Двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия стали для дирижаблей
золотой эпохой. А главной звездой того времени было воздушное судно LZ
127 «Граф Цеппелин». За свою долгую жизнь дирижабль провел в воздухе
более 17 тысяч часов, совершил без малого 600 вылетов, преодолев порядка
1,7 миллиона километров. Только представьте: «Граф Цеппелин» 143 раза
пересекал Атлантику и 1 раз — Тихий океан!
Журналисты
не уставали петь дифирамбы воздушному судну, его популярность считали
мистической. При этом люди прекрасно знали о том, что дирижабли
являлись, наверное, самым опасным из существовавших тогда транспортных
средств. Ведь в те годы человек ещё не мог серьёзно противостоять
погодным условиям. Поэтому аварии случались часто, но немцы упрямо и
педантично создавали новые судна.
Так продолжалось вплоть до 6 мая 1937 года, когда потерпел крушение
LZ 129 «Гинденбург». Трагедия вызвала большой общественный резонанс.
Из-за разразившегося скандала дирижабли лишили статуса пассажирских
транспортных средств. Не пощадили даже ветерана «Графа Цеппелина»,
превратив его в музей. Когда же началась Вторая мировая война, это
судно, как и его ближайший родственник «Граф Цеппелин II» (LZ 130,
построенный в 1938 году), разобрали на запчасти. На этом эпоха
дирижаблей закончилась.
Суда недаром носили имя графа Фердинанда
фон Цеппелина. Этот человек всю свою жизнь посвятил осуществлению мечты —
сделать дирижабли безопасными. Идти к намеченной цели графу было
тяжело, ошибки и провалы преследовали его буквально на каждом шагу. Но
Фердинанд фон Цеппелин с фанатичным упрямством доказывал всему миру,
что, если верить и трудиться, все получится.
[/b]Отряд самоубийц[b]
Казалось,
1896 год станет прорывом для воздухоплавания. Когда доктор Вельфер
сумел оторваться от земли и взмыть к облакам на аппарате с двигателем
внутреннего сгорания Даймлера и Бенца, инженеры и конструкторы ликовали,
думая, что верная дорога найдена. Но уже второй полет перечеркнул
предыдущий успех. Из выхлопной трубы силового агрегата вылетела искра. И
все бы ничего, но через оболочку просачивался водород. Дирижабль
буквально разорвало на куски из-за мощнейшего взрыва. Вместе со своим
детищем погиб и творец…
Катастрофа не поставила крест на
эволюционном пути дирижаблей. Во многом благодаря графу Фердинанду фон
Цеппелину, уроженцу города Констанца.
К
1863 году за плечами двадцатипятилетнего мужчины были военная академия и
звание лейтенанта вюртембергской армии. Но военная муштра ему
наскучила. Фердинанд взял отпуск и отправился в университет Тюбингена,
чтобы освоить общественно-политические науки, а заодно химию и
машиностроение. В 1863 году его отправили в США как военного
наблюдателя. В то время США сотрясала война между Севером и Югом. Там,
на чужой земле, Фердинанд впервые совершил полет. Точнее, полетом это
можно назвать с большой натяжкой. Фон Цеппелин просто поднялся в воздух
на привязанном аэростате. Одного такого «полета» оказалось достаточным.
Немец вдруг понял, что уже не сможет прожить без неба.
В середине
шестидесятых годов 19-го века ему пришлось вернуться на родину. Сначала
фон Цеппелин принял участие в прусско-австрийской, а затем в
франко-прусской войнах. В последней он показал себя хорошим разведчиком.
Во время боевых действий с французами Фердинанд активно использовал
воздушные шары. Они оказались очень удобными для наблюдения за
противником.
Чуть позже Фердинанд познакомился с докладом
Генриха фон Штефана — человека, который являлся отцом Всемирного
почтового союза. В том документе он предлагал для более быстрой доставки
почты использовать аэростаты. Открывающиеся перспективы так сильно
поразили Цеппелина, что он решил посвятить жизнь созданию таких летных
машин.
Первый блин
В 1887 году Фердинанд отправил
королю Вюртенбергскому особое письмо, в котором подробно описал свою
идею создания целого флота огромных воздушных кораблей. Объяснил фон
Цеппелин и то, что радеет о высочайшей военной силе Германии. И без
«небесного воинства» выйти в лидеры не получится. Кроме того, в мечтах
конструктора дирижабли смогли бы облегчить немцам освоение не только
Африки, но даже Северного полюса.
То послание (меморандум)
пресса и общественность восприняли неоднозначно. Одни смеялись, другие
критиковали, третьи скептически качали головами. Но Цеппелин был не из
тех, кто сразу сдается.
…Шло время. В 1891 году фон Цеппелин
вышел в отставку в звании адъютанта короля Вюртембергского. Поскольку
свободного времени стало много, Фердинанд решил полностью посвятить его
главному делу свой жизни. Накопленные средства пошли на строительство
специализированной мастерской у Боденского озера, а также на оплату
услуг талантливых инженеров. Во главе группы изобретателей встал Теодор
Кобер.
Прошло
несколько лет, каких-либо серьезных продвижений в работе над дирижаблем
не происходило. Местный народ начал активно посмеиваться над фанатичным
стариком и его «компашкой». Особенно ядовито публика отреагировала на
идею создания «воздушного поезда». Цеппелин предложил соединить
несколько сферических аэростатов друг с другом, видя в этом проекте
большой потенциал. Но ученый совет и пресса были иного мнения. Вместо
одобрения Фердинанд получил насмешки и обидные карикатуры.
Мучительный поиск
Занимаясь
идеей «воздушного поезда», фон Цеппелин и его команда не обратили
внимания на конкурента. В начале ноября 1897 года конструктор Давид
Шварц создал новинку — дирижабль жесткой конструкции. Причем не на
бумаге, судно поднялось в воздух! До Шварца никто не пытался сделать
дирижабль жестким. Они были или мягкие, или полужесткие. И вдруг такой
прорыв! В своем детище Шварц спрятал баллоны внутри специального каркаса
из алюминия. Сам же дирижабль был обтянут тканью и имел стандартную
сигарообразную форму. Благодаря такой конструкции отпала необходимость
закачивать водород под большим давлением, резко увеличилась надежность.
Шварц был на верном пути, но… вскоре он умер. Цеппелину выкупил у вдовы
все наработки. И «конструкторское бюро» получило пищу для размышления.
На
реализацию проекта требовалось много денег. Поддержку Цеппелину оказал
Союз немецких инженеров, совместно они организовали «Акционерное
общество развития управляемого воздухоплавания». Начальный капитал —
примерно 400 тысяч марок — Фердинанд выделил из своих личных сбережений.
Этого хватило для старта работ.
Спустя год «Luftschiffbau
Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в
диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в
1900 году сам граф поднялся в воздух на своем детище.
Первый
блин оказался комом. Несколько месяцев дирижабль ремонтировали и
доводили до ума. Второй полет стал более удачным, но беда пришла с
другой стороны. Сначала обанкротилось «Акционерное общество развития
управляемого воздухоплавания», потом в финансировании отказали военные.
Затем сильный ураган практически уничтожил LZ-1. Денег на ремонт у
старого графа уже не оставалось. Можно было впадать в отчаяние, но
Фердинанд держался.
Через 4 года после катастрофы, в 1905 году,
король Вюртемберга словно решил сжалиться над Цеппелином. Он организовал
благотворительную лотерею, желая поддержать воздухоплавание. Граф
разжился хоть и небольшой, но очень нужной суммой. Продав часть
имущества, а также остатки LZ-1, ему удалось набрать 400 тысяч марок.
Они пошли на создание LZ-2.
Злой рок шел след в след за
Цеппелином. Сначала дирижабль упал в озеро. Затем его подхватило
течение… До середины января 1906 года судно ремонтировали. Но как только
оно было готово, налетел ураган и уничтожил детища Цеппелина. Народ
поговаривал, что он проклят. Наверное, в тот момент и сам Фердинанд в
это поверил.
Сумев выдержать очередной удар насмешек и порицания,
фон Цеппелин заложил свое имущество, а вырученные деньги вложил в
создание LZ-3. И в начале октября 1906 года дирижабль был готов.
Наконец-то графу повезло. Третье по счету его творение оказалось
удачным. Правда, еще в течение целого года аппарат то и дело
модернизировали и доводили до ума. Зато результат превзошел все
ожидания, «тройка» сумела зависнуть в воздухе на восемь часов! Этот
успех не могли не заметить военные. Вскоре они заказали
«конструкторскому бюро» Цеппелина дирижабль, выделив на это изобретателю
необходимые 400 тысяч марок. А спустя некоторое время расщедрились на
фантастическую по тем временам сумму — свыше миллиона марок.
К
июню 1908 года LZ-4 был готов. А в июле король и королева Вюртемберга
вместе с графом поднялись на дирижабле в воздух. Старый изобретатель
дождался своего звездного часа и получил орден «Черного орла». Тогда он и
не подозревал, что до трагедии оставалось совсем немного…
LZ-4
сгорел 5 августа 1908 года. Свидетелями случившегося стали более 40
тысяч зрителей, собравшиеся в долине Рейна, чтобы понаблюдать за
дирижаблем. В тот роковой день судно должно было отправиться в свой
первый дальний перелет по маршруту
Фридрихсхафен-Страсбург-Мангейм-Майнц. Но сильный порыв ветра ударил
дирижабль о дерево. Судно мгновенно вспыхнуло… Казалось, что уж этого
удара изобретатель не переживет. Но помощь неожиданно пришла с той
стороны, с которой он и не ждал. Обычные немцы решили собрать деньги на
создание «пятерки».
Вскоре фон Цеппелин получил порядка восьми
миллионов марок. Такая сумма позволила графу не только вернуть свое
имущество, но и помочь другим пионерам воздухоплавания. Например, он
оказал помощь Коберу, чтобы тот смог заняться созданием гидросамолетов.
В
конце мая в воздух поднялось пятое детище Цеппелина. Дирижабль LZ-5
стал творцом истории — его официально взяли в армию. И хоть через год
судно разбилось, граф поставил производство дирижаблей на поток.
К
началу Первой мировой войны у Германии на вооружении находилось восемь
воздушных судов. Деньги, полученные от военных, позволили Цеппелину
организовать производство аппаратов по всей стране. Военные дирижабли
графа могли нести смертоносный груз до тонны и оснащались несколькими
пулеметами. В мае 1915 года именно они скидывали бомбы на Лондон.
На
Цеппелина посыпались новые заказы. Заказчиков не смущало даже то, что
дирижабли легко выходили из строя от зажигательных пуль и авиационных
пулеметов. И к 1917 году немцы потеряли более сотни «цеппелинов».
Граф
умер в 1917 году. В следующем году Германия капитулировала и подписала
Версальский мир. По его условиям стране запрещалось строить, а также
эксплуатировать дирижабли. Те немногие аппараты, которые сумели пережить
войну, забрали победители. Казалось, дело старого графа погибло. Но его
бывший пресс-атташе сумел найти выход из ситуации. Помогли ему
американцы. Их заинтересовали дирижабли, и они сделали заказ. Так в 1920
году появился LZ-126. От «исходника» он отличался тем, что в баллоны
закачивали не водород, а безопасный гелий. Немецкое детище пришлось
заказчикам по вкусу. Вскоре родилось совместное производство
«Goodyear-Zeppelin». Просуществовало оно недолго — сказался мировой
экономический кризис. Поэтому конструкторы сумели создать лишь один
дирижабль: «Акрон» длиной в 239 метров (разбился в 1933 году).
А
в 1928 году, спустя восемьдесят лет со дня рождения графа, в воздух
взмыл LZ-127 «Граф Цеппелин». Именно это воздушное судно совершило
кругосветное путешествие, уложившись в двадцать один день.
Кстати, в немецком языке слово «дирижабль» вообще не встречается. Вместо него — «цеппелин»…