Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторам
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Тендеры и госзакупки Маркетинговые исследования Бизнес планы Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Акция! Пропаганда России. Присоединяйся! ОКО ПЛАНЕТЫ


Навигация

Реклама


Загрузка...

Важные темы
Работа Дмитрия Медведева над «ошибками» страны...
Управление, как реальность: кое-что о Фурсенко, образовании...
Новые реалии методологии управления
Алекс Зес: Тезисы управления
США:У нас мало времени! Час расплаты близок!
Л.Ларуш: Америка рухнет первой. "Мы входим в период бунтов"
Теоретическая география


Анализ системной информации

» » » Тайна немецких потерь во Второй мировой войне. Часть I. Про Мюллера-Гиллебранда

» Тайна немецких потерь во Второй мировой войне. Часть I. Про Мюллера-Гиллебранда
22-04-2018, 09:35 | Открываем историю / Новый взгляд на историю | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (1 575)

Тайна немецких потерь во Второй мировой войне. Часть I. Про Мюллера-Гиллебранда

Величина немецких потерь в ВМВ (и их соотношение с потерями СССР) – тема достаточно сложная. Иначе бы её уже давно разобрали и закрыли, но количество публикаций по ней только растёт. Особый интерес к теме возник после ряда визгов по ней в СМИ, то есть эмоциональных утверждений (трупами завалили, на одного немца 10 своих положили), у которых на поверку оказываются сомнительные, а то и прямо лживые основания.



Фундаментальный источник по теме — «Сухопутная армия Германии 1933-1945», автор Мюллер-Гиллебранд (М-Г). Раздел о потерях немецких вооружённых сил идёт там с 700 стр. М-Г сперва указывает, что население Германии (с Австрией и Судетами) перед войной — 80,6 млн. В том числе 24,6 млн. мужчин в возрасте от 16 до 65 лет. За период 01.06.1939 – 30.04.1945 г. в вооружённые силы Германии (ВСГ) было призвано 17,9 млн. человек.


Ряд историков считают: поскольку М-Г указывает время с 1 июля 1939, то 17,9 млн. — это мобилизованные именно после 01.06.39. Следовательно, к этой цифре надо прибавить мобилизованных до 01.06.1939 — 3,2 млн. чел. Итого получается 21,1 млн. – столько человек было мобилизовано в ВСГ за время Второй мировой войны. Такую цифру, в частности, указывает Кривошеев (точнее, коллектив авторов под руководством Кривошеева) в известном труде «Потери Вооружённых сил СССР в войнах…»

Сам М-Г такого сложения (17,9 млн. + 3,2 млн.) не делает, хотя материал подаётся им так, что операция сложения напрашивается. Многие исследователи критикуют сложение, указывая, что указанные М-Г 17,9 млн. – это таки общее количество мобилизованных, в ней содержатся и те, кто уже был мобилизован на июль 1939. В зарубежных источниках сложение неизвестно, везде указывается 18 млн. призванных в ВСГ.

Скорее всего, сложение действительно неправильно, и 21 млн. мобилизованных — цифра завышенная. К 1942 г. в Германии имелось 17,2 млн. мужчин 17-45 лет (призывной контингент). Из них уже было мобилизовано 8,7 млн., 5,1 млн. освобождено от мобилизации, 2,8 млн. признано негодными к строевой службе (цифры из «Германия во второй мировой войне (1939—1945)», автор Блейер В. и др.). То есть, людей в Германии оставалось для армии уже очень мало. Немцам пришлось пересматривать основания для признания негодными по здоровью; в частности появились пресловутые батальоны для солдат с ушными и желудочными заболеваниями. Прочёсывали освобождённых от мобилизации – точно ли военная экономика не обойдётся без них. Раздвинули возраст подлежащих мобилизации. Мобилизовано немалое количество женщин. Мобилизовали также массу иностранцев.
Тайна немецких потерь во Второй мировой войне. Часть I. Про Мюллера-Гиллебранда


В общем, 21 млн. человек для армии немцы могли бы найти. Но люди нужны были не только в собственно вооружённые силы.




Таблица из М-Г. Видно, что огромное количество людей состояло в вольнонаёмном составе ВСГ и военизированных организациях; уже в 1941 г. в них было 900 000 человек – это до появления хиви-иностранцев. В 1944 г. эта категория насчитывала уже 2,3 млн. человек (вместе с собственно военнослужащими получается 12,07 млн). Помимо этого в 1944 появился фольскштурм в 1,5 млн. человек. Плюс ещё организация Тодта (немецкий стройбат) – 1,5 млн. человек на июнь 1944 (немцев из них 200 000). Плюс полиция: в 1944 — 573 000 человек, из них в Германии 323 000. Плюс функционеры нацистской партии — 343 000 в 1944 г. Плюс сотни тысяч человек в администрации оккупированных территорий, формированиях службы безопасности (СД), тайной полиции (гестапо), общих силах СС. Ну и, конечно, значительное количество мужчин призывного возраста должно было остаться в экономике, не всех возможно было заменить иностранцами и женщинами. Людей на всё это и на 21 млн. в ВСГ явно не хватило бы, несмотря ни на какие ухищрения.

Итак, цифра М-Г — около 18 млн. мобилизованных в ВСГ – это именно общее их количество. Другое дело — насколько верна эта цифра? Говоря о немецких потерях, М-Г указывал, что не все их можно было учесть, а в последние месяцы войны учёт потерь принципиально неполон, поскольку начался общий развал, затронувший и системы учёта. Но это же касается и учёта мобилизованных — централизованный сбор сведений о них в последние месяцы был очень затруднён. Насколько полно учтены мобилизации 1945-го? Тогда личный состав из фольскштурма, гитлерюгенда и других военизированных организаций зачастую вливался в соединения вермахта прямо на фронте; в прифронтовых городах мобилизовали рабочих, прежде не подлежащих призыву (заводы всё равно уже останавливались).




Сам М-Г прямо под таблицей мобилизованных пишет: «Цифровые данные можно рассматривать как достоверные за весь период, за исключением последних пяти месяцев войны». В цифру М-Г надо вносить поправку на недоучёт мобилизованных. Как минимум, не около 18 млн., а более 18 млн.

Часть публицистов считает, что 18 млн. человек, указанных М-Г, — это мобилизованные с территории Германии. Иностранцы в это число не входили. Форма подачи М-Г способствует такому предположению: сначала он даёт население Германии к началу войны (80,6 млн.), а затем количество мобилизованных — 17,9 млн. В каких границах Германии посчитаны мобилизованные он не уточняет. Следовательно, к 18 млн. надо прибавить иностранцев.

Известно, что ВСГ пополнялись не только уроженцами Германии (в границах 1939 г). После начала войны территория и население Германии увеличилась. Были присоединены Эльзас с Лотарингией, Люксембург, запад Польши, Словения. В распоряжении гитлеровцев оказались дополнительные призывные контингенты. Также мобилизация проводилась среди немцев-фольскдойче* Югославии, Венгрии, Румынии и частично СССР (численность фольскдойче на 1938 по немецким оценкам: в Польше — 1,2 млн., Румынии — 0,4 млн, Венгрии — 0,6 млн., Югославии — 0,55 млн., СССР — 1,15 млн. (в оккупированной зоне оказались примерно 300 000)). В войска СС была набрана масса отребья с почти всей Европы. В ВСГ вступили сотни тысяч граждан СССР.

В некоторых публикациях масштабы внегерманского набора несколько преувеличивают. Отрывок для примера: «Далее следуют эльзасцы, общая численность которых в эти годы определялась в 1,6 млн. чел., и у которых немцы могли при поголовной мобилизации мужчин поставить под ружье порядка 300-400 тыс. чел. Еще около 100 тыс. таким же образом мог дать Люксембург, включенный в состав рейха». Здесь сразу нет, 100 000 – это около половины всего населения Люксембурга, если глянуть источники – то там немцы мобилизовали 10-12 000 человек. В Эльзасе мобилизовали 130 000, на это тоже есть источники. Всего, количество мобилизованных вне границ Германии 1939 г. оценивают примерно в 2 млн. человек. Итого, общее количество получается 20 млн.

Однако этот тезис: М-Г посчитал только мобилизованных в границах Германии 1939 г. и к ним следует прибавить мобилизованных вне этих границ – это только предположение. И, скорее всего, неверное. Известный немецкий историк Р. Оверманс, кажется, вносит некоторую ясность в вопрос. Его данные по мобилизованным с распределением по месту мобилизации:

1) Германия, послевоенные границы: мобилизовано 11.813.000 — убито из них 3.546.000.
2) Бывшие восточные территории Германии: мобилизовано 2.525.000 — убито 910000.
3) Иностранцы немецкого происхождения из аннексированных территорий (польские области, Судеты, Мемель): мобилизовано 588000 — убито 206000.
4) Австрия: мобилизовано 1.306.000 — убито 261000.
5) Итого большая Германия: мобилизовано 16.232.000 — убито 4.932.000.
6) Иностранцы немецкого происхождения из Восточной Европы (Польша, Венгрия, Румыния, Югославия): мобилизовано 846000 — убито 332000.
7) Эльзас-Лотарингия: мобилизовано 136000 — убито 30000.
8) Другие (из Западной Европы): мобилизовано 86000 — убито 33000.
Всего: мобилизовано 17.300.000 — погибло 5.318.000. Мобилизованные считаются только в вермахт, убитые — и в вермахте и войсках СС.

Оверманс не учитывает мобилизованных в войска СС (900 000 человек), поскольку достоверно неизвестно – сколько из них немцев, а сколько иностранцев. То есть, вроде как Оверманс считает только солдат немецкого происхождения. Тут неясно с поляками и словенцами, проживавшими на территориях, включённых в Германию, а также чехами из протектората. Польские историки пишут, что в ВСГ было мобилизовано 375 000 поляков (о них можно погуглить «Polacy w Wehrmachtu»). Возможно, поляки входят в 846 000 человек из графы (6), немецкое население указанных в графе территорий было не настолько большим, чтоб дать столько солдат. Тем более, что часть немцев Венгрии и Румынии были мобилизованы в армии этих стран, а не в армию Германии.

Неясно также с количеством мобилизованных в войска СС. Оверманс даёт цифру 900 000 человек. Сложив её с цифрой мобилизованных в вермахт, получаем 18,2 млн. – столько по Овермансу было всего мобилизовано в ВСГ. Но, есть и другие цифры; на март 1945 в войсках СС числилось 800 000 человек, следовательно за время войны в них было мобилизовано больше – до 1,2-1,4 млн.

Также Оверманс не включает в общее число мобилизованных (и соответственно в немецкие потери) уроженцев СССР — от власовцев до прибалтов. По сведениям М-Г: «общая численность «восточных войск» (без «хиви») в конце 1943 г. достигла 370 000 человек». Далее их численность ещё увеличилась.



Не учтены также испанцы, которых прошло через вермахт около 50 000 чел.

Итак, к цифре Оверманса (18,2 млн.) надо добавить всех неучтённых — в результате недоучёта мобилизованных и в вермахт и в войска СС, плюс уроженцы СССР и т.п. Итого можно принять: в ВСГ за время войны было мобилизовано 19 млн. человек. Меньше точно нет, много больше вряд ли.

19 млн. — это мобилизованные в ВСГ. Вольнонаёмные (включая хиви), военизированные организации, разные виды полиции и т.п. считаются отдельно. Но с ухудшением обстановки на фронтах все они тоже втягивались в боевые действия. Известно о множестве батальонов фольскштурма и полиции брошенных в бой. Другой пример: служба труда (отряды подростки, отбывающих положенный в Германии срок трудовой повинности) – в неё были переданы 400 зенитных батарей. Из фильма «Бункер» мне запомнился фанатизм подросткового расчёта зенитки в боях за Берлин. Женщин и девушек целыми отрядами включали в службы ПВО Германии.



Кривошеев сетует, что люди из вольнонаёмного состава (включая хиви) и военизированных организаций нередко воевали, как настоящие военные, но их потери учитываются как потери гражданского населения. Ну, это как раз нормально; с нашей стороны не учитываются, как венные, потери партизан, военизированных импровизаций 1941-го — истребительные отряды, ополчение. Даже выделяемые Кривошеевым 0,5 млн. призванных, но не зачисленных в армейские части, надо, на мой взгляд, отнести в потери гражданского населения СССР.

Приходная часть баланса германских вооружённых сил приблизительно установлена. Теперь расходная часть. М-Г даёт такие потери ВСГ с 1 сентября 1939 по 30 апреля 1945:



М-Г подаёт эти цифры как достоверные и официальные. Точнее, это официальный отчёт отдела учёта потерь при ОКW. Учёт потерь в Германии вёлся по двум каналам: 1) войска слали донесения о потерях; 2) каждый призванный вносился мобилизационными органами Германии в картотеки поименного учёта, далее в этих картотеках отмечалось — что случилось с призванным. Общий отчёт основан на этих двух системах учёта: просуммированы донесения из войск с уточнением по картотекам поименного учёта.

Но ниже М-Г пишет о недостатках учёта. В донесениях из войск о потерях содержался «целый ряд ошибочных сведений»; «к моменту отправки донесения… не всегда представлялось возможным собрать полные и надёжные сведения о числе убитых»; «в условиях быстротечной маневренной войны… особенно в периоды отступления войск имело место, естественно, некоторое запоздание с представлением донесений или частичное отсутствие таких донесений в течение многих дней вследствие сложившейся боевой обстановки или повреждения и выхода из строя средств связи».

То есть донесения из войск были неполными. Картотеки тоже не являлись надёжным инструментом учёта – немало их сгорело в огне бомбёжек, значительная часть картотек из восточных областей Германии была утрачена в ходе изгнания оттуда немецкого населения. Поименные данные по восточным областям не сохранились – а ведь мобилизованные из них понесли наибольшие потери. Как пишет М-Г: «потери в войне населения восточных немецких провинций – Восточной Пруссии, Померании, Бранденбурга, Силезии – в процентном отношении были более высокими…, поскольку здесь на Востоке, действовавшие войска пополнялись людьми из восточных областей Германии».

То есть цифры потерь М-Г достоверные, официальные, но не полные. Сам М-Г прямо об этом пишет. Цитата: «К числу убитых, числившихся в категории пропавших без вести, равному одному-двумя и даже более миллионам человек, следовало бы добавить ориентировочное количество убитых, равное 2330 тыс. человек, и тогда общее количество убитых военнослужащих составило бы цифру между 3,3 и 4,5 млн. человек». То есть, неизвестно на самом деле — сколько пропало без вести, сколько из них погибло; в общем, количество погибших может быть больше, чем указывается в отчёте – до 4,5 млн. (тут оценка немецких потерь по М-Г совпадает с их оценкой по Кривошееву).

Сводим баланс: 19 млн. мобилизовано в ВСГ, выбыло из них 7 млн. (2,2 млн. убито, 2,8 млн. пропало без вести, 2,3 млн. искалечены — так по отчётности М-Г). Спрашивается: куда делись остальные? Имелось 19 млн. бойцов, убыло 7 млн. – остаётся 12 млн.

Есть публицисты, что выдают цифры М-Г как настоящие потери Германии, не обращая внимания на невероятную нестыковку между приходом и убылью и не обращая внимания даже на оговорки самого М-Г. Это лживый мусор. Но если набрать в поиске «Потери Германии в ВМВ» — то этот мусор высвечивается в первых строчках. Вообще, кто-то напихал в викиреадинг немало подобного мусора.

В самой Германии усомнились в этих цифрах. Хотя и не сразу, а лет через 50 лет после их появления. До этого там был запрос на другое, битые военачальники писали мемуары: как они успешно наступали при соотношении сил 1 к 4 в пользу советских войск, успешно оборонялись при соотношении 1 к 7, и вынуждены были отступить при соотношении 1 к 15. Большие потери немецких войск тут никак не вписывались.

Есть мнение о немецкой педантичности, в силу которой они должны точно посчитать свои потери. Нет, не подсчитали. Причины здесь вполне объективные: отчёты из войск о потерях просто не могли быть полными, а в последние месяцы и подавно. Не сохранилась и значительная часть картотек поименного учёта.

Немцы не смогли также посчитать количество погибших от бомбёжек. Оценки разнятся не на проценты, а в разы. Также не установлено — сколько немцев погибло при изгнании немецкого населения из Чехии, Польши, Югославии и бывших восточных провинций Германии. Разброс оценок — от 0,5 млн до 2,5 млн. Неизвестно даже — сколько в ВСГ мобилизовали женщин, «численность не установлена» — цитата из немецкого сборника «Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых». Так что мнение, будто немцы по своей педантичной природе всё точно подсчитали, отметается.

В общем, прямой статистический подсчет потерь немецкой армии невозможен. Для этого просто нет надёжных источников.
Автор: Ярослав 2

Использованы фотографии: Википедия


Источник: topwar.ru.

Рейтинг публикации:

Нравится19




Комментарии (1) | Распечатать

Добавить новость в:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

 


Загрузка...







  1. » #1 написал: Ademir (23 апреля 2018 00:53)
    Статус: Пользователь offline |



    Группа: Эксперт
    публикаций 0
    комментарий 761
    Рейтинг поста:
    +1
    "Превосходство Русских выражалось соотношением: по пехоте — 11:1, по танкам — 7:1, по артиллерийским орудиям — 20:1. Если оценить противника в целом, то можно было говорить без всякого преувеличения о его 15-кратном превосходстве на суше и по меньшей мере о 20-кратном превосходстве в воздухе. Я не страдаю недооценкой германского солдата. Он был выдающимся воином, его можно было без всяких опасений бросить в наступление против противника, превосходящего в пять раз. При правильном управлении он благодаря своим блестящим качествам сводил на нет такое численное превосходство и побеждал» [3] (с. 420).
    Во, во… Побеждал, эдак значит, побеждал и допобеждался до таких этих своих гудерианового образца побеждений, что противник к самому завершению этих манштейно-гудериановских «побед» уже теперь, после своих просто бесчисленных неких таких просто катастрофических «поражений», стал по численности своей превосходить этого самого германского образца железного солдата рейха аж в 15 раз…
    И этот всех и вся побеждающий немец, у разбираемых нами баснотворцев, был настолько серьёзно выкошен Русским Штыком, что и сам Гудериан сетует на такое:
    "У нас не было больше офицеров и солдат 1940 г., иначе мы, возможно, достигли бы успеха…" [3] (с. 426).
    Но это "возможно" могло случиться лишь в том случае, если бы воевать им в опереточные войнушки против французов и англичан. А так как напоролись они на Русский Штык, то пусть теперь не удивляются, что этой их армады, играючи подмявшей под гусеницы своих танков Западную Европу, после похода на Восток, вдруг не стало чисто физически. Смердящий труп вермахта образца 1940 г., в полном своём составе остался догнивать на равнинах России, куда эти эрзац победители всех и вся слишком опрометчиво сунулись в 41-м. Но теперь, без оглядки добежав до собственных границ, воинство врага в своём составе самих зачинщиков этой войны, (а армия вторжения в своём составе насчитывала 8 млн. этнических немцев), уже почему-то не обнаружило. И бреши в обороне, дабы продлить существование рейха ещё на несколько месяцев или хотя бы недель, немцам приходилось затыкать детьми и стариками. Потому становится понятным, сбросив весь груз американо-германских попыток фальсификации, — КТО КОГО В ЭТОЙ ВОЙНЕ РАЗБИЛ.
    [3]. Гудериан Г. Воспоминания солдата. «Феникс». Ростов-на-Дону, 1998."
    ("РАЗГРОМ. КРУШЕНИЕ РЕЙХА")
    Гудериан пытается оправдать поражение Германии "численным превосходством" Если принять на веру сказанное Гулерианом выше, то получится, что к концу войны у Германии не оставалось и 600000 пехотинцев (если представить, что численность одних лишь стрелковых войск РККА в Германии составляла 6600000 человек, что, конечно абсурд). Пытаясь оправдать поражение Германии "численным превосходством", Гудериан тем самым подтверждает колоссальные, запредельные потери именно Германии на Восточном фронте. Оценка снизу военных потерь Германии - 16 миллионов немецких трупов. Плюс потери "фольксштурма" - минимум 2 миллиона трупов. В итоге набегает цифра, близкая к 20 миллионам именно немецких, а не советских, трупов.
    Что касается потерь СССР. Фальсификаторы придумывают и 27 миллионов, и 43.3 миллиона, и 50 миллионов. Фантазии фантазиями, но ведь уже к 1950 году разруха была полностью преодолена, экономика СССР не только была восстановлена, но и превзошла по своему уровню довоенную экономику СССР. ОТКУДА В СССР ВЗЯЛИСЬ НА ВСЁ ЭТО ЛЮДИ??? Ведь если потери СССР были столь велики, как указывают "современные искатели истинных исторических истин" то полная ликвидация разрухи и выход СССР на новый, более высший уровень к 1950 г. представляли бы ДЕМОГРАФИЧЕСКИ НЕРАЗРЕШИМУЮ ПРОБЛЕМУ, ПОТОМУ КАК ВСЁ СДЕЛАТЬ К 1950 Г. С ПОТЕРЕЙ ДАЖЕ 27 МИЛЛИОНОВ (НЕ ГОВОРЯ УЖ О 43.3 И 50 МИЛЛИОНОВ) ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО! НЕКОМУ БЫЛО БЫ ПРЕОДОЛЕВАТЬ!
    А как быть с тем, что население СССР по переписи 7 января 1959 г. составило 208.8 млн.чел против 196.6 млн. чел в 1939 г.?
    Кстати, реальную цифру потерь СССР можно оценить сверху, оценив минимально необходимое количество трудящихся, необходимое для восстановления СССР до того уровня, который был достигнут к 1950 г. Это сделать несложно, если иметь все данные того времени.

       
     


» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 


Новости по дням
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама


Загрузка...

Опрос
Как по вашему мнению Украина изменится при президенте Зеленском?




Реклама
Загрузка...

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Единая Россия, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Кризис в России, Лекарственные растения, Любимая Россия, Навальный, Наука России, Неизвестный Путин, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, оппозиция, сша, украина

Показать все теги
Реклама


Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2019 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map