Я думал написать небольшой отзыв на книгу Платошкина о никарагуанской революции, но в итоге получилось две страницы текста. На картинке: Никарагуанская кордоба с изображением американского посла в этой стране Тернера Шелтона. А когда портреты американских послов и генералов НАТО на деньгах восточноевропейских стран печатать будут?
Кабы я была царицей", то на все ответственные посты в МИДе назначал бы латиноамериканистов. Ибо, как не раз говорили мне знающие люди, в российском научном сообществе издавна существует тенденция нездоровой симпатии ученого к объекту изучения. Так, после десяти лет работы в Институте США и Канады, человек в 90% случаев становится ярым республиканцем и уже не отделяет своих взглядов от интересов внешней политики Соединенных Штатов. Тоже самое касается и других стран, за исключением, наверное, Турции, изучением которой традиционно еще с советских времен занимались армяне.
Не знаю, правда это или нет, но в любом случае латиноамериканисты в силу своего профессионального опыта имеют куда меньше иллюзий в отношении США, Запада, "эффективного капитализма" и прочей дребедени, которой набираются те, кто занимается историей капиталистического центра.
Это все присказка, а речь пойдет о книге "Сандинистская революция в Никарагуа" Николая Платошкина. Собственно говоря, эта история страны, у которой "не получилось", а уроки неудачников, пожалуй, полезнее редких примеров "успеха".
Если кратко, то после 150 лет строительства светлого рыночного будущего, Никарагуа пришла к состоянию, которое большинство "продвинутых" граждан Восточной Европы назвали бы идеальным. Государство стало аграрной сверхдержавой, практически без промышленности, за исключением пары десятков перерабатывающих заводиков. Более того, в Никарагуа к 1970-м годам практически не было государственной собственности! Частный бизнес рулил и доминировал. Медицина и образование были оптимизированы по максимуму — кто хотел, летал лечиться на Майями и учиться в Гарвард, а кто не хотел, не учился и не лечился. В смысле совсем. Отношения с США были такими, что фотографии американского посла печатали на местных купюрах. Правил Никарагуа местный Саакашвили — мудрый Сомоса. В принципе, конечно, отдельные недостатки у него были, но в целом при нем была демократия. Сам Сомоса был либерал, в оппозиции у него были консерваторы, а декоммунизацией занималась национальная гвардия. У Госдепа претензий к Манагуа не было, чай не совок.
И тут в 1979 году Сомосу свергли. Не иначе как кознями лукавого. К власти пришли так называемые сандинисты. А дальше было интересно. Сандинисты, с одной стороны, хотели что-то пореформировать для народа, а с другой — ребята боялись ссориться с буржуазией и выводить из душевного равновесия большого американского брата. В результате чего были допущены практически все возможные и невозможные ошибки.
Ради умиротворения дяди Сэма была сохранена буржуйская пресса, буржуинские партии, а леваков, которые призывали все "отнять и поделить", закрыли в цугундер. Круче всего, как всегда, обошлись с троцкистами, которые выставили против Сомосы целую интернациональную колонну им. Симона Боливара. Но как только троцкисты на подконтрольной им территории стали вводить рабочий контроль на фабриках и делить землю, их сразу же через Панаму выслали в Колумбию в лапки интеллигентных людей с высшем образованием, которые тихо беседуют в обитых войлоком кабинетах. Все долги Сомосы были подтверждены, а крупные хозяйства, за исключением поместий нескольких эмигрантов — сохранены, ввиду их сугубой эффективности.
Но буржуи и Штаты не оценили доброты сандинистов. Ведь все эти американские и европейские заправилы выглядят адекватно только по зомбоящику, а в реальности они прислужники капиталистов и классовые враги трудящихся. Этого, к сожалению, до сих пор многие не понимают. В ответ на протянутую руку США начали вкладывать сотни миллионов долларов в свержение нового режима, а буржуи занялись экономическим саботажем. Благо это было не так сложно сделать, поскольку сандинисты очень медленно и постепенно начали создавать смешанную модель экономики, крайне удобную для перетекания дешевых товаров и кредитов из госсектора в частный сектор.
Более того, сандинисты проявили себя как ответственные монетаристы, заморозив зарплату рабочим и служащим, которым было предложено ударно трудиться и терпеть. Крестьяне должны были терпеть, глядя на землю помещиков. А кое-где, в отсталых районах Москитии (там где много диких комаров), революционеры начали решать задачи буржуазной революции и приступили к огосударствлению общинных земель индейцев.
Все это конечно закончилось крестьянским бунтом, которым на первых порах руководили маоисты-ходжаисты, а потом взяло под свой контроль ЦРУ. Так возникло движение "контрас", торговцев веществами, контрреволюционеров и просто хороших людей, которым помогали все, от саудовцев и израильтян до родезийцев и тайванцев. Руководил всем этим цирком легендарный полковник Оливер Норт, чье имя хорошо помнят жившие в 80-х. Удивительно, что в помощи "контрас" не отметились рептилоиды с Нибиру. Приложенных усилий было достаточно, чтобы уничтожить сандинистов за неделю, но поскольку поддержка "контрас" шла живыми деньгами, большая часть "мирных повстанцев" сидела месяцами на бананах и консервах, а заинтересованные лица построили дачи на Майями и жили там как боги, еще раз показав всему миру, что коррупция — главный друг тоталитаризма.
Хотя на поле боя сандинисты нагибали "мирных повстанцев" раз за разом, издержки войны довели экономику Никарагуа до свинского состояния, выходить из которой Даниэль Ортега и компания решили за счет рыночных реформ. Этим они окончательно добили еще живой госсектор и растеряли всю поддержку своих сторонников, которые все-таки хотели социализма, а не капитализма и логично спрашивали — "за что боролись". Финалом комедии стали устроенные сандинистами всеобщие выборы, которые они к своему удивлению с треском проиграли.
Какие уроки можно извлечь из никарагуанской истории в изложении товарища Платошкина?
Примечательно, что в отличие своего земляка Чингачгука, латиноамериканцы последовательно наступают на одни и те же грабли — Чили, Никарагуа, Венесуэла. Всюду частичные, "бухаринские" реформы, которые приводят к идентичным экономическим кризисам. Всюду отказ от полного подавления буржуазии, которая, пользуясь поддержкой американского империализма, активно пытается вернуть власть всеми средствами.
Беспринципность некоторых "коммунистических" сект, которые ради "углубления революции" и свержения недостаточно революционного правительства готовы лакать из мисочки ЦРУ или входить в коалиции с буржуазными партиями.
Замечательная гибкость и непреклонность американского империализма, чья политическая тактика и стратегия вырабатывалась на протяжение двух столетий. Его готовность поддержать любые силы и объединения, но исключительно на базе основных американских принципов — политической зависимости от США и безоговорочного экономического подчинения власти капитала.
В целом изучение данной книги будет полезно жителям Восточной Европы, поскольку история Латинской Америки — это наше "воспоминание о будущем и настоящем".
|