Территориальная организация ОКЖ изменилось в соответствии с Положением
1867 г. Большинство жандармских округов было упразднено, и окружная
система была сохранена лишь на окраинах (Царство Польское, Кавказ и
Сибирь), в то время как на территории остальной России основными
структурными подразделениями стали губернские жандармские управления
(вначале 56). Бывшие губернские штаб-офицеры стали их начальниками.
Аппарат каждого жандармского управления состоял из нескольких
территориальных отделений (по уездам или группам уездов). Основные
задачи - производство политического сыска и дознания по делам о
государственных преступлениях в пределах соответствующей губернии.
Позже,
после появления охранных отделений, задачи губернских жандармских
управлений изменяются – в их компетенции остается в основном проведение
дознаний по делам «политического» характера. Учреждается так называемый
наблюдательный состав (Высочайшим повелением 28. 08. 1870 г. был
переименован в дополнительный штат губернских жандармских управлений)
ОКЖ, состоявший из унтер-офицеров (2 на жандармский пункт). Они собирали
информацию об идеологическом настроении умов подданных империи.
В
административном и строевом отношениях губернские управления
непосредственно подчинялись Штабу Отдельного корпуса, а по сыскной части
- вначале Третьему Отделению Собственной Его Императорского Величества
Канцелярии, а с 1881 г. - Департаменту полиции МВД. В подчинении
губернских жандармских управлений находились портовые и крепостные
жандармские команды, а также пограничные жандармские пункты.
4. Шеф жандармов князь В. А. Долгоруков.
Всего к Февральскому перевороту 1917 г. на территории империи функционировало 75 губернских жандармских управлений.
В
1880 году, после упразднения Третьего Отделения, общее руководство ОКЖ
было возложено на министpa внутренних дел (по должности он являлся Шефом
жандармов), но в военном отношении Отдельный корпус по-прежнему
подчинялся Военному министру.
Согласно «Положению о мерах к
охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14.
08. 1881 г. ОКЖ возглавлялся командиром и Штабом. Офицеры ОКЖ, входившие
в штат губернских жандармских управлений, розыскных пунктов и охранных
отделений в своей розыскной и политической работе подчинялись
Департаменту полиции МВД. Главная задача ОКЖ в соответствии с Положением
1881 г. - охрана государственного порядка, безопасность особы
императора, членов его семьи и высших должностных лиц империи.
Указом
от 25. 06. 1882 г. за министром внутренних дел сохранялось звание Шефа
жандармов и Главноначальствующего над всеми частями и управлениями ОКЖ
(за исключением жандармских частей военных округов), но непосредственное
управление ОКЖ вручалось товарищу министра - начальнику полиции – он
именовался командиром Отдельного корпуса. В строевом, военно-судебном и
инспекторском отношениях командир корпуса имел власть командующего
войсками военного округа. Но если по строевой части он действовал через
Штаб корпуса, то по правоохранительной линии - через Департамент полиции
МВД.
5. Шеф жандармов граф П. А. Шувалов.
В
1902 г. Отдельный корпус жандармов включал в себя: Главное управление
ОКЖ (Шеф жандармов - Министр Внутренних дел, командир корпуса - товарищ
министра - заведующий полицией, Штаб ОКЖ); Губернские жандармские
управления, Жандармское управление г. Одессы и Шлиссельбургское
жандармское управление; Сибирский жандармский округ с губернскими и
окружным жандармскими управлениями; Варшавский жандармский округ с
губернскими, окружным и уездными управлениями; Жандармские полицейские
управления железных дорог с «Особыми комитетами» и отделениями при них;
городские конные команды; 19 жандармских крепостных команд, 3 пеших
жандармских команды; строевые части корпуса (три столичных жандармских
дивизиона).
Штаб ОКЖ являлся исполнительным органом Шефа
жандармов и командира Отдельного корпуса (руководящим органом также было
Главное управление ОКЖ) по розыскной, инспекторской, строевой,
военно-судной и хозяйственной частям. В составе Штаба было 6 отделений,
заведовавших: личным составом и вопросами комплектования (1-е);
наблюдением на железных дорогах, руководством и контролем (до 1893 г.)
за деятельностью жандармских полицейских управлений железных дорог,
финансовыми и хозяйственными вопросами (до 1868 г.), организацией и
дислокацией управлений, отдельных частей, пограничных пунктов,
инспекционными и наградными вопросами (1827 - 1917 гг.) (2-е);
расследованием и преданием суду чинов корпуса (до 1867 г.), руководством
и контролем (с 1893 г.) над жандармскими полицейскими управлениями
железных дорог, финансовыми и хозяйственными вопросами (1827 - 1893 гг.)
(3-е); финансовыми и хозяйственными вопросами (1863 - 1917 гг.) (4-е);
расследованием должностных преступлений и преданием суду чинов корпуса
(1896 - 1917 гг.), наблюдением за деятельностью жандармских управлений
по части политического сыска и производства дознаний (1875 - 1917 гг.)
(5-е); наблюдением за функционированием жандармских управлений по части
политического розыска и производства дознаний (1871 - 1874 гг.) (6-е).
Помимо
этого, в структуре Штаба функционировали Управление полицейской стражи
(1906 - 1917 гг.) и военно-судная часть ОКЖ (1874 - 1896 гг.).
В
1861 г. в стране появилось 1-е жандармское полицейское управление
железной дороги (ЖПУЖД). К 1895 г. их насчитывалось уже 21. ЖПУЖД до
1866 г. находились в ведении министерства путей сообщений, но затем
вошли в состав ОКЖ. ЖПУЖД помимо прочего занимались расследованием
проступков и преступлений общего характера в соответствующем районе
(каждым управлением обслуживался участок дороги длиной до 2 тыс. км,
отделения имелись на всех узловых станциях).
6. Группа железнодорожных жандармов с офицером, сидящим на велодрезине (около 1890 г.).
Важнейшие
и ключевые обязанности жандармов первоначально заключались в
информировании императора о злоупотреблениях и беспорядках, которые
совершаются чиновниками, а также в наблюдении за развитием политической
мысли общества. Содержавшаяся в инструкции А. Х. Бенкендорфа от 13
января 1827 г. полковнику И. П. Бибикову и поручику И. В. Шервуду о
политическом обследовании южнорусских губерний, формулировка
«предупреждение и устранение всякого зла» давала жандармским офицерам
широкий административный простор. А подчиненность далекому начальнику
жандармского округа и еще более далекому Шефу жандармов надежно
обеспечивали их почти независимое положение на местах.
Агентура
Третьего Отделения и части Корпуса жандармов охватили государство сетью
регулярного политического сыска. Общество же, почувствовавшее эту
тотальную (по тем временам) слежку, отреагировало приписываемым М. Ю.
Лермонтову знаменитым стихотворением 1841 г., в котором отражалось
общественное мнение относительно всеобъемлющего надзора жандармов -
носителей мундиров небесно-голубого цвета.
Жандармские офицеры
были обязаны: наблюдать и доносить начальству обо всех политических
явлениях, вольнодумных мыслях, словах и действиях, о заговорах,
крестьянских бунтах, о пожарах, наводнениях. Жандармы вели расследования
по политическим делам.
Результаты деятельности Третьего
Отделения и жандармерии обобщали в специальных ежегодных отчетах,
посвященным настроениям различных классов и групп населения, часто
сопровождавших обозрения политического состояния Российской империи.
Юридически
служба частей ОКЖ включала в себя: 1) обязанности полицейской службы
(жандармские дивизионы и команды); 2) обязанности по охране порядка,
благочиния и безопасности в районах железных дорог, досмотре и
визировании паспортов на границах (ЖПУЖД); 3) обязанности обнаружить и
расследовать государственные преступления, а также осуществлять надзор
за государственными преступниками, содержащимися под стражей (все
остальные жандармские части).
Так, например, жандармские
городские конные команды и дивизионы в наиболее важных случаях
предназначались и для выполнения полицейских обязанностей, в том числе
для рассеивания несанкционированных «скопищ», для усмирения буйств,
восстановления порядка, для охраны порядка на военных парадах, во время
пожаров, при проведении ярмарок, народных гуляний и т. д.
7. Шеф жандармов Н. В. Мезенцев.
Жандармские
органы осуществляли пограничный паспортный контроль. Во время
проведения этой процедуры пассажиры заносились в особые реестры, а
фамилии владельцев паспортов проверялись на предмет розыска по линии
Департамента полиции. Если обнаруживались лица, находившиеся в розыске,
то часть из них арестовывалась на месте, а другие передавались под
незаметное наблюдение филеров, которые были на пограничном пункте. Если
обнаруживались фальшивые паспорта, то происходило выяснение личности.
Все нужно было успеть в течение сорока минут - и дать разрешение на
отправку поезда. Такая процедура на русской границе производила на
иностранцев неприятное впечатление, но в годы Первой мировой войны они и
сами пришли к аналогичной системе.
Серьезным пробелом в
паспортном деле было то, что в паспорте отсутствовала фотография
владельца – это облегчало использование чужих документов.
Продолжение следует