Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Акция! Пропаганда России. Присоединяйся! ОКО ПЛАНЕТЫ


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » » Беляны – речные гиганты

» Беляны – речные гиганты
10-03-2019, 10:50 | Открываем историю / Новый взгляд на историю | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (756)

Беляны – речные гиганты

   За последние сто лет изменилось очень многое. Из нашего лексикона ушло много слов, правда, и появилось ещё больше.

                                          На что похоже больше?

   Вряд ли кто сегодня сможет, не заглядывая в гаджет, ответить на вопрос, что такое беляны. А ведь это уникальные русские речные суда. Даже сегодня по своим размерам они могут поспорить с океанскими кораблями. Имеются данные, что некоторые суда достигали 120 метров в длину и имели высоту бортов до 6 метров!

   В нашей стране всегда находились умельцы, которые были впереди планеты всей. Достаточно вспомнить первый винтовой лифт, первый полярный ледокол, парашют, проект первой ракеты и ещё множество предметов, которыми наши соотечественники смогли отметиться в истории. Вот к таким уникальным изобретения мы с полным успехом можем отнести и беляны.

   Правда, кораблём это сооружение можно было назвать с большой натяжкой. На самом деле это скорее плот. Правда, сделанный русскими мастерами по всем канонам судового дела. Главной речной дорогой у белян были русла Камы и Волги. Конечный путь этих гигантов пролегал в Каспийское море. Дальше Астрахани они не плавали. Там беляну разбирали до брёвнышка и продавали. Жизни белянам отпускалось всего в один рейс. В особо активные годы вниз по Волге величественно проплывало до 150 таких замечательных кораблей.

                                             Как строили?

   А начиналось сооружение белян ещё зимой. Бригады рубщиков уходили в тайгу на три-четыре месяца, где жили в зимницах (маленьких избушках) и заготавливали лес. Всё, что нарубили, сволакивали к сплавным речкам, и в половодье, связав плоты, гнали их к реке Ветлуге, где и начинали собирать беляны. На Ветлуге их строили на трёх верфях, самая известная из них Баковская.

   Беляны строились из стволов, очищенных от коры. Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых брёвен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны.

   Сооружения получались белыми, и название потому получили – беляны. Сначала из брёвен укладывали барку, а потом внутрь укладывали штабелями оставшийся лес. Штабеля укладывались со многими пролётами, чтобы было легко добраться к днищу в случае течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Сами корабелы говорили: «Разберёшь беляну одними руками, не соберёшь беляны всеми городами». Как только лес начинал возвышаться над бортами, их наращивали. И так несколько раз. Палубу настилали тёсом, на ней ставили избушки-«казёнки», в которых и обитала команда. Будку лоцмана украшали резьбой и флагами.

                                          Бурлакам на прокорм

   Так и спускалась беляна вниз по течению, белая и нарядная. Грузоподъемность таких судов впечатляла. Не самые большие беляны вмещали по 100-150 тысяч пудов, а вот грузоподъемность гигантов достигала 800 тысяч пудов (один пуд – 16,38 кг).

   Расцвет белян приходится на середину XIX века, а именно – на начало массового прихода на реки пароходов. Первое время пароходы ходили исключительно на дровах. Можно представить, сколько дров надо было завезти в города на нижней Волге, где преобладали степные просторы, то есть с лесом было напряжённо. А вот позже, с переходом пароходов на нефть, спрос на дерево немного упал.

                                        К.И. Горбатов. Беляны

   В Астрахани беляны попросту исчезали, всё уходило на продажу, вплоть до крепежа и канатов. Правда, небольшие беляны жили немного дольше. В Астрахани их загружали рыбой, и бригады бурлаков тянули их вверх по реке. Потом их также разбирали и продавали на дрова. Держать деревянную постройку, подверженную гниению, больше одного сезона было просто невыгодно.

   У некоторых белян судьба была немного интереснее. Их за сезон собирали и разбирали дважды. Небольшие беляны там, где теперь находится Волго-Донской канал, разбирали и на конных повозках перевозили к Дону, там опять собирали, и заканчивали они своё плавание в низовьях уже этой реки.

Автор: Владимир Павлов



Источник: histrf.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится12




Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...







  1. » #1 написал: dk20191 (10 марта 2019 10:56)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментариев 217
    Рейтинг поста:
    +1
    Очень позновательно, дрова - основное топливо на протяжении тысячилетий.И такой оригинальный способ транспортировки и рационального использования!

       
     


» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Как по вашему мнению Украина изменится при президенте Зеленском?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Готовим дома, Единая Россия, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Лекарственные растения, Любимая Россия, Навальный, Наука России, Неизвестный Путин, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, сша, украина

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2019 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map