История мусульманских мигрантов опять повторяется, теперь в Европе.
В булькающем котле мусульманского мира при жизни одного поколения было уже буквально все, что только может произойти за тысячелетнюю историю какого-нибудь более спокойного региона. Ближний Восток освобождался от колониальной зависимости, боролся против Израиля, строил «арабский социализм», устанавливал военные диктатуры, экспериментировал с исламским радикализмом от Аль-Каиды до ИГ и даже попробовал на вкус «оранжевые революции» . Это еще неполный список.
Нетрудно также заметить, что в этом хаосе есть две константы.
Во-первых, Турция. Сильное государство, которое к тому же довольно долгий период было лидером мусульманского мира. С устойчивой политической системой. С растущей экономикой, объемы которой за 25 последних лет увеличились в пять раз. С хорошим финансированием армии, которая по численности считается второй в блоке НАТО после США.
Во-вторых, исламизация Европы. Мигранты наращивают численность, выстраиваются в очередь за пособиями и строят мечети. Подсчитано, что к 2030 году в столице ЕС Брюсселе мусульманская диаспора по численности должна обогнать коренное население белых европейцев.
Давайте глянем на эти явления не по отдельности, а в логике одного процесса. Который, кстати, уже имел место в истории.
От иммиграции к собственному государству
На свою нынешнюю родину турки пришли приблизительно так же, как нынешние мусульманские мигранты прибывают в Западную Европу. Одно из туркменских племён в XIII веке под давлением монголов покинуло родную пустыню и отправилось искать лучшей жизни.
Их было совсем немного – 400 или 500 шатров. О том, чтобы с такими силами завоевать какую-то страну, не могло быть и речи. В другой ситуации мигрантов просто отловили бы на границе. Однако туркменам повезло. Они попали в Малую Азию в самый подходящий момент – богатый регион, с прекрасным климатом, с историей и высокой культурой как раз находился в бесхозном состоянии. Византийцы так и не смогли восстановиться после падения Константинополя в 1204 году. Итальянцы на пару с мусульманами грабили наследство великой империи, движение крестоносцев, утративших смысл и ориентиры, переключилось на морское пиратство. Короче говоря, на мелкое племя язычников никто не обратил внимания.
«Воскресший Эртогрул». Свежий турецкий фильм о вожде Эртогруле, который привел их предков в Малую Азию. Сто первых серий можно посмотреть здесь, пятый сезон выйдет в конце 2018 г.
Семьдесят лет они обживались. Приняли ислам, завоевали три города, умыкнули невесту из какой-то крепости, чем очень гордились. Подтянулись мигранты с других регионов, вместе все-таки проще отстаивать свои интересы.
Перелом наступил приблизительно в 1300 году. Мигранты объявили о независимости, а их вождь Осман Гази договорился о дружбе и сотрудничестве с византийским губернатором по имени Михаил Коссес.
Он стал первым высокопоставленным ренегатом, который увидел перспективы у молодого государства. В дальнейшем на протяжении многих столетий потомки прозорливого Михаль-бея занимали высокие государственные должности в Османской империи.
Анатолия в 1300 г. Политическая раздробленность региона и отсутствие сильной власти способствовали тому, что молодое государство туркменских мигрантов не задавили в зародыше.
Совпадения не случайны
Нам сегодня трудно даже представить масштабы ренегатства византийцев и славян, которые массово переходили на сторону турок-османов. Разве что увидим нечто подобное в XXI веке в Европе.
Процесс перетекания Византийской империи в Османскую можно проиллюстрировать простым примером. 29 мая 1453 года турки взяли штурмом Константинополь, Византия пала. На следующий день великим визирем, т.е., премьер-министром, был назначен грек Заганос-паша, один из офицеров, командовавший осадой византийской столицы. Следующие за ним пять великих визирей тоже были греками или сербами, перешедшими из православия в ислам.
Ладно, это эпоха становления, вынужденная необходимость, пока турки заимствовали бюрократический аппарат и государственную систему. Однако возьмем XVI век. За одно столетие сменилось 27 визирей. Из них этническими турками было два человека.
Тут для красного словца можно было бы сказать, что Византийская империя восстанавливалась под исламским полумесяцем. Однако полумесяц тоже не совсем исламский.
Слева – мусульманский полумесяц со звездой. Справа – византийская монета с гербом Константинополя.
В Европе тоже считали османов прямыми наследниками Восточной Римской империи. Французский философ Жан Боден писал в 1560 году:
«Предъявлять права на титул абсолютного правителя может лишь османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора».
Вот еще одна цитата современника, от итальянского писателя и ученого Франческо Сансавино:
«Если бы мы тщательно исследовали их происхождение и подробно изучили их внутригосударственные отношения и внешние связи, мы могли бы сказать, что римская военная дисциплина, выполнение приказаний и победы равны турецким. Во время военных кампаний способны есть очень мало, они непоколебимы, когда сталкиваются с трудными задачами, подчиняются своим командирам абсолютно и упорно воюют до победы».
Не случайно и границы Османской империи во многом совпадают с очертаниями Восточной Римской империи. Турки не завоевывали. Они возвращали «своё».
Слева – карта Восточной Римской империи в 395 г. Справа – Османская империя в период максимального могущества, 1580 г.
Повторение сценария
В ЕС многие не любят мусульманских мигрантов. Показательным является тот факт, что все больше политиков стремится использовать исламофобские настроения и возглавить протесты против европейских правительств, неспособных справиться с наплывом беженцев. Сегодня это одна из самых обсуждаемых тем в политической повестке Евросоюза.
Но даже идеологи европейского изоляционизма плохо себе представляют последствия дальнейшего увеличения численности мусульманской диаспоры. Они просто берут нынешние проблемы с мигрантами и умножают их на предполагаемые тенденции. Терроризм, мусульманские гетто, мечети повсюду, рост преступности, женщины в хиджабах...
История Османской империи показывает, что всё может пойти по другому сценарию. Есть вероятность, что в определённый момент произойдёт фазовый переход и к мигрантам присоединятся местные. Не те местные, что живут на социальном дне (это как раз не новость), а политики, учёные, военные. Которые вдруг разочаруются в родной европейской культуре, почувствуют бесперспективность нынешнего политического пути.
Представим себе, что Исламское государство находится не в пустынях Ирака и Сирии, а, например, на территории Германии, Франции, Италии. И пользуется всеми ресурсами развитых европейских стран. И возглавляет его Ангела Меркель, только с платком на голове. И в армии царит нормальный немецкий орднунг, под руководством немецких же офицеров. А вместо пикапов с пулеметами у них на вооружении танки «Леклерк» и «Леопард». Совершенно фантастическая картина. Но именно так возникла Османская империя.
Собор Святой Софии с четырьмя минаретами в Стамбуле. На протяжении тысячи лет (вплоть до строительства Собора Святого Петра в Риме) считался самым большим храмом христианского мира.
Давайте посчитаем. От появления османов в Малой Азии в 1230 году до взятия Константинополя в 1453-м прошло 223 года. В серьезную силу, с которой считались соседние державы, они превратились приблизительно за полтора столетия. Т. е., мусульмане Европы только в самом начале пути.
В одной Германии живет 4,5 миллиона мусульман, две трети из которых – турецкого происхождения. Во Франции – 7 миллионов, это как минимум. В целом, арабов больше, однако за турками стоит мощная и организованная сила, своя держава. Напомним, что Эрдогану почти удалось сорвать осенние выборы в Германии, когда он призвал соотечественников с немецкими паспортами голосовать против «врагов Турции» в лице христианских демократов и эсдеков. А может ему это и удалось. Судя по последним новостям, «враги Турции» собираются идти на перевыборы, чтобы не пришлось формировать правительство меньшинства.
И это только первая проба. Посмотрим, что будет дальше. Пока что Европа идет по малоазиатскому сценарию XIV века.
Империя «чужеземных мальчиков»
Большая часть славы в турецких победах и завоеваниях принадлежит янычарам. Это была самая боеспособная сила османских вооруженных сил – регулярная пехота, которую набирали из детей христиан 8–16-летнего возраста. В основном, из славян. Офицерские кадры кавалерии, сипахи, оттуда же. Их готовили в одной школе с янычарами.
Почему-то распространено мнение, о том, что янычар как-то особенно сильно зомбировали, превращали в фанатичных сторонников мусульманской веры, стирали память о прежней семье и делали покорными рабами турецких хозяев. Не было таких технологий тогда, нет их и сейчас.
«Чужеземных мальчиков» минимально знакомили с религией и языком в турецких семьях Анатолии, а потом отдавали в казармы, учили обращаться со всеми видами оружия. Плюс бег, борьба, три языка, исламская религия и культура. Попасть в янычарский корпус было очень престижно, исламизированные боснийцы и албанцы договаривались за своих детей «по блату», в виде исключения.
Янычары по моде южных славян брили бороды, оставляя только усы. Традиционно бородатый мусульманский вид на картине имеет только один человек – собственно, сам турецкий султан.
Янычары сами выбирали себе командиров – тех, кому доверяли, кого считали самыми отважными и достойными. Они называли их «деями» – буквально, «дядька», «брат матери». Горизонтальные и вертикальные связи в корпусе были очень сильными, практически семейными. Интересно, что в «Записках янычара» сербского воина Константина из Островиц, написанных в 1497 г., автор упоминает, что его братья тоже находятся на службе, а один из них уже дошел до должности хранителя султанской казны.
Т.е., речь идет не о зомби, лишенных воли и памяти. Это братство людей, которых империя подняла «из грязи в князи». Которые, оставшись дома, пасли бы овец и кланялись в ноги каждому проезжающему барину. И они прекрасно понимали, чем обязаны той великой стране, за которую они воюют и которой управляют.
Самых способных отмечали еще на стадии обучения. Сорок курсантов из трех тысяч ежегодно отбирали в число пажей, они жили прямо в султанском дворце, рядом с гаремом.
Соседство было очень удачным и плодотворным. Гарем представлял собой ту же школу, только женскую. Чтобы попасть в число жен или наложниц султана, девушки годами учились (без шуток, программа вполне серьезная). До султанской постели доходили единицы – самые амбициозные и стервозные, которые твердо нацелились большую политику. Остальные выходили замуж за пажей и уезжали с ними, когда парни получали назначение на должность.
Библиотека при дворцовой школе Эндерун на территории султанского дворца Топкапы в Стамбуле.
В этом секрет великих турецких завоеваний. Османская империя дала каждому по способностям. Этого не могли обеспечить ни враждующие друг с другом славянские государства Балканского полуострова, ни деградировавшая Византия, ни католические державы Западной Европы, которые видели в регионе только пищевой интерес.
Тюркский мир опять отменяется
Есть распространенное мнение, что при первой же возможности Турция попытается объединить под своей властью весь тюркский мир. Т.е., среднеазиатские республики, тюркские народы Кавказа, татары, башкиры – короче говоря, сплошной массив от Средиземного моря до Алтая.
Тюркский мир, как его представляют сторонники пантюркизма.
Однако многовековая история ничем не подтверждает этого предположения. Известно ровно два коротких периода, когда в Турции задумывались о том, чтобы распространить власть на далеких тюркских родственников.
Первый относится к распаду Османской империи в начале XX века. Турция сама разваливалась на куски и некоторые деятельные люди в османском руководстве решили, что пантюркизм – это шанс перезагрузить страну вместе с политической системой.
Второй раз – это 90-годы, короткий период после распада Советского Союза. Опять же, возникли некоторые иллюзии, которые по факту не оправдались.
Напротив, в эпоху своего максимального могущества Османская империя занималась судьбой тюркских народов намного реже, чем, скажем, осадой австрийской столицы Вены. В XVI веке османы боролись даже за далекую Индонезию, пытаясь изгнать португальцев из Индийского океана. А про родной Туркменистан, который был буквально под боком, они даже не задумывались. Не говоря уже про Сибирь.
Наша заветная столица
У нас есть все исторические основания не любить османов. Они «украли» православный Константинополь, наш Царьград, в котором русы впервые приняли святое причастие. Ведь Константинополь мог быть нашей столицей.
Федор Тютчев, русский поэт, а по совместительству пиарщик на дипломатической службе, занимавшийся созданием позитивного образа России в странах Западной Европы, в 1848 году писал:
«Москва, и град Петров, и Константинов град –
Вот царства русского заветные столицы…»
Причём культурный синтез византийского и славянского начал наверняка оказался бы намного более естественным и успешным, чем вышло в Османской империи. История могла пойти по другому пути.
А что касается Турции, она не так уж и долго находилась на вершине. В конце XVI века проявились первые признаки кризиса, из которого османы уже не вышли. Сгладить национальные и религиозные противоречия турки не могли и не хотели. Пытаясь сохранить власть, они натравливали одни народы на другие, так что вполне закономерно пришли к падению.
История Османской империи могла закончиться еще в XIX веке. Единственное, что держало ее на этом свете – боязнь великих держав, что большая часть богатого наследства достанется России.
От похода князя Олега в 907 году и до дипломатических маневров Сталина, Царьград оставался манящей, но все так же недостижимой для нас целью.
Не получилось. Еще в 1975 году главный маршал бронетанковых войск СССР Павел Ротмистров со злостью говорил: «Проморгали Константинополь!» В 1944 году советские танки были в двух днях пути от Стамбула, впрочем, генерал Скобелев в 1878 году был еще ближе.
Теперь уже ничего не изменишь. Маленькое, но проворное туркменское племя оказалось в нужное время и в нужном месте. Вряд ли стоит им мешать и в дальнейшем, если у нас самих нет никакого плана насчет того, что делать с исламизацией Европы.