Ровно 90 лет назад, 1 октября 1927 года, на свет появился Олег
Николаевич Ефремов — известный советский и российский актер и
театральный деятель. Всю свою жизнь он посвятил любимой профессии и
служению искусству. Олег Ефремов пришел в мир театра и кино, чтобы быть
лучшим, этим внутренним стремлением к совершенству и была пропитана
судьба этого человека. Есть все основания полагать, что для последующих
поколений он встанет в один ряд со Станиславским. Советским и российским
кинозрителям он известен прежде всего по своим ролям в фильмах
«Батальоны просят огня» (полковник Гуляев), «Три тополя на Плющихе»
(таксист Саша), «Берегись автомобиля» (Максим Подберёзовиков),
«Айболит-66» (Айболит).
Олег Ефремов родился в простой
московской семье Николая Ивановича и Анны Дмитриевны Ефремовых, родители
его жили небогато, поэтому его детство прошло в большой коммунальной
квартире, расположенной на Арбате и в арбатских дворах. При этом часть
своего отрочества будущий актер и режиссер провел в Воркуте, так как его
отец служил бухгалтером в системе ГУЛАГа, здесь он смог достаточно
близко познакомиться с уголовным миром и лагерной жизнью.
Еще в
школе Олег начал интересоваться театральным искусством, он посещал
драматический кружок при Доме пионеров. Данное увлечение настолько
понравилось юному Ефремову, что он даже не мечтал о любой другой
профессии, кроме актерской. По воспоминаниям самого актера, он уже в
детском возрасте дал обед себе и своим друзьям, что всю жизнь будет
служить кино и театру, скрепив данную клятву кровью. Стоит отметить, что
знаменитый актер и театральный режиссер Олег Ефремов сдержал детские
обещания, пронеся их с собой через всю жизнь, десятки ролей в театре и
кино и десятки же поставленных им спектаклей.
Можно
сказать, что будущему актеру повезло и с друзьями детства. В
театральные круги его ввел приятель по московскому двору Александр
Калужский — внук знаменитого актера Василия Лужского. Еще одним другом
детства Ефремова был Сергей Шиловский, сын Елены Сергеевны Булгаковой.
Стоит отметить, что в доме известного российского писателя Михаила
Афанасьевича Булгакова, расположенном в Нашокинском переулке, Олег
Ефремов часто бывал в предвоенные годы.
После окончания школы
весной 1945 года Олег Ефремов вместе со своим друзьями отправился
поступать во МХАТ, хотя вступительные экзамены были сложными, ему
удалось сдать их с первого раза, при этом все друзья актера экзамены
провалили. Повезло Ефремову и с курсом, на который он попал, его вели
известные в то время актеры и режиссеры Михаил Кедров и Василий
Топорков. Уже в те годы Ефремов мечтал о том, что когда-нибудь станет
главным режиссером своего учебного заведения. Однако после завершения
обучения в 1949 году актером во МХАТ его не взяли, что показалось ему
настоящей катастрофой. В итоге он получил приглашение в Центральный
детский театр (сегодня Российский академический молодёжный театр), на
сцене которого и дебютировал в роли Володи Чернышева в пьесе Розова «Её
друзья». Так началась театральная биография великого актера. В
Центральном детском театре Ефремов проработал до 1957 года, сыграв за
это время более различных 20 ролей.
«Катастрофа» с отсутствием
предложений от МХАТа и поступление на работу в ЦДТ обернулась со
временем удачей. В 1950 году Центральный детский театр возглавила М. О.
Кнебель, а в 1954 году сюда пришел работать ее ученик, молодой А. Эфрос.
Так практически забытый зрителями театр смог преобразиться,
превратившись в один из самых популярных и интересных театров Москвы. По
мнению критиков, именно здесь в 1950-е годы после длительного кризиса,
началось возрождение российского театра, которому своей актерской игрой
способствовал и Олег Ефремов.
Здесь
же в ЦДТ состоялся и режиссерский дебют Олега Ефремова. В 1955 году он
поставил в театре комедию «Димка-невидимка». Удача первой собственной
постановки во многом предопределила судьбу Ефремова, как одного из новых
и очень талантливых театральных режиссеров страны второй половины XX
века. Начиная с 1960-х годов, его имя постоянно сияло на отечественной
сцене, наряду с именами Анатолия Эфроса, Георгия Товстоганова и Юрия
Любимова.
Работая в ЦДТ, Олег Ефремов параллельно преподавал в
школе-студии МХАТ, уже в 1949 году он был ассистентом на курсе Карева. К
1956 году вокруг его яркой фигуры, убежденного приверженца немодного в
те годы в советских театральных кругах Станиславского, сформировалась
группа молодых актеров, которые мечтали возродить студийные традиции
Художественного театра. Этот молодой коллектив, первоначально известный
как «Студия молодых актеров», составляли главным образом студенты
школы-студии МХАТ, а также ее выпускники — молодые актеры театров
Москвы, среди которых были Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений
Евстигнеев, Лилия Толмачева, Олег Табаков. За несколько десятилетий это
был первый театр в стране, рожденный не «сверху», а «снизу», возникший
как коллектив единомышленников.
Молодой и новый для столицы
театральный коллектив быстро завоевал любовь и популярность, и не только
в Москве: в 1960 году с большим успехом прошли гастроли нового театра в
Ленинграде. На протяжении ряда лет труппа, которую возглавил Олег
Ефремов, кочевала по московским сценическим площадкам, порою выступая
даже в случайных клубах. Именно во время этих спектаклей и скитальческой
жизни сложился аскетичный стиль раннего театра «Современник». В этом
нет ничего удивительного, хранить реквизит и громоздкие декорации было
банально негде, да и средств в первое время работы на декорации тоже не
было. Очень часто оформление первых спектаклей сводилось лишь к
«скудному прожиточному минимуму», порой весь интерьер на сцене был
представлен лишь несколькими предметами мебели. Когда в 1961 году театр
получил пусть и небольшое и обреченное на снос, но свое здание на
площади Маяковского, студийцы не стали изменять своим привычкам. В
частности, раз и навсегда они отказались от театрального занавеса.
Первоначальный «Современник» с его безусловным лидером, которым был Олег
Ефремов, исповедовал в работе «антитеатральность», следуя и здесь за
Константином Станиславским, который говорил: «В театре я больше всего
ненавижу театр».
В
1964 году «Современник» официально получил статус театра и перестал
именоваться студией. В 1966 году на исходе «оттепели», чуткий к
переменам атмосферы в стране театр представил московскому зрителю
«Обыкновенную историю» И. Гончарова в постановке Галины Волчек. Данный
спектакль наглядно свидетельствовал о творческой и не только зрелости
театрального коллектива. Для Ефремова история с «Современником»
завершилась летом 1970 года, закончилась эта эпоха символично —
постановкой им чеховской «Чайки». Свою первую «Чайку» Олег Ефремов
поставил как своеобразный памфлет — внес в нее идейный разброд, который
наблюдался в стране в конце 1960-х годов, когда люди перестали слушать и
слышать друг друга.
Некоторые коллеги Ефремова расценили его
уход из «Современника», как предательство, но в действительности из-под
этого театра уходила историческая почва. Детище «оттепели» было слишком
тесно связано с судьбой поколения, которое вступало в пору
разочарования. При этом главной наградой на протяжении всей жизни для
Олега Николаевича была любовь обычных зрителей. Уход же его из
«Современника» объяснялся еще и тем, что, видя успех данного театра,
«старики» из МХАТа предложили Олегу Ефремову возглавить его. От такого
предложения он просто не смог отказаться, к тому же ему пришлось браться
за руль тонущего судна и спасать театр, который находился в очень
тяжелом положении.
За 26 лет, который Олег Николаевич провел в
качестве актера и режиссера МХАТа, он сумел вернуть театр на прежнюю
высоту. Некогда самая легендарная сцена страны снова ожила, задышав
полной грудью. Во время работы во МХАТе им было поставлено множество
заметных и очень ярких спектаклей, каждый из которых становился
настоящим шедевром отечественной театральной сцены. Московские зрители и
гости столицы любили постановки Олега Ефремова, в эти 26 лет жизни
много в театре было завязано именно на его фигуре.
В
отличие от подавляющего большинства коллег-режиссеров Ефремов всегда
оставался еще и актером, он регулярно выходил на сцену и снимался в
кино. Он был актером и в «Современнике», и во МХАТе, при этом
Ефремов-актер в не меньшей степени, чем Ефремов-режиссер определял стиль
своих театров. Его «социальный герой» оказался востребован и в
кинематографе. Дебют Ефремова в кино состоялся уже в 1955 году, когда он
снялся в фильме Калатозова «Первый эшелон», картина была посвящена
освоению целины. Сыграв в первом своем фильме комсорга Алексея Узорова,
он и в будущем часто представал перед зрителями в образах «правильных»
героев. Так получилось, что он как Вячеслав Тихонов и Алексей Баталов,
никогда не играл отрицательных ролей.
В то же время зрителям,
особенно массовым, он навсегда запомнился своими лирическими
персонажами: водителем такси Сашей («Три тополя на Плющихе»), немым
деревенским художником Фёдором из фильма «Гори, гори, моя звезда»,
сыгранным с тонким юмором Айболитом в картине «Айболит-66». Отдельно
можно выделить роль в лирической комедии Рязанова «Берегись автомобиля».
Первоначально Олег Ефремов пробовался на роль Деточкина, однако, по
словам режиссера, ему не удалось скрыть свою человеческую
индивидуальность, речь о сильном характере прирожденного лидера. Его
Деточкин был похож на «волка в овечьей шкуре». В результате Рязанов
нашел в Ефремове идеального Максима Подберёзовикова. «С одной стороны
актерской индивидуальности Ефремова были присущи черты, которые
необходимо было иметь следователю, то есть решительная походка,
уверенные жесты, стальной взгляд, волевое лицо. С другой стороны, в
актере всегда присутствовала самоирония, которая позволяла ему играть
как бы не всерьез, подчеркивая легкую снисходительность по отношению к
своему герою, это было важно», — отмечал затем Эдуард Рязанов.
Олег
Ефремов отличался влюбчивостью, встречался со многими женщинами и
несколько раз был женат. У него было двое детей — дочь Анастасия
Олеговна Ефремова (по образованию театральный критик) от актрисы Ирины
Мазурук и сын Михаил Олегович Ефремов (актер, театральный режиссер,
телеведущий) от брака с актрисой Аллой Покровской. Младший сын Михаил
Ефремова Никита Ефремов также стал актером, продолжая семейную актерскую
династию.
За
свои творческие успехи Олег Николаевич Ефремов был награжден
многочисленными государственными наградами. В 1976 году он стал Народным
артистом СССР, в 1987 году Героем Социалистического Труда, Олег Ефремов
был лауреатом трех Государственных премий СССР (1969, 1974 и 1983
годов), а также двух Государственных премий Российской Федерации (1997 и
2003 годов). Но настоящим признанием для этого замечательного актера,
режиссера, педагога и театрального деятеля была неподдельная любовь
зрителей, которая и сделала его знаменитым и любимым для многих
поколений людей.
Олег Ефремов ушел из жизни сравнительно рано.
24 мая 2000 года он умер в Москве в собственной квартире на Тверской
улице, ему было 72 года. Причиной смерти режиссера стала затяжная
болезнь легких, при этом Ефремов никогда не говорил о ней, продолжал
работать, не жаловался на свою жизнь и свое состояние. В день прощания с
артистом и режиссером, по свидетельствам очевидцев, к зданию в
Камергерском переулке невозможно было подойти из-за количества
принесенных цветов. Олега Ефремова похоронили 31 мая на Новодевичьем
кладбище Москвы рядом с могилой знаменитого русского театрального
режиссера Константина Сергеевича Станиславского.
По материалам из открытых источников