«...и сожгут на огне кожи их и мясо их и нечистоту их…»
(Левит 16:27)
Особенностью
войн ацтеков было то, что они не вели их за обладание территорией, не
стремились захватывать города и тем более штурмовать построенные в них
пирамиды, что было бы весьма проблематично. Врага нужно было победить в
полевом сражении и уже там пленить как можно больше мужчин вражеского
племени и этим самым его обескровить. А уже затем требовать покорности и
дани! «А то хуже будет. Придем и убьем всех остальных!» Естественно,
что такие битвы организовывались, что было делом весьма непростым.
1 - император ацтеков – тлатоани, 2 – «генерал», 3 – старейшина. Рис. Ангуса МакБрайда.
Например,
следовало обеспечить сигнальную систему на месте битвы. Для этого на
ближней возвышенности, откуда было хорошо видно все войско, устраивался
командный пункт. Сигналы от командующего передавали младшим командирам
по цепочке, при этом на каждого гонца могло приходиться по две с
половиной мили (ок. 4 км) пути. На дальних расстояниях для связи между
отрядами использовался дым, или сигналы подавались при помощи зеркала из
отполированного пирита. Кроме того, сигналы подавались сигнальными
рогами из раковин и ударами в барабаны. Внимание того или иного
подразделения привлекали, размахивая ярким штандартом. Командиры отрядов
смотрели на сигнал, подаваемый штандартом и слушали «звуковое
сопровождение». В бою они ходили вдоль строя сзади и привлекали внимание
воинов особыми свистками и выкрикивая приказы в зависимости от хода
битвы.
1 – воин-ягуар Тройственного союза, 2 – рядовой воин-ацтек, 3 – «капитан» Тройственного союза. Рис. Ангуса МакБрайда
Обычно
сражение начинали с обмена оскорблениями. Для этого разыгрывались
специальные сценки, которые высмеивали слабость врагов, им
демонстрировали обнаженные зады и гениталии. Нередко к оскорблению врага
привлекали даже женщин с детьми, которых специально для этого брали в
походы. Все это имело одну цель. Заставить неприятеля нарушить строй и
броситься толпой в атаку. Если такое случалось, то ацтеки бросались в
притворное отступление, чтобы еще сильнее раззадорить врага и завлечь
его в засаду. Когда Монтесума I во время вторжения в северный Веракрус
столкнулся с достаточно грозным войском уастеков, он приказал двум
тысячам своих воинов вырыть в земле ямы и спрятаться в них, прикрыв их
соломой. Затем его войско нанесло обманный удар по центру противника и
стало отступать. Уастеки ринулись в погоню. Как только они достигли
нужного места, у них буквально из-под ног поднялись ацтекские воины и
расправились с не ожидавшими ничего подобного врагами. То есть,
очевидно, что место, где должно было произойти сражение, устраивало обе
стороны, но ацтеки подошли на него раньше. Дальше… у них было время
вырыть эти ямы и замаскировать их. Более того, атака уастеков было
проведена выгодным ацтекам образом, при котором ямы были у них за
спиной. Все это говорит о тщательной и продуманной манере вести войну, а
возможно и о договоренностях между противниками, где и когда они
встретятся для битвы!
Изображение вождя Несауалькойотля, «Кодекс Иштлильшочитль», лист 106R. Изображение создано через столетие после его смерти.
Кстати,
уастеки говорили на языке, родственном языку майя, но лингвисты до сих
пор спорят о том, когда они поселились на побережье Мексиканского
залива. Ацтеки описывали их как людей устрашающего облика, с плоскими
головами, что являлось следствием обычая деформировать детям черепа.
Некоторые уастеки затачивали зубы, многие имели сложные татуировки. Имея
репутацию распутных пьяниц, мужчины этого племени зачастую пренебрегали
такой важной для ацтеков деталью одежды, как маштлатль, то есть
набедренной повязкой.
Воины Тлашкалы, нарисованные на основе изображений в «Кодексе Иштлильшочитль». Рис. Адам Хук.
То
есть, если войско двигалось двумя походными колоннами, то между ними
скорее всего обязательно поддерживалась связь, причем организованная
таким образом, чтобы в случае перехвата противником одного-двух гонцов
«связистов», линия связи тем не менее не нарушалась. То есть гонцы
должны были следовать один за другим на расстоянии видимости, чтобы в
случае нападения на одного, другие бы это видели!
Сигналы, как уже об этом шла речь, могли передаваться дымом и ударами в барабаны, причем не только на поле боя, но и на марше.
Но
вот противники сходились, демонстрация копулятивных органов
заканчивалась и начиналась собственно битва. Лучники пускали стрелы,
метатели дротиков с атлатлями в руках посылали свои снаряды во врага, и
также действовали пращники. Они обрушивали на врага град камней из
пращи. Интересно, сколько килограммов камней нес такой индейский
пращник? Ведь первым попавшимся камнем воспользоваться было нельзя. Их
специально собирали, сортировали, а возможно, что и каждый учился метать
именно собственные камни, а затем их подбирал или ему их собирали
мальчишки. Как бы там ни было, а такой обстрел с расстояния около 50
ярдов (ок. 45 м) должен оказать серьезное воздействие на неприятеля.
Интересно, что ацтеки, так же, как и греки и римляне, предпочитали
использовать лучников и пращников из числа покоренных народов. Возможно,
чтобы сэкономить на наградах. Ведь в плен такие воины никого не брали,
но обойтись без них было никак невозможно!
Защитные доспехи ацтеков. Рис. Адам Хук.
Отряды
этих воинов начинали сражение, находясь впереди основной боевой линии,
но затем отступали и вполне могли зайти во фланг атакующему противнику и
продолжить его обстрел. Воины-орлы и воины-ягуары после этого
оказывались в первых рядах, и тоже попадали под обстрел. Но имея шлемы и
большие щиты с привесью из кожаных лент, они от метательного оружия
страдали не так сильно, как легковооруженные стрелки. В любом случае,
если метательные снаряды метальщикам подносились прислугой, как,
например, у японских самураев, то долго выстоять под таким «огнем» было
невозможно. Поэтому «тяжелая пехота» должна была обязательно атаковать.
Следует отметить, что при всей «тяжести» своего защитного снаряжения,
ацтеки воевали бегом. Поэтому, кстати, одной из целей маневрирования на
поле боя было занять место на холме, чтобы удобнее бежать вниз по
склону.
Парадный щит ацтеков с изображением поющего койота. Этнографический музей в Вене.
Обратная сторона этого щита.
Воины
бежали, подняв «мечи» и прикрываясь щитами, врезаясь в отряд противника
подобно римским легионерам. Но дальше в отличии от тактики последних
бой у индейцев распадался на множество поединков, поскольку так они
могли без стеснения наносить удары своими макуауитлями. Поскольку удары
таким мечом требовали огромного расхода энергии, воины-меченосцы должны
были периодически меняться, чтобы сохранить свои силы и немного
отдохнуть. При этом командиры должны были подавать соответствующие
сигналы и вовремя направлять резервы из опытных бойцов, чтобы они
заполнили возникающие дыры в собственных рядах по мере выхода бойцов из
боя либо заменять их вследствие потерь. Ацтеки всегда старались окружить
своего противника, а для этого… иметь над ним численный перевес! Но так
как окруженные враги, понимая, что их ждет, могли сражаться с отчаянной
яростью, ацтеки, хорошо понимавшие человеческую натуру, давали им
возможность бежать. Надежда на спасение заставляла искать их спасения в
бегстве в сторону, где было меньше врагов. Но именно этого-то ацтеки и
ждали, и наносили удар силами скрытых до поры до времени резервов.
Праща ацтеков.
Когда
же весной войско возвращалось из похода, ацтеки праздновали недельный
праздник Тлакашипеуалицтли – праздник Шипе-Тотека –
Господина-с-Ободранной-Кожей. Суть праздника заключалась в массовом
жертвоприношении захваченных пленников и переодетых в одежды бога
Шипе-Тотека. В каждом из районов города пришедшие с победой воины
готовили для этого своих пленников. Затем начинался праздник, в котором
шли поединки пленных с пленными, пленных с победителями, после чего и с
убитых, а то нередко и с живых сдирали кожу.
Ритуальная цветочная битва, «кодекс Мальябекиано».
Мужчин
по обычаю привязывали к темалакатлю (жертвенному камню, имевшему форму
диска), после чего он обычно бился с четырьмя вооруженными
воинами-ягуарами или орлами. Самое интересно заключалось в том, что
павший не только лишался кожи, но… его затем еще и съедали.
Есть и
другие описания, по которым жертв привязывали к столбу и затем, подобно
Святому Себастьяну, пронзали стрелами, не давая быстро умереть, чтобы
на землю капала бы кровь жертвы и ее капли символизировали дождь.
После
того, как у жертвы извлекали сердце, с нее еще снимали кожу, причем
целиком и старательно выделывали. Жрецы носили одеяния из такой кожи с
прорезями у запястий для кистей в течение двадцати (или шестнадцати)
дней, во время следовавших за жертвоприношениями церемоний в честь бога
урожая и бога дождя. Понятно, что надевание новой кожи носило ритуальный
характер. Но это же была и жреческая одежда для боя, повергавшая в ужас
племена, такого обычая не практиковавшие.
Во время праздника
воины-победители, облаченные в содранные кожи поверженных ими пленников,
проходили через весь Теночтитлан, имитировали перед жителями бои по
всему городу, и одновременно просили… милостыню. И те, кто подавал им
пищу или делал дорогие дары, получали от воинов благословение, шедшее
как непосредственно от самого бога!
Шипе-Тотек в «Кодексе Борджиа», с окровавленным оружием, одетый в рубашку из содранной человеческой кожи.
По
окончании двадцатидневного праздника все эти... «одежды» снимались и
складывались в особые ящики с плотными крышками, да еще и хранились в
глубине пирамид, под храмами, где было прохладно, чтобы избежать таким
образом гниения и зловония.
Согласно вере ацтеков, кожа, снятая с
человека, обладала большой магической силой и давала одетому в ней
жрецу силу восставшего из мертвых (то есть силу жертвы, с которой ее
сняли). Кожу красили в желтый цвет, чтобы она смотрелась словно
позолоченная, что символизировало то, что земля надевает «новую кожу» с
началом сезона дождей, что вызывает новый урожай.
Шипе
Тотек в рубашке из человеческой кожи, копьем в одной руке и щитом в
другой. Над ним дата: 16 марта. Ниже текст на испанском, подробно
рассказывающий, что происходило в этот праздник. «Кодекс
Теллериано-Ременсис» (кстати, единственный кодекс полностью переведенный
на русский (и украинский) языки). Кстати, откуда у испанцев возник
такой интерес к индейской демонологии? Оказывается, время завоевания
Новой Испании совпало с обращением к этой теме европейских и прежде
всего испанских богословов, заинтересовавшихся проблемой козней дьявола,
пределами его могущества и пределами долготерпения господня. Ну и,
индейская тема» дала им богатую пищу для дискуссии, поэтому они все, что
касалось жертвоприношений индейским богам, столь тщательно собирали и
переводили на испанский…
Интересно, что золотых дел мастера
(теокуитлауаке) также являлись участниками в Тлакашипеуалицтли наравне с
воинами, поскольку Шипе-Тотек считался также их богом-покровителем. Их
праздник назывался Йопико и проходил в одном из храмов. Жрец, одетый в
кожу, изображал конечно же бога Шипе-Тотека. На нем был также парик из
длинных волос и богатая корона из перьев. В просверленной носовой
перегородке у него были вдеты золотые украшения, в правой руке он держал
погремушку, вызывать дождь, а в левой – золотой щит. Угощать «бога»
полагалось пирогом с начинкой из сырой кукурузы, в его честь
устраивались танцы, которые он же и возглавлял, а заканчивался этот
праздник демонстрацией воинской выучки пришедших с войны молодых воинов.
Эти праздники были описаны в «Кодексе Дюрана», «Кодексe
Мальябекки», «Кодексe Теллериано-Ременсис», «Истории…» Саагуна,
«Бурбонском кодексе» и в «Кодексе Товара». В разных кодексах описания их
несколько различаются, но не принципиально.
Продолжение следует…