе с генералом бароном де Боде начнёт работу по набору добровольцев армию Деникина. Но она была малоэффективной, Крым по-прежнему был аполитичен и не дал значительных партий в Белую армию. Белое командование направит в Севастополь и Керчь кавполк Гершельмана, небольшие подразделения и отряды казаков. Генерал Боровский получит задачу создания новой Крымско-Азовской армии, которая должна была занять фронт от низовий Днепра до Донской области. Первые части Боровского стали выдвигаться на север, в Таврию.
Глава второго крымского правительства Соломон Самойлович Крым. Источник фотографий: https://ru.wikipedia.org
Продолжение следует…