4
октября 1363 года, если верить китайским историкам и летописцам,
завершилось крупнейшее по количеству участников и самое протяженное по
времени морское сражение в мировой истории. Точнее, не морское а
озерное, так как оно происходило на самом крупном в Китае озере Поянху
площадью свыше трех тысяч квадратных километров и продолжалось более
двух месяцев.
В сражении участвовали флоты двух претендентов на
китайский престол - бывшего рыбака Чень Юляна и бывшего крестьянина Чжу
Юаньчжана. Интересно, что произошло оно в разгар
национально-освободительной борьбы против монгольских завоевателей, а
Чень Юлян и Чжу Юаньчжан были лидерами этой борьбы.
Однако после первых успехов и освобождения обширных территорий на
юге страны между соратниками, как это нередко бывает, вспыхнула грызня
за власть, вылившаяся в кровавую междоусобную войну и заставившая
надолго забыть про монголов.
Битве предшествовала долгая, но
безуспешная осада армией и флотом Чень Юляна расположенного на берегу
озера Поянху города Хунду, в котором засели сторонники Юаньчжана. За
время этой осады войска Чень Юляна потеряли убитыми, ранеными и
заболевшими около 50 тысяч человек из первоначальной численности в 650
тысяч. Остальные были сильно измотаны и страдали от нехватки
продовольствия, что сыграло важную роль в будущей битве.
В конце
июля 1363 года на помощь гарнизону Хунду подошел флот Юаньчжана,
состоявший (опять-таки, если верить китайским историкам) из почти тысячи
парусно-гребных кораблей с общей численностью команд в 250 тысяч
человек. Увидев приближение неприятеля, Чень Юлян тоже посадил почти
всех своих людей на суда и выступил навстречу.
Таким образом,
количество солдат и матросов на его кораблях превышало полмиллиона
человек, а общее число участников сражения достигало 750 тысяч! На этом
фоне Трафальгар, Наварин, Ютланд, Цусима и Лепанто выглядят мелкими
стычками.
Сами корабли представляли собой огромные, по тогдашним
меркам, трех-четырехпалубные "плавучие крепости" с высокими стрелковыми
башнями, в которых размещались лучники, арбалетчики и артиллеристы.
Численность экипажей этих монстров достигала двух тысяч человек. Флот
Чень Юляна воевал под красными флагами, а его корабли были окрашены в
красный цвет.
Флот Юаньчжана состоял из менее крупных, но более
маневренных, преимущественно - двухпалубных судов, окрашенных белой
краской, на которых широко применялось зажигательное оружие. В
частности, многие корабли были оборудованы так называемыми "мо-най-чи" -
шарнирно крепившимися к мачтам длинными балками, на концах которых
висели тростниковые корзины, наполненные горючей смесью. При подходе к
вражескому судну балка с помощью канатов разворачивалась в его сторону,
корзина воспламенялась зажигательными стрелами и падала на палубу,
создавая большой очаг возгорания.
При помощи этих устройств, а
также - зажигательных ракет, ручных гранат и брандеров морякам Юаньчжана
уже в первый день сражения, 1 августа, удалось спалить несколько
вражеских кораблей. Сами они тоже понесли потери, но гораздо более
низкие.
В дальнейшем схватки происходили почти ежедневно. Порой
дело доходило до абордажей, в которых отдельные корабли по несколько раз
переходили из рук в руки. По словам китайского историка У Ханя,
кульминационный момент сражения наступил 30 августа, когда флот Чень
Юляна потерял несколько десятков судов и до 60 тысяч бойцов, а во флоте
Юаньчжана погибло семь тысяч человек.
Люди Чень Юляна все больше
слабели от голода, поскольку быстроходные джонки Юаньчжана крейсировали
по озеру и блокировали доставку продовольствия противнику, захватывая
транспортные суда. В конце сентября несколько кораблей Чень Юляна
сдались, но остальные продолжали сражаться, хотя их осталось совсем мало
и исход битвы уже ни у кого не вызывал сомнений.
Наконец, 4
октября, Чень Юлян, выглядывая из окна своей каюты, получил арбалетную
стрелу в лицо и умер в тот же день. Это послужило сигналом к сдаче
оставшихся кораблей его флота. Крупнейшее сражение на воде, в котором
погибло несколько сот тысяч человек, завершилось, а смерть Чень Юляна
знаменовала окончание гражданской войны. Все антимонгольские силы Китая
объединились под командованием Юаньчжана, который в 1368 году объявил
себя императором, став основателем династии Мин. Но это уже другая
история.
Далее - рисунки китайских боевых коаблей времен битвы на
Поянху. Интересно, что верхний имеет колесный движитель. Насколько это
реально - решайте сами.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 303
Рейтинг поста:
Дичь и гон. Ни о каком огне конечно на кораблях говорить не приходится, тем более деревянных. Если огонь на современных из металла судов под запретом, то тогда тем более.
Тысячи судов..., ну-ну, простая арифметика, сколько кубов леса - строевого, не абы какого, а корабельного нужно для строительства одного! большого, водоизмещением в пару сотен тонн, а для того чтобы поднять мифические 2000 человек команды.
Сразу 1000 кораблей превращается где то в десяток другой крпных и пару десятков средних и мелких лодок поддержки, благо это озеро.
Сотни тысяч бойцов, из той же оперы, где взять оружие, еду, элементарно вооружить.
Сказки это все.
В лучшем случае несколько десятков кораблей, пару десятков тысяч человек команд.
Врут. Это также как мифическое вторжение монгольских орд на Русь в зимний период сотен тысяч всадников, бравших штурмом города и проскакавшие сотни километров через леса и снег за несколько месяцев.
Да они б сдохли б от истощения просто.
P.S. Когда хочешь почитать фантастику - прочитай вымыслы и байки про войны древности. Где поле битвы не может вместить указанное количество участников.