Британские кельты боролись с набегами и поселенцами из Германии как могли. Однако в течение следующего столетия пришельцы медленно выдавливали их в западном направлении, пока не вытеснили - к 570 году - на запад Глочестера. В итоге, большая часть кельтов была изгнана в горные районы далеко на западе, которые саксы называли «Веллас», или Уэльс, то есть – «земля чужеземцев». Некоторые кельты ушли в Корнуолл, где позже признали власть саксонских повелителей. На севере другие кельты были оттеснены в Лоландс, южную часть той страны, которую позже назвали Шотландией. Некоторые кельты остались на своей земле и многие из них стали рабами саксов. В Британии мало что осталось от кельтского языка или культуры, кроме названий некоторых рек – Темзы, Мерсии, Северна и Эйвона – и двух главных городов – Лондона и Лидса.
Мощь англосаксонской культуры очевидна и по сей день. Дни недели называются по именам германских богов: Тig – Tuesday (вторник), Wodin – Wednesday (среда), Thor – Thursday (четверг), Frei – Friday (пятница). Новые названия мест появились и на картах. Часть из них подтверждает, что ранние саксонские деревни, как и кельтские, были семейными поселениями. Окончание –ing означало принадлежность семье или народности, так что «Reading» означало место жительства семьи Рэда, а «Hastings» - семье Хэста. «Ham» (гем) означало ферму, «ton» - поселение. Бирмингем, Ноттингем или Саутгемптон, например, саксонские названия мест. Поскольку англосаксонские короли часто сами основывали поселения, то нередко встречается название Кингтон.
Англосаксы основали множество королевств, названия некоторых всё ещё существуют в виде названий областей: Эссекс (Essex = East Saxons), Сассекс (Sussex = South Saxons), Уэссекс (Wessex = West Saxons), Мидлсекс (Middlesax = вероятно, королевство Middle Saxons), Ист Энглиа (East Anglia = East Angles). К середине седьмого века самыми сильными стали три крупнейших королевства – Нортумбрия, Мерсия и Уэссекс.
Серебряный пенни короля Оффы 757-896г. Его монеты были более высокого качества, чем любые другие после ухода римлян - четырьмя столетиями ранее.
Золотая монета короля Оффы, явная копия арабского динара 774 года. Надписи по большей части на арабском, но на одной стороне есть надпись «Оффа Король» .Она свидетельствует о том, что британские англосаксы были отлично знакомы с более развитой экономической системой далекой арабской империи, и даже в Британии и северной Европе золотые монеты арабского типа вызывали большее доверие, чем что-либо еще. Такие дальние расстояния преодолевала международная торговля того времени.)
И лишь столетие спустя один из королей – король Мерсии Оффа – заявил о «королевстве англов». На это была весомая причина. У него было достаточно власти, чтобы нанять тысячи людей и построить огромный земляной вал – вдоль всей границы Уэльса - для сдерживания беспокойных кельтов. Но хотя он и был самым влиятельным из королей своего времени, всё же всю Англию он не контролировал.
Влияние Мерсии после смерти Оффы не сохранилось. В то время власть короля зависела от личной преданности его сторонников. После смерти короля следующий владыка должен был вызвать такое же чувство личной преданности себе. Большинство полагало, что главной обязанностью мужчины была семья, что и было ранее у кельтов. Однако всё меняется. Саксонские короли стали вытеснять верность семье, ставя на её место верность владыке и королю.
Саксы создали органы, поддерживавшие мощь английского государства в течение следующих 5 веков. Одним из них был Королевский Совет, называвшийся Витаном. Вероятно, Витан вырос из неформальных группировок старших воинов и духовников, к которым короли вроде Оффы в сложных случаях обращались за советами или поддержкой. К десятому веку Витан стал официальным органом, издающим законы и хартии. Демократии там не было – король мог всё решать сам и проигнорировать совет Витана, хотя и знал, что это может оказаться опасным: ведь власть Витана основывалась на его праве избирать королей и соглашаться /не соглашаться с королевской трактовкой законов. Без поддержки Витана власть короля становилась шаткой. Витан основал систему, ставшую важной частью королевской власти. Даже сегодня у короля или королевы есть Тайный совет – группа советников по государственным делам.
Саксы разделили землю на новые административные районы – графства, или shires– ширы. Эти ширы, основанные в конце десятого века, практически не изменились за прошедшую почти тысячу лет. «Шир» – саксонское слово, «графство» – норманнское, но используются оба. (В 1974 году графства были реорганизованы, но новая система весьма близка к старой). В каждом шире был назначен шир-рив, то есть управляющий шира - местный руководитель, правивший от имени короля. Со временем его должность стала называться шериф.
Англо-саксонские технологии изменили британское сельское хозяйство. Кельты возделывали небольшие квадратные поля, отлично подходившие для лёгких плугов, которые могли тянуть либо животные, либо два человека. Такой плуг с лёгкостью разворачивался на углах поля. Англосаксы ввели в употребление намного более тяжёлый плуг, который лучше мог вспахивать длинные прямые полосы полей. Для культивации тяжёлых почв это было практичнее. Но при его использовании требовалось шесть или восемь быков, помимо того его было трудно развернуть. Этот тяжёлый плуг вызвал изменения во владении землей и организации работ. Для лучшего использования деревенских угодий их делили на два-три очень больших поля, а те в свою очередь делили на длинные узкие полосы. У каждой семьи было несколько полос в каждом из полей, и, весьма вероятно, размеры семейной «собственности» доходили до 20 акров. Из-за отсутствия проблем с поворотом, вспахивать эти длинные полосы было легче. Некоторые отдельные семьи могли держать несколько быков, которыми делились с соседями.
Одно из полей использовалось для выращивания яровых, другое – для озимых. Третье поле оставалось на год под паром, и наряду с другими полями после сбора урожая могло использоваться в качестве общинного пастбища. Почти тысячу лет, вплоть до 18 века, такая англо-саксонская модель была основой английского сельского хозяйства.
Надо лишь чуть подумать, чтобы понять – такое справедливое деление земли и быков и такое разумное управление деревенской землёй, разделённой между семьями, означало, что жители деревни должны были работать в прямом смысле бок о бок.
Саксы селились на ранее необрабатываемых землях. Они вырубили многие лесистые участки в долинах, чтобы возделывать более богатые низменные почвы, и начали осушать земли. Так что почти все деревни, появившиеся на картах восемнадцатого века, существовали уже в одиннадцатом.
В каждом районе существовало поместье – мэнор – или «большой дом». Это было простое здание, куда местные жители приходили платить налоги, где вершилось правосудие и где люди встречались, чтобы присоединиться к англо-саксонской армии – fyrd– фёрду. Хозяин мэнора должен был всё это организовать и наблюдать за тем, чтобы земля в общине распределялась должным образом. Это было началом системы поместий, достигшей своего расцвета при норманнах.
Сначала лордами или олдерменами (старостами) были просто местные чиновники. Но к началу одиннадцатого века они стали военачальниками, и часто их называли датским словом earl– граф. Оба слова – и граф, и олдермен – остаются с нами и поныне: олдермены – избираемые чиновники местного правительства, а графы – дворяне высокого ранга. Это было самое начало классовой системы, состоящей из короля, лордов, солдат и землепашцев. Но во время саксонского периода появился и укрепился ещё один значительный класс, класс учёных людей – они вышли из христианской церкви.
Христианство: партнёрство Церкви и государства
Мы не знаем, когда и как христианство впервые появилось в Британии, но определённо это случилось раньше, чем оно было принято римским императором Константином в начале четвёртого века нашей эры. В последнее столетие римского правления христианство стало твёрдо обосновываться в Британии – как в контролируемых римлянами районах, так и вне их. Однако англосаксы принадлежали к старой германской религии, а кельты были выдавлены на запад и на север. В кельтских областях христианство продолжало распространяться, положив конец язычеству. Карта Уэльса демонстрирует множество названий мест, начинающихся или оканчивающихся наllan, что означает небольшой кельтский монастырь, вокруг которого вырастала деревня или городок.
В 597 году Папа Григорий Великий направил монаха Августина возрождать христианство в Британии. Тот отправился в Кентерберри, столицу короля Кента. И сделал это потому, что жена короля уже была христианкой из Европы. В 601 году Августин стал первым архиепископом Кентерберри. Он добился немалого успеха – несколько правящих семей Англии приняли христианство. Но Августин и его монахи мало что смогли сделать с обычными людьми, отчасти потому, что Августин был заинтересован в установлении власти церкви, а это означало приведение в новую веру правителей.
Именно кельтская церковь взрастила христианство среди обычных жителей Британии. Кельтские епископы выходили из своих монастырей в Уэльсе, Ирландии и Шотландии и шли от деревни к деревне, проповедуя христианскую веру. Несмотря на различия между англосаксами и кельтами, эти епископы встречали радушный прием и в англо-саксонских районах. Епископы римской церкви жили при дворе королей, которые они превратили в центры церковной власти по всей Англии. Две христианских церкви – кельтская и римская – едва ли могли больше различаться. Одна была заинтересована во власти и организации, вторая – в сердцах обычных людей. Конкуренция между кельтской и римской церквями обернулась кризисом, поскольку они рассорились относительно даты Пасхи. В 663 году на Синоде в Уитби король Нортумбрии решил склониться к римской церкви. Кельтская церковь отступила, поскольку Рим распространил свою власть над всеми христианами, даже в кельтской части острова.
Англия стала христианской очень быстро. К 660 году только Сассекс и остров Уайт не приняли новую веру. Через двадцать лет английские учителя вернулись на те самые земли, откуда пришли англосаксы, неся христианство большей части Германии.
Саксонские короли поддерживали рост христианской церкви, но и церковь усиливала власть королей. Епископы так поддерживали королей, что ставить под вопрос королевскую власть было всё труднее. У королей было «Божье благословение». Церковное одобрение было ценно ещё и из-за неопределённости престолонаследия. Старший сын отнюдь не автоматически становился королём, поскольку короли избирались из членов королевской семьи, и любой из них, имевший достаточно солдат, мог попытаться вступить на трон. Кроме того, один из королей мог попытаться захватить соседнее королевство – ведь такое выросшее королевство он мог передать сыну после своей смерти. И потому, когда король Оффа подготавливал коронацию своего сына в качестве преемника, то сделано это было на церковной церемонии, проведённой епископом. Хорошая политическая пропаганда, поскольку подразумевалось, что король избран не только народом, но и Богом.
Были и другие методы, с помощью которых церковь способствовала усилению мощи английского государства. Она основывала монастыри, например, Вестминстер, ставшие центрами обучения и образования. Монастыри готовили людей, умеющих читать и писать, которые впоследствии служили поддержанию и усилению и королевской, и церковной властей. Больше всех сумел воспользоваться церковью Альфред Великий - король, правивший Уэссексом в 871-899 годах. Он использовал образованных церковью людей для установления системы законов, образования народа и записей о важных событиях. При нём были начаты Англо-саксонские хроники , представляющие собой – наряду с Духовной историей английского народа Бида – самый важный источник для понимания этого исторического периода.
В течение следующих ста лет многие стороны жизни были регламентированы законами. К одиннадцатому веку королевская власть расширилась и углубилась в Англии больше, чем, вероятно, в любой другой европейской стране.
Такой процесс передавал власть в руки тех, кто умел писать и читать, что, таким образом, увеличивало классовые различия. Власть землевладельцев, которым земля была дана королём, усиливалась ещё и тем, что их имена были записаны. Крестьяне, не умевшие читать и писать, могли потерять свои традиционные права на землю, поскольку те не были зарегистрированы.
Англо-саксонские короли предпочитали римскую церковь кельтской и по экономическим причинам. Деревни и городки росли вокруг монастырей и увеличивали местную торговлю. Многие монахи и епископы Англии были родом отовсюду, но большей частью – из франкских земель (Франция и Германия). Их приглашали английские правители, желавшие воспользоваться выгодами близости к церкви и экономических контактов с Европой. Кажется, что большинство монахов и епископов были из церквей и монастырей, лежащих у европейских торговых путей. Таким образом поддерживались тесные контакты с многими частями Европы. Кроме того, церковь пользовалась латынью, то есть письменным римским языком, что содействовало торговле Англии с континентом. Большая грамотность весьма способствовала торговле. Англо-саксонская Англия была хорошо известна в Европе благодаря экспорту шерсти, сыра, охотничьих собак, керамики и металлических товаров. Британия импортировала вино, рыбу, перец, ювелирные и гончарные изделия.