Двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия стали для дирижаблей золотой эпохой. А главной звездой того времени было воздушное судно LZ 127 «Граф Цеппелин». За свою долгую жизнь дирижабль провел в воздухе более 17 тысяч часов, совершил без малого 600 вылетов, преодолев порядка 1,7 миллиона километров. Только представьте: «Граф Цеппелин» 143 раза пересекал Атлантику и 1 раз — Тихий океан!
Журналисты не уставали петь дифирамбы воздушному судну, его популярность считали мистической. При этом люди прекрасно знали о том, что дирижабли являлись, наверное, самым опасным из существовавших тогда транспортных средств. Ведь в те годы человек ещё не мог серьёзно противостоять погодным условиям. Поэтому аварии случались часто, но немцы упрямо и педантично создавали новые судна.
Так продолжалось вплоть до 6 мая 1937 года, когда потерпел крушение LZ 129 «Гинденбург». Трагедия вызвала большой общественный резонанс. Из-за разразившегося скандала дирижабли лишили статуса пассажирских транспортных средств. Не пощадили даже ветерана «Графа Цеппелина», превратив его в музей. Когда же началась Вторая мировая война, это судно, как и его ближайший родственник «Граф Цеппелин II» (LZ 130, построенный в 1938 году), разобрали на запчасти. На этом эпоха дирижаблей закончилась.
Суда недаром носили имя графа Фердинанда фон Цеппелина. Этот человек всю свою жизнь посвятил осуществлению мечты — сделать дирижабли безопасными. Идти к намеченной цели графу было тяжело, ошибки и провалы преследовали его буквально на каждом шагу. Но Фердинанд фон Цеппелин с фанатичным упрямством доказывал всему миру, что, если верить и трудиться, все получится.
[/b]Отряд самоубийц[b]Казалось, 1896 год станет прорывом для воздухоплавания. Когда доктор Вельфер сумел оторваться от земли и взмыть к облакам на аппарате с двигателем внутреннего сгорания Даймлера и Бенца, инженеры и конструкторы ликовали, думая, что верная дорога найдена. Но уже второй полет перечеркнул предыдущий успех. Из выхлопной трубы силового агрегата вылетела искра. И все бы ничего, но через оболочку просачивался водород. Дирижабль буквально разорвало на куски из-за мощнейшего взрыва. Вместе со своим детищем погиб и творец…
Катастрофа не поставила крест на эволюционном пути дирижаблей. Во многом благодаря графу Фердинанду фон Цеппелину, уроженцу города Констанца.
К 1863 году за плечами двадцатипятилетнего мужчины были военная академия и звание лейтенанта вюртембергской армии. Но военная муштра ему наскучила. Фердинанд взял отпуск и отправился в университет Тюбингена, чтобы освоить общественно-политические науки, а заодно химию и машиностроение. В 1863 году его отправили в США как военного наблюдателя. В то время США сотрясала война между Севером и Югом. Там, на чужой земле, Фердинанд впервые совершил полет. Точнее, полетом это можно назвать с большой натяжкой. Фон Цеппелин просто поднялся в воздух на привязанном аэростате. Одного такого «полета» оказалось достаточным. Немец вдруг понял, что уже не сможет прожить без неба.
В середине шестидесятых годов 19-го века ему пришлось вернуться на родину. Сначала фон Цеппелин принял участие в прусско-австрийской, а затем в франко-прусской войнах. В последней он показал себя хорошим разведчиком. Во время боевых действий с французами Фердинанд активно использовал воздушные шары. Они оказались очень удобными для наблюдения за противником.
Чуть позже Фердинанд познакомился с докладом Генриха фон Штефана — человека, который являлся отцом Всемирного почтового союза. В том документе он предлагал для более быстрой доставки почты использовать аэростаты. Открывающиеся перспективы так сильно поразили Цеппелина, что он решил посвятить жизнь созданию таких летных машин.
Первый блинВ 1887 году Фердинанд отправил королю Вюртенбергскому особое письмо, в котором подробно описал свою идею создания целого флота огромных воздушных кораблей. Объяснил фон Цеппелин и то, что радеет о высочайшей военной силе Германии. И без «небесного воинства» выйти в лидеры не получится. Кроме того, в мечтах конструктора дирижабли смогли бы облегчить немцам освоение не только Африки, но даже Северного полюса.
То послание (меморандум) пресса и общественность восприняли неоднозначно. Одни смеялись, другие критиковали, третьи скептически качали головами. Но Цеппелин был не из тех, кто сразу сдается.
…Шло время. В 1891 году фон Цеппелин вышел в отставку в звании адъютанта короля Вюртембергского. Поскольку свободного времени стало много, Фердинанд решил полностью посвятить его главному делу свой жизни. Накопленные средства пошли на строительство специализированной мастерской у Боденского озера, а также на оплату услуг талантливых инженеров. Во главе группы изобретателей встал Теодор Кобер.
Прошло несколько лет, каких-либо серьезных продвижений в работе над дирижаблем не происходило. Местный народ начал активно посмеиваться над фанатичным стариком и его «компашкой». Особенно ядовито публика отреагировала на идею создания «воздушного поезда». Цеппелин предложил соединить несколько сферических аэростатов друг с другом, видя в этом проекте большой потенциал. Но ученый совет и пресса были иного мнения. Вместо одобрения Фердинанд получил насмешки и обидные карикатуры.
Мучительный поискЗанимаясь идеей «воздушного поезда», фон Цеппелин и его команда не обратили внимания на конкурента. В начале ноября 1897 года конструктор Давид Шварц создал новинку — дирижабль жесткой конструкции. Причем не на бумаге, судно поднялось в воздух! До Шварца никто не пытался сделать дирижабль жестким. Они были или мягкие, или полужесткие. И вдруг такой прорыв! В своем детище Шварц спрятал баллоны внутри специального каркаса из алюминия. Сам же дирижабль был обтянут тканью и имел стандартную сигарообразную форму. Благодаря такой конструкции отпала необходимость закачивать водород под большим давлением, резко увеличилась надежность. Шварц был на верном пути, но… вскоре он умер. Цеппелину выкупил у вдовы все наработки. И «конструкторское бюро» получило пищу для размышления.
На реализацию проекта требовалось много денег. Поддержку Цеппелину оказал Союз немецких инженеров, совместно они организовали «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания». Начальный капитал — примерно 400 тысяч марок — Фердинанд выделил из своих личных сбережений. Этого хватило для старта работ.
Спустя год «Luftschiffbau Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в 1900 году сам граф поднялся в воздух на своем детище.
Первый блин оказался комом. Несколько месяцев дирижабль ремонтировали и доводили до ума. Второй полет стал более удачным, но беда пришла с другой стороны. Сначала обанкротилось «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания», потом в финансировании отказали военные. Затем сильный ураган практически уничтожил LZ-1. Денег на ремонт у старого графа уже не оставалось. Можно было впадать в отчаяние, но Фердинанд держался.
Через 4 года после катастрофы, в 1905 году, король Вюртемберга словно решил сжалиться над Цеппелином. Он организовал благотворительную лотерею, желая поддержать воздухоплавание. Граф разжился хоть и небольшой, но очень нужной суммой. Продав часть имущества, а также остатки LZ-1, ему удалось набрать 400 тысяч марок. Они пошли на создание LZ-2.
Злой рок шел след в след за Цеппелином. Сначала дирижабль упал в озеро. Затем его подхватило течение… До середины января 1906 года судно ремонтировали. Но как только оно было готово, налетел ураган и уничтожил детища Цеппелина. Народ поговаривал, что он проклят. Наверное, в тот момент и сам Фердинанд в это поверил.
Сумев выдержать очередной удар насмешек и порицания, фон Цеппелин заложил свое имущество, а вырученные деньги вложил в создание LZ-3. И в начале октября 1906 года дирижабль был готов. Наконец-то графу повезло. Третье по счету его творение оказалось удачным. Правда, еще в течение целого года аппарат то и дело модернизировали и доводили до ума. Зато результат превзошел все ожидания, «тройка» сумела зависнуть в воздухе на восемь часов! Этот успех не могли не заметить военные. Вскоре они заказали «конструкторскому бюро» Цеппелина дирижабль, выделив на это изобретателю необходимые 400 тысяч марок. А спустя некоторое время расщедрились на фантастическую по тем временам сумму — свыше миллиона марок.
К июню 1908 года LZ-4 был готов. А в июле король и королева Вюртемберга вместе с графом поднялись на дирижабле в воздух. Старый изобретатель дождался своего звездного часа и получил орден «Черного орла». Тогда он и не подозревал, что до трагедии оставалось совсем немного…
LZ-4 сгорел 5 августа 1908 года. Свидетелями случившегося стали более 40 тысяч зрителей, собравшиеся в долине Рейна, чтобы понаблюдать за дирижаблем. В тот роковой день судно должно было отправиться в свой первый дальний перелет по маршруту Фридрихсхафен-Страсбург-Мангейм-Майнц. Но сильный порыв ветра ударил дирижабль о дерево. Судно мгновенно вспыхнуло… Казалось, что уж этого удара изобретатель не переживет. Но помощь неожиданно пришла с той стороны, с которой он и не ждал. Обычные немцы решили собрать деньги на создание «пятерки».
Вскоре фон Цеппелин получил порядка восьми миллионов марок. Такая сумма позволила графу не только вернуть свое имущество, но и помочь другим пионерам воздухоплавания. Например, он оказал помощь Коберу, чтобы тот смог заняться созданием гидросамолетов.
В конце мая в воздух поднялось пятое детище Цеппелина. Дирижабль LZ-5 стал творцом истории — его официально взяли в армию. И хоть через год судно разбилось, граф поставил производство дирижаблей на поток.
К началу Первой мировой войны у Германии на вооружении находилось восемь воздушных судов. Деньги, полученные от военных, позволили Цеппелину организовать производство аппаратов по всей стране. Военные дирижабли графа могли нести смертоносный груз до тонны и оснащались несколькими пулеметами. В мае 1915 года именно они скидывали бомбы на Лондон.
На Цеппелина посыпались новые заказы. Заказчиков не смущало даже то, что дирижабли легко выходили из строя от зажигательных пуль и авиационных пулеметов. И к 1917 году немцы потеряли более сотни «цеппелинов».
Граф умер в 1917 году. В следующем году Германия капитулировала и подписала Версальский мир. По его условиям стране запрещалось строить, а также эксплуатировать дирижабли. Те немногие аппараты, которые сумели пережить войну, забрали победители. Казалось, дело старого графа погибло. Но его бывший пресс-атташе сумел найти выход из ситуации. Помогли ему американцы. Их заинтересовали дирижабли, и они сделали заказ. Так в 1920 году появился LZ-126. От «исходника» он отличался тем, что в баллоны закачивали не водород, а безопасный гелий. Немецкое детище пришлось заказчикам по вкусу. Вскоре родилось совместное производство «Goodyear-Zeppelin». Просуществовало оно недолго — сказался мировой экономический кризис. Поэтому конструкторы сумели создать лишь один дирижабль: «Акрон» длиной в 239 метров (разбился в 1933 году).
А в 1928 году, спустя восемьдесят лет со дня рождения графа, в воздух взмыл LZ-127 «Граф Цеппелин». Именно это воздушное судно совершило кругосветное путешествие, уложившись в двадцать один день.
Кстати, в немецком языке слово «дирижабль» вообще не встречается. Вместо него — «цеппелин»…