Под выражением «сталинские дома» обычно подразумеваются только многоэтажные дома с богатыми квартирами для сталинской номенклатуры. Такие дома составляли ничтожную часть жилья, что строилось при Сталине. Массовым же типом жилых домов, рассчитанным на низшие слои населения, с конца 1920-х годов и вплоть до середины 1950-х были деревянные бараки, чаще всего даже не проходившие в качестве жилых помещений по санитарным нормам того времени. Но нормы эти вовсе не были предназначены для соблюдения.
В 1920-е, во времена НЭПа, проблема обеспечения населения советских городов жильем решалась самим населением. Государство строило жилье только для партийного и советского аппарата. Ликвидация частной экономики в конце 1920-х, тотальное обнищание и превращение всего населения страны в принудительную рабочую силу, задействованную в государственных программах, привели к тому, что государству пришлось взять на себя обеспечение жильем всех слоев городского населения. Кроме того, ускоренное строительство ВПК (известное под вводящим в заблуждение термином «индустриализация народного хозяйства) предполагало массовое принудительное переселение в города и рабочие поселки при строящихся заводах миллионов выдавленных из деревни крестьян. Городское (то есть не сельское) население страны противоестественным образом увеличилось только за первую пятилетку в полтора раза.
Но программы индустриализации вовсе не предполагали финансирования строительства массового жилья в сколько-нибудь цивилизованном виде. Точно так же, как они не предполагали обеспечения населения в минимально необходимых масштабах едой и предметами первой необходимости. Индустриализация проводилась за счет снижения уровня жизни населения страны до возможного минимума и даже ниже ¬— отсюда массовая смертность от голода во времена первых пятилеток.
Сталинское общество было устроено жестко иерархически. Достаточным (или даже избыточным) образом всеми жизненными благами снабжался только узкий правящий слой. Далее нормы снабжения резко снижались, и низшие слои населения десятилетиями балансировали на грани голодной смерти, нищенствовали и были практически лишены медицинской помощи.
Широко разрекламированные и обсуждавшиеся в конце 1920-х проекты благоустроенных «соцгородов» не имели никаких точек соприкосновения с реальными планами правительства; их публичное обсуждение было запрещено в 1930-м.
Все возникавшие при новых промышленных городах рабочие поселки строились по одной иерархической схеме. Вблизи завода возникали кварталы землянок и коммунальных бараков для рабочих, лишенных водопровода, канализации, нормальных кухонь и любого санитарно-гигиенического оборудования; отдельно строилось некоторое количество благоустроенных общежитий или квартирных домов для низшего и среднего командного состава. Где-то неподалеку от рабочих поселков возникали полностью изолированные от них, охраняемые комфортабельные поселения с виллами для высшего начальства. По приблизительным расчетам, только 3–5% городского населения СССР сталинского времени могли рассчитывать на благоустроенное квартирное жилье. Впрочем, покомнатное расселение в новые коммунальные квартиры с водой, отоплением и канализацией уже было признаком привилегированного положения жильца.
Такое положение плановым образом сохранялось вплоть до середины 1950-х годов, до хрущевских реформ. Мысль о том, что массовым типом жилья для всего советского населения может быть благоустроенная квартира, была для того времени не менее революционна, чем объявленная Хрущевым борьба с культом личности Сталина.
Дмитрий Хмельницкий
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Надо просто показать карту с зонами снабжения (особая, первая, вторая и третья) и написать, сколько населения в каждой жило. Можно еще этнический состав этого населения
До сих пор никто это не сделал, а ведь именно по поводу снабжения каждого населенного пункта ломается столько копий. Именно от этих зон зависело - кто будет есть бананы, а кто не будет знать, что печенья бывают разных видов, а не одного.
На мой взгляд, это одна из самых больших умолчаний - ведь если в капитализме неравенство было классовым и о нем говорилось, то в социализме неравенство было по географическому распределению и о нем молчали. При этом к этим зонам снабжения еще привязывалась прописка и система распределения. То есть такая вот система апартеида , с гражданами 1,2,3 и 4 сортов
https://megakhuimyak.livejournal.com/1499075.html
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Промышленных товаров тоже не хватало, а цены на них были неизменно высокими. Люди довольствовались простейшими сравнительно дешевыми изделиями, но и их покупали немного. Например, кожаную обувь в 1952 г. смог приобрести только каждый четвертый крестьянин[936]. Как жаловался в письме Сталину в декабре 1952 г. житель одной из деревень Тамбовской области, «в нашем колхозе колхозники имеют одну зимнюю одежду на 3–4 члена семьи, дети зимой у 60 % населения учиться не могут, ибо нет одежды»[937].
При Сталине утвердился преимущественно хлебно-картофельный рацион. Бюджетные обследования в сравнительно благополучном 1952 г., накануне смерти вождя, фиксировали, что питались советские люди из рук вон плохо. Среднестатистический житель страны в день потреблял около 500 граммов мучных изделий (в основном хлеба); небольшое количество круп; 400–600 граммов картофеля; около 200–400 граммов молока и молочных продуктов. Это была основа рациона. Все остальные продукты являлись экзотикой. Среднедушевое потребление мяса и мясных продуктов составляло 40–70 граммов, жиров (животного или растительного масла, маргарина, сала) – 15–20 граммов в день. Довершали картину несколько ложек сахара и немного рыбы. Одно яйцо среднестатистический житель СССР мог позволить себе примерно раз в 6 дней. Такой рацион почти соответствовал основным нормам снабжения заключенных лагерей[934].
https://harmfulgrumpy.livejournal.com/1286297.html
Статус: |
Группа: Главные редакторы
публикации 32764
комментариев 24112
Рейтинг поста:
Уровень товарного дефицита в различных местностях СССР сильно различался. В РСФСР дефицит был наименьшим в Москве и Ленинграде, из союзных республик — в Прибалтике (Литва, Латвия, Эстония) . Каждый населённый пункт СССР был отнесён к одной из «категорий снабжения» . Всего их существовало 4 (особая, первая, вторая и третья) .
Преимущества в снабжении имели особый и первый списки, куда вошли ведущие индустриальные предприятия Москвы, Ленинграда, Баку, Донбасса, Караганды, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Урала. Жители этих промышленных центров должны были получать из фондов централизованного снабжения хлеб, муку, крупу, мясо, рыбу, масло, сахар, чай, яйца в первую очередь и по более высоким нормам. Потребители особого и первого списков составляли только 40 % в числе снабжаемых, но получали львиную долю государственного снабжения — 70-80 % поступавших в торговлю фондов.
Во второй и третий списки снабжения попали малые и неиндустриальные города, предприятия стеклофарфоровой, спичечной, писчебумажной промышленности, коммунального хозяйства, хлебные заводы, мелкие предприятия текстильной промышленности, артели, типографии и т. п. Они должны были получать из центральных фондов только хлеб, сахар, крупу и чай, к тому же по более низким нормам, чем жители городов особого и первого списков. Остальные продукты следовало брать из местных ресурсов.
Сейчас люди, проживавшие в местах снабжения по особым и первым спискам, ностальгически ноют.))) )
А поживите-ка при всеобщей справедливости!))
А вы говорите, нет справедливости!))
https://otvet.mail.ru/question/72219195