«Приготовьтесь к войне, возбудите храбрых; пусть выступят, поднимутся все ратоборцы. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: «я силен»».
(Иоиль 3:9)
Ну вот теперь, когда мы познакомились с письменными источниками информации (кроме артефактов в музеях) о жизни индейцев Мезоамерики, можно продолжить наше повествование о том, как они воевали. И начнем опять-таки с сомнений в численности индейский войск. Сразу оговоримся, что – да, – многие ученые сомневаются в том, что ацтекские войска были уж столь многочисленными, как об этом написано в испанских колониальных хрониках. Тем не менее нельзя не признать, что данная ими оценка их численности вполне правдоподобна и вот почему: именно ацтеки могли создавать запасы провизии и снаряжения в таких количествах, какие и не снились другим цивилизациям Нового Света. А знаем мы об этом опять же из кодексов, в которых тщательно зафиксированы объемы дани ацтекам с покоренных народов. Есть и другая причина, объясняющая многолюдность государства ацтеков. Это высокая урожайность маиса – их главной зерновой культуры. Правда исходный, дикий маис, имел слишком мелкие зерна, и это мешало ему стать главной пищевой культурой индейцев. Но когда они его окультурили, маис распространился очень широко и со временем стал доступен для всех доколумбовых культур, которые сменили занятие охотой и собирательством на сельское хозяйство и, соответственно, оседлую жизнь. Ацтеки придумали множество способов возделывания земли: выдалбливали, например, террасы на склонах гор, и обводняли их каналами, и даже выращивали растения на тростниковых плотах, плававших по озеру Тескоко. Маис был для них тем же самым, что пшеница и рожь для жителей Европы и рис для обитателей Азии. Именно благодаря маису, а также бобам и кабачкам, мезоамериканцы получали пищу, богатую протеинами, при употреблении которой им практически не нужно было мясо.
Рис. Ангуса МакБрайда: штандартоносец миштеков (3), жрец (2), военный вождь (1). Изображение военного вождя основано на рисунке в «Кодексе Нутталь», жрец - «Кодекс Бодли».
А вот с мясом-то у индейцев были проблемы. Из всех домашних животных ацтекам были известны только собаки и индейки. Конечно, они охотились на оленей и пекари (диких свиней). Известно, что кое-где олених индейцы даже доили. Но этого было недостаточно, чтобы накормить мясом всех. При этом разделение труда было следующим: женщины трудились на огородах и ухаживали за домашними животными, мужчины работали в полях. Причем нигде в мире в одомашнивание именно растений не вкладывалось столько времени и сил, так что мы должны быть благодарными именно древним ацтекам за то, что это они подарили нам кукурузу, бобы, кабачки, помидоры и еще многое другое. Даже хлопок и тот ацтеки выращивали уже окрашенным в разные цвета!
Голова воина-ягуара.
Что же касается армии ацтеков, то ее снабжение осуществлялось из двух источников: собственно запасов кальпилли и тех запасов, что по их указанию создавались покоренными народами и государствами по пути движения их армии. Большую часть еды, которую воин брал в поход, была приготовлена его семьей или же получена от рыночных торговцев в счет налога. Такой подход был гарантией того, что урон экономике подчиненных государств будет не очень большим. Ацтеки мудро старались не причинять ущерба посевам и без нужды не убивать тех, кто его выращивал. Все люди, не являвшиеся воинами, были обязаны трудиться на общинных полях в своих кальпилли. В октябре поспевал урожай, и маис тогда лущили, сушили и мололи в муку на домашних мельницах. Затем в растертую муку добавлялась вода, и из полученного теста лепились шестиконечные плоские лепешки, запекавшиеся на раскаленных керамических дисках. Накануне начала сезона войны, в ноябре, жены, матери и сестры ацтекских воинов приготовляли огромное количество таких лепешек, сушеных бобов, перца и других приправ, а еще и вялили мясо – оленину, мясо пекари, готовили копченую индюшатину. В походе все это нес не воин, у него было что нести – свое оружие, а сопровождавший его подросток из тельпочкалли, назначенный на время похода быть ему носильщиком. Затем следовал четырехдневный пост и молитвы богам о даровании победы. Отец воина все эти дни совершал покаянное жертвоприношение своей кровью, прокалывал колючками кактуса язык, уши, руки и ноги, чтобы благодарные боги весной вернули его сына целым и невредимым. Командир отряда – након, ко всему прочему, все то время, что находился в этой должности, не знал женщин, включая и собственную жену.
Правитель ацтеков Хикотенкатль встречает Кортеса. «История Тлашкалы».
В первых длительных походах войска Ацтекского тройственного союза между городами-государствами Теночтитлан, Тескоко и Тлакопан полагался на носильщиков-тламемеке, которые тащили вслед за воинами большую часть продовольствия и снаряжения. Так, в походе на Коиштлауаку в 1458 года их армию сопровождали 100 000 носильщиков, при этом каждый нес не менее 50 фунтов (ок. 23 кг) только лишь одного снаряжения. Позднее империя требовала, чтобы покоренные племена и города создавали для них постоянные хранилища, в тех случаях, когда они шли по их территориям. Поэтому в XVI в. у ацтеков практически не было проблем с тем, чтобы накормить армию численностью в десятки тысяч воинов. А о том, что это не преувеличение опять-таки говорят кодексы, называя в качестве мобилизационной единицы мешиков (другое название ацтеков) шикуипилли – корпус численностью 8000 человек, который выставлялся от каждой из 20 кальпилли Теночтитлана. Чтобы повседневная жизнь города не нарушалась, войска выступали в поход не одномоментно, а в течение нескольких дней, отряд за отрядом. За день армия проходила от 10 до 20 миль (16-32 км), что зависело от расположения противника и желательности внезапной атаки. Учитывая тот факт, что армия Теночтитлана затем соединялась с войсками союзников примерно равной им численности, нужно было выбрать не менее трех-четырех маршрутов движения. При этом действовало правило, известное также и в Европе: двигаться порознь, а бить врага сообща! То есть ацтекские командиры имели карты местности и могли точно рассчитать, кто, где и в какое время появится. Считалось, что корпус такой численности обладает достаточным могуществом, чтобы справиться с любым встретившимся противником, который встанет у него на пути к месту соединения. Если же силы оказывались неравными, након всегда мог послать гонцов за помощью, и тогда другие части армии за нескольких часов подходили к месту сражения и могли напасть на противника с тыла или фланга. Поскольку армия ацтеков состояла из легковооруженной пехоты, скорость движения любого подразделения была одинаковой, поэтому рассчитать время подхода подкреплений было очень легко.
«Капитан» с копьем, наконечник которого усажен обсидиановыми лезвиями. «Кодекс Мендоса».
Координация действий таких больших соединений была напрямую связана с обученностью их «офицеров». Главнокомандующим считался уэй тлатоани, который нередко сам участвовал в битве, как и многие полководцы Древнего мира в Европе и Азии. Вторым по важности был сиуакоатль (дословно - «женщина-змея») – жрецом высшего уровня, по традиции носивший имя той самой богини, культ которой он возглавлял. Первым сиуакоатлем был сводный брат Монтесумы Тлакаэлель, от которого она перешла по наследству к его сыну и внуку. Сиуакоатль отвечал за управление Теночтитланом в отсутствие императора, но мог быть и главнокомандующим. Во время войны ответственность за войско нес верховный совет из четырех командующих. Каждый из которых занимался своим делом — организацией снабжения, планированием переходов, стратегией и непосредственно управлением битвой. Затем шли «офицеры», которых можно приравнять к нашим полковникам, майорам, капитанам и так далее, которые и выполняли приказы верховного совета. Самым высоким рангом, которого мог добиться простолюдин, был куаупилли – это что-то вроде командира с пожалованием титула.
Дворец Монтесумы Шокойоцина. «Кодекс Мендоса»
Когда линии снабжения непосредственно из Теночтитлана растягивались на большое расстояние, войску приходилось полагаться на склады, устроенные зависимыми городами-государствами вдоль всего указанного пути следования. Но уникальность империи ацтеков как раз в том и заключалась, что она не пыталась контролировать огромные территории, а отдавала предпочтение стратегическим пунктам вдоль важных торговых путей. Знатные иноплеменники, поставленные ацтеками на высокие должности, обладали в своих землях огромной властью, но при этом были в неоплатном долгу перед империей, которая поддерживала их власть ценой непомерного бремени для их подданных. Поэтому ацтеки считали необходимым назначать в вассальные царства сборщиков налогов в сопровождении расквартированных там ацтекских отрядов. После завоевания Коиштлауаки империя выработала несколько способов для разрушения конфедераций городов-государств восточных науа, миштеков и сапотеков. Первоначально эти способы были крайне безжалостными. При Монтесуме I жителей завоеванных земель либо продавали поголовно в рабство, либо жестоко казнили на площади перед Великим Храмом в Теночтитлане. Убыль работников восполнялась ацтекскими переселенцами, которые устанавливали систему управления по местным образцам. Особенно показателен пример Уашьякака (нынешней Оахаки, главного города одноименного мексиканского штата), где даже был назначен свой правитель.
В других случаях ацтеки подчиняли себе местные политические системы, играя на раздорах среди местной знати. Ацтеки мастерски использовали слабости соседей при выборе претендента на власть. Пиктографические свидетельства из Коиштлауаки, например, показывают, что после смерти Атоналя наследника выбрали из соперничающей с ним династии, в то время как одну из жен Атоналя назначили… сборщиком налогов. В других случаях те из претендентов, кто в отчаянии был готов на сделку с самим дьяволом, сами приглашали ацтеков, чтобы с их помощью решить дело в свою пользу. Разрушение политических устоев могло идти и более коварными способами. Среди восточных науа, миштеков, сапотеков и их союзников браки в царских семействах часто были распланированы на многие поколения вперед. Когда ацтеки подчиняли себе одного из членов этой конфедерации, уэй тлатоани или кто-нибудь из высшей знати мог потребовать себе в жены женщину из местного правящего рода. Это не только связывало побежденных с ацтекским правящим домом, но и нарушало всю систему уже предрешенных браков. Какую бы стратегию ни избирали завоеватели, они стремились к тому, чтобы постоянно увеличивать сеть подвластных государств, которые могли бы снабжать ацтекское войско, если бы тому потребовалось пройти по их территории.
Испанцы и их союзники тлашкольтеки (среди них воины-цапли – отряд элитный воинов, поскольку цапля была одним из покровителей Тлашкалы). «История Тлашкалы». Не забыта даже такая мелочь, как тавро на лошадином крупе!
В способах ведения войны у ацтеков не последнее место занимало… колдовство! Причем занимались им вполне серьезно и, наверное, во все эти магические ритуалы и жертвоприношения, которые происходили перед сражением и призывали гнев богов на врага, верили очень многие и это их подбадривало! Однако же при этом сжигали растения вроде олеандра, которые давали ядовитый дым, вызывающий тошноту, боль и даже смерть — если его ветер относил в нужную сторону. Более медленным, но не менее действенным способом являлось подмешивание отравы в пищу и воду — особенно когда враг был готов выдержать осаду. При необходимости убийцами могли стать даже дворцовые гонцы – когда возникала необходимость разрешить конфликт между представителями одного правящего дома и другого.
На этом изображении хорошо видно, что индейцы используют два вида стрел: с широкими наконечниками и узкими, зазубренными. «История Тлашкалы».
Продолжение следует…